Связь урочной внеурочной деятельности учителей начальной школы
Доклад на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».
Цель: Обсудить связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности
Тема данного выступления для вас, уважаемые коллеги, не является новой. Моя задача заключается в том, чтобы коротко ознакомить вас с основными моментами работы над проектной деятельностью учащихся в рамках ФГОС, поделиться опытом работы над проектом. О чём хотелось бы сегодня сказать?
Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения. Вспомним методику классического образования. О проектной деятельности как о ведущем методе обучения было упомянуто ещё в начале 20 века. Так в 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В последнее время этому методу уделяется самое пристальное внимание. Использование проектного метода в образовательной системе оказывает содействие для понимания учащегося для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
А сегодня мы говорим о методике работы над проектом в свете ФГОС нового поколения. Что является основным в новой программе? Прежде всего стандарты нового поколения ставят основную задачу.
Задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Итак, что же такое проект? Чтобы разобраться в этом и понять о необходимых действиях над проектными работами, обратимся к толкованию слова «проект».
В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», выступающий, бросающийся в глаза.
В новое время это слово понимают как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов.
В ФГОС нового поколения под проектом понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
Направлены на достижение конкретных целей в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Имеют ограниченную протяженность во времени. С определенным началом и концом.
В определенной степени неповторимы и уникальны.Цель работы над проектами в начальной школе- это развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Что такое проект для ученика?
-раскрытие творческого потенциала;-умение работать в группе; -деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися-умение презентовать свою работу.
Что такое проект для учителя?
Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования:
-проблематизация,
-целеполагание,
- планирование деятельности,
- рефлексия и самоанализ,
-презентация и самопрезентация.
Из выше сказанного означает, что метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая- либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Учебные комплекты, дидактический материал и другие пособия отвечают требованиям нового стандарта.
Во-первых, весь курс является интеграционным. Это даёт возможность обучить учащихся различным областям науки, искусства. Учебный материал интересен для понимания, т.к. у учащихся есть возможность ознакомиться с материалом в интеграции с другими предметами.Особенно хорошо оснащены учебник «Окружающий мир», автор Поглазова и «Литературное чтение» автор Кубасова. На страницах учебника располагается материал по умению наблюдать, исследовать, проектировать. Рассмотрим некоторые странички учебников.
Так в 1 классе по предмету «Окружающий мир» есть страницы проектной работы: напиши проект на тему «Я и моя семья», «Мой класс и моя школа».
По окружающему миру в 3 классе «Чем важна вода?» Для домашнего задания дан вопрос – исследование:
• Какие водоёмы есть в твоём крае?
• Какими источниками питьевой воды пользуются и как сохраняют их чистоту?
• Есть ли в твоём крае родники, колодцы, колонки, водяные мельницы?
На уроках литературного чтения ребята пишут творческие работы, которые выражаются в умении писать сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения, выполнять и другие виды творческих работ, способствующих выходу на проект. Так при изучении раздела в 4 классе «Когда, зачем и почему?» познавательной литературы выполняются такие задания: (к рассказу М. Константиновского «Что такое электрический ток?» ) • Напиши ответ на вопрос: Что такое электроны?
• Напиши о силе, которая заставляет свободные электроны двигаться в одном направлении?
Работая над рассказом А. Дитриха «Какая книжка самая интересная» дано задание:
• Напиши о том, какой ты себе представляешь книгу будущего?
Подводя итог сказанному, хочется сказать, что учебники, разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. По сути учебник является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время.
Внеурочная деятельность школьников.
Проектная деятельность может осуществляться как и во внеурочной деятельности школьников.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Напомню основные направления внеурочной деятельности.
(основные направления внеурочной деятельности)
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое, научно – познавательное, военно – патриотическое, общественно – полезная и проектная деятельность. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.
Чтобы подготовить ученика к исследовательским работам, к самостоятельным исследованиям и созданиям проектов большую помощь преподавателю в подготовке может оказать методика Савенкова Александра Ильича (Методика исследовательского обучения младших школьников.)
В его книге представлены следующие методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников:
-развитие умений видеть проблемы (задания);
- развитие умений выдвигать гипотезы;
- задавать вопросы;
- давать определения понятиям;
- развивать умения классифицировать;
- наблюдать, высказывать суждения и делать умозаключения;
-развитие умений и навыков экспериментировать, создавать тексты.
Приведены примеры исследовательских работ.
Следует обратить особое внимание на основные этапы исследовательских работ школьников, предлагаемых А.И.Савенковым:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);
2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования);
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи)
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования: подумать самостоятельно, спросит у другого человека, посмотреть в книгах, по телевизору, получить информацию у компьютера, понаблюдать, провести эксперимент, связаться со специалистом)
6. Определить последовательность проведения исследования.
7.Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8 Анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала).
9. Подготовка отчёта.
10. Доклад.
Какими могут быть темы детских исследований
Фантастические – темы ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов
(Например: ребёнок делает проект космического корабля, воздаёт волшебную машинку.Может быть воплощено в рисунке или макете, склеенном из бумаги, картонных коробок)
Эмперические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Исследование включает в себя собственные эксперименты.
Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других детей, то, что можно увидеть в фильмах, прочитать в книгах.
Чтобы ребёнок успешно мог проводить самостоятельные исследования, его нужно к этому подготовить. Начинаем подготовительную работу с 1 класса. Знакомим с понятиями «исследование» и «наблюдение». Используем упражнения на развитие внимания и наблюдательности.
Учим детей правильно задавать вопросы, в ходе практической работы. (Игра «Найди загаданное слово») Учимся собирать материал по выбранному объекту и составлять рассказ об объекте наблюдения.
Коллективная игра - исследование «Строим дом» учит не только умениям работать вместе с другими, но и заставляет исследовать проблему, пробуждает интерес к выработке собственных идей.
В работе с первоклассниками используем задания, развивающие общие исследовательские умения и навыки. Это упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Предлагаем следующие задания:
1. Найдите два одинаковых предмета. В чём их сходство и различие?
2. Какие предметы изображены на рисунке?
Развитию исследовательских умений и навыков способствуют упражнения, требующие проведения экспериментов.
Во втором классе дети знакомятся с понятием «проблема». Учатся видеть проблему. Выполнив задание «Посмотри на мир чужими глазами», ребята делают вывод: одну и ту же возникшую проблему каждый видит и решает по-своему.
Знакомим детей с методами исследования. Проводим эксперименты.
Мыслительный эксперимент.
«Что можно сделать из бумаги?»
«Что можно сделать из песка?»
«Что нужно сделать, чтобы человек был здоровым?»
«Что будет, если человек научится читать мысли других?»Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской работе. Приобретая необходимые умения и навыки, а именно: работать самостоятельно, использовать различную информацию, уметь использованную информацию переработать и систематизировать, уметь пользоваться ресурсами компьютера, делать презентации и другие виды творческих работ-положительно влияют на адаптацию ученика в среднем и старшем звене.
Учащиеся начальной школы принимают активное участие в проектной деятельности. В 3-4- ых классах проводятся классные проектные конкурсы. Тема проектных работ выбирается учащимися самостоятельно и свободно. В проектную деятельность учителя стараются привлечь ребят как индивидуально, так и группой. Все работы обязательно просматриваются, делаются необходимые выводы, намечаются пути решения и исправления недостатков. Но в обязательном порядке каждый ученик поощряется за работу. Это может быть оценочное выражение или награждение почётными грамотами, дипломами. Учащиеся демонстрируют свои работы перед друзьями в классе, а также перед другими классами.
Возможно, ребята не займут призовых мест, но самое главное - приобретут опыт выступления перед аудиторией. Смогут сопоставить свою работу с работами других ребят. Возможно, увидят некоторые недочёты в своей работе. Такое участие позволит ребятам сделать соответствующие выводы, появится стремление продолжить работу над проектом.
Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Г.Э.Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».