Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности.
Текст выступления
на конкурсе-фестивале молодых педагогов «Новая волна»
учителя информатики и трудового обучения
Гылиной Т.В.
г.Михайлов
2014
Реализация регионального компонента
в урочной и внеурочной деятельности.
Нестареющий вид рукоделия.
Моя специальность по диплому «учитель технологии». Я осознанно выбирала свою специальность, потому, что считаю этот предмет уникальным, ведь он соединяет историю и современность. Нас окружают объекты культуры, которые создавались поколениями.Стремление к прекрасному, было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилище, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами. Именно одним из таких видов украшения является кружево.
Я веду кружок по кружевоплетению, на базе Козловского филиала МОУ «Михайловская СОШ №1», где обучаю учащихся навыкам плетения кружева на коклюшках, развивая творческий и познавательный интерес детей через изучение традиций кружевоплетения Михайловского района. Основная цель моей работы – не только обучение практическим навыкам плетения кружева на коклюшках, но и знакомство с историей возникновения этого вида рукоделия, изучение традиций.
Известно, что кружевоплетение это одно из наиболее древних видов художественного творчества, имеющих вековые традиции. Красота и изящество коклюшечного кружева создается гармоничным рисунком и правильным выбором нити. Процесс кружевоплетения упоителен, а звон коклюшек завораживает. Создание кружева приносит умиротворение и настоящую радость. Изучение данной темы дает возможности развивать творческий потенциал ребенка, формировать его вкус, воспитывать чувство прекрасного. Творчество детей имеет свою специфику. Оно существенно отличается от творчества взрослых, и здесь главное - воспитание у учащихся определенной готовности к самостоятельной творческой деятельности.
Большое внимание уделяется в современном образовательном процессе использованию национально-регионального компонента. Неисчерпаемые возможности для его применения и во внеурочной деятельности.
Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов.Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка.И внеурочную деятельность можно рассмотреть как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, эстетического, нравственного воспитания школьников.
На современном этапе в мировом масштабе происходят процессы, характеризующиеся стремлением народа сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры.
Основными задачами обучения учащихся кружевоплетению являются:
формировать интереса к истории родного краячерез интерес к кружевоплетению;
воспитание патриотизма;
расширить, углубить и закрепить знания и умения учащихся, полученные на уроках трудового обучения, в школе.
формировать и совершенствовать умения и навыки в области плетения кружева;
способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, интереса к ручному труду; умение доводить начатое дело до конца, чувства коллективизма;
развивать память, моторику мелких мышц, расширять кругозор.
научить самостоятельно, оценивать результат работы.
способствовать развитию творческого мышления, художественного вкуса, эстетического восприятия, воображения;
формировать творческое отношение к выполняемой работе.
обучать пользованию различными инструментами, необходимыми в процессе работы.
Обычно, изучение темы начинается с теоретической части занятий, прежде всего учащиеся, знакомятся и историей кружевоплетения, историей развития народных промысловМихайловского района, с правилами техники безопасности при работе с ножницами, крючком, знакомятся с основными видами плетения и т. д. Вторая часть занятий- практическая; она является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Основной формой организации работы в кружке являются занятия.
На занятиях по кружевоплетению, как нигде может быть проявлена дифференциация, т.к. сложность работ может варьироваться в самых широких пределах. Дети могут по желанию выбирать изделие, его цветовую гамму, что способствует развитию самостоятельности и творческого начала. Приобретение практических навыков органично соединено с расширением представления у учащихся об истории родного края, традициях, обрядах, национальных костюмах.
Начинаю изучение новой темы с показа больших красочных, производящих ошеломляющее впечатление на девочек работ, выполненных мною, также показываю презентацию, где представлены работы других людей, чтобы убедить в том, что каждая из них сможет стать автором таких же великолепных изделий- это является важным побудительным мотивом для них.
Очень важно на занятиях рукоделием рассказывать об истории данного вида искусства. Это способствует формированию любви к своей Малой Родине, ее народным промыслам, развитию чувства патриотизма и гордости за свой родной край.
После каждого занятия - подведение итогов: где обобщается проделанная работа, подводятся её итоги, делаются выводы, отмечается активность отдельных учащихся,
даётся оценка полученных знаний, что получилось, над чем нужно ещё поработать.
Подведение итогов работы, анализ и оценка её имеют большое воспитательное значение, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки - это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Подведение итогов работы за год проводится на итоговой выставке.
Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя технологии по формированию у школьников интереса к творчеству. Именно внеурочная деятельность со школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться. В жизни всегда есть место творчеству. Это незыблемый закон развития человеческого общества, всей нашей цивилизации. Внеурочная деятельность учителя технологии в этом направлении может коренным образом повлиять на взгляды и представления будущего члена общества, помочь ему развить дремлющие способности и наклонности.
Но моя работа заключается не только в занятиях кружевоплетением. Для работы с каждым классом мною были разработаны свои индивидуальные программы: с 5 классом мы занимаемся квиллингом - бумагокручением, модульным оригами, с 6 - более углубленно изучаем кружевоплетение, с 7 классом – занимаемся вышиванием, а с 8 – тоже изготовлением кружева, но уже вязанного крючком. Пока я только начала работать в этом направлении, чтобы говорить о больших результатах. Но я стараюсь помочь каждому из детей выбрать наиболее близкое ему направление работы и предоставить возможность для ее реализации.