Выступление по теме: «Использование регионального компонента на уроках в начальной школе».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
СТ. БРЮХОВЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
Региональный
научно-практический семинар
«Использование регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности»
Выступление
по теме: «Использование регионального компонента на уроках в начальной школе».
Учитель начальных классов
Татьяна Александровна
Соглаева
18 апреля 2014 г.
Использование регионального компонента
на уроках в начальной школе
«Воспитание любви к родному краю,
к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать»
Д.С.Лихачев
В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
В начальной школе особенно широко используется национально-региональный компонент на уроках окружающего мира и кубановедения, так как в содержание программы ежегодно включаются соответствующие темы из раздела «Наш край». Такие уроки способствуют не только расширению и углублению знаний, но и развивают у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Очень эффективны экскурсии по улицам станицы, на предприятия, в музей, в парк.
С первых уроков окружающего мира учу детей наблюдать за природой своего края, за окружающей действительностью, развиваю их кругозор, пополняю словарный запас. Дети учатся делать выводы, проводят логические операции, сравнивают и сопоставляют. Стало традицией проводить экскурсии в парк на одно и тоже место в разные времена года. Такие экскурсии в природу дают возможность увидеть и понять характерные особенности каждого времени года своего края. Дети соприкасаются с новыми знаниями, учатся наблюдательности, при этом основным средством является наглядность. В музеях у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями народа. Формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, расширяется кругозор. Для подготовки к урокам окружающего мира для учителя начальных классов достаточно много ресурсов: книги, газетные материалы, интернет. Несложно и привлечение детей к самостоятельной познавательной деятельности. На таких экскурсиях мы с детьми собираем природный материал, из которого затем на уроках технологии изготавливаем различные поделки, рисуем уголки природы, оформляем альбомы по материалам экскурсии. При изучении темы «Растения и животные» даю детям домашние задания, направленные на самостоятельный поиск материала.
На уроках кубановедения дети знакомятся с описанием жилищ, орудий труда, одеждой, пищей наших предков, с памятниками архитектуры, предметами народного творчества, промысла, узнают о реках и озёрах нашего края, знакомятся с картой края, района. Я убедилась, что использование содержания национально-регионального компонента на уроках окружающего мира и кубановедения в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы.
Но как приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»? Решение этой важной задачи возможно на уроках литературного чтения. Знакомство с творчеством писателей-земляков значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Школьники с удовольствием открывают для себя новых героев, и давно знакомые сказки и рассказы приобретают для них новое звучание и значение. На уроках литературного чтения мы изучаем пословицы, поговорки, приметы о своём крае, собираем загадки. Дети оформляют книжки – самоделки о народных песнях, частушках и других видах устного народного творчества нашего края. В первом классе дети знакомятся с более широким понятием слова «сказка», с видами сказок, былинами.
Уже с первых шагов обучения грамоте первоклассников одной из форм работы на уроке является знакомство с пословицами и поговорками как одним из видов народного творчества. Сначала чтение и объяснение смысла пословиц с опорой на личные наблюдения и опыт учащихся. Затем можно использовать различные виды упражнений:
продолжи пословицу, найдя ее вторую часть;
доскажи словечко;
распредели по темам;
найди лишнюю пословицу;
подбери к пословице знакомую сказку и другие.
Первоклассники с большим интересом слушают и анализируют стихотворения нашего кубанского писателя В.Нестеренко. Литературное творчество наших земляков разнообразно и многогранно, поэтому учитель может сделать свободный выбор произведения для урока независимо от того, по какому учебнику он работает. При этом работа с произведение будет осуществляться в рамках концепции, составляющей основу федерального комплекта. В помощь учителю может быть использована хрестоматия по литературе родного края.
Уроки русского языка способствуют также привитию любви к родному краю через разные формы работы:
- составление и написание предложений на тему «Мой край», «Мои родители», «Улицы моей станицы» и др.;
-написание сочинений и изложений с творческими заданиями;
- письмо по памяти;
- орфографические минутки на основе краеведческого материала.
На уроках математики детям очень нравится решать и самостоятельно составлять различные задачи, задания на основе регионального компонента. Удачно проходят математические диктанты с использованием данных на основе регионального компонента.
На уроках изобразительного искусства можно предлагать нарисовать дорогое сердцу место из окрестностей, выучить стихотворение поэтов-земляков о своем крае к этому уроку. Образы родной природы показывать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейзажа родных просторов и творчества художников. По теме «Птицы родного края» предлагаю нарисовать птиц края, вспомнить и назвать их. Так же можно нарисовать пейзаж после прочтения отрывков произведений писателей-земляков.
Национально-региональный компонент – часть Федерального государственного образовательного стандарта и введение его в курс предметов школьной программы не должно и не может быть искусственным или принудительным. Эта работа будет более результативной, и задачи духовно-нравственного (патриотического) развития и воспитания будут решаться эффективнее, если освоение содержания НРК начинать с первых дней обучения детей в школе, давая с малых лет детям представление о месте и роли их края в мире. Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Введение регионального компонента на уроках повышает интерес к предмету, облегчает усвоение наиболее трудных понятий и закономерностей. Дети учатся работать с научно – популярной, справочной и художественной литературой.
15