Формирование патриотического отношения к малой Родине у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Формирование патриотического отношения к малой Родине у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности.
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в духовно-нравственном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство-самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей Родине. Проблема духовно-патриотического, нравственного воспитания подрастающего поколения России актуальна как никогда. В современной России значительной частью населения утрачены величайшие духовные ценности, чувство патриотизма и гражданственности. Происходит падение интереса наших граждан к настоящему, потеря уважения к прошлому России, отчуждение подрастающего поколения от собственной культуры. Очень часто взрослые заняты зарабатыванием денег, а дети занимают сами себя телевизором, компьютерными играми и интернетом. Решением данной проблемы должны заниматься в первую очередь родители, общество, государство и школа-как единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, к родной земле, труду на ней, чувству товарищества, негативному отношению к угнетателям учили с малых лет детей народные сказки, былины, басни, песни. Только духовное воспитание способно разрешить проблему формирования нравственности юного поколения.
В нашей школе задача духовно - патриотического, нравственного воспитания учащихся стала одной из самых важных и главных, поэтому из различных программ и проектов духовно-нравственного воспитания я выбрала программу курса «Истоки».
Программа курса «Истоки» является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской академии естественных наук, и А.В.Камкина, профессора Вологодского государственного педагогического университета, доктора исторических наук. Она сразу привлекла мое внимание, своим целеполаганием, методической проработанностью, она отвечает современным достижениям в области психологии и психофизиологии младших школьников. Программа учебного курса «Истоки» открывает детям глубокий смысл в самом простом и очевидном. Восьмилетний ребенок видит, чувствует и осознает свои корни, свою любовь к родной земле. Программа особенно актуальна в современных условиях, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу. Ведь образовать - это значит - помочь человеку восстановить в себе образ Божий, сформировать личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны. На уроках курса «Истоки» мы знакомимся с детьми с нравственными нормами, которые помогают строить всю нашу повседневную жизнь. Ученики должны понять, что любое их слово и действие небезразличны для людей. С возрастом они будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, в них начнет говорить совесть. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения. Поэтому одно из главных призваний человека - исполнять свои человеческие обязанности перед своей совестью, работать над собой, нравственно совершенствоваться, стараться сделать себя лучше, чище, благороднее.
«Чтобы стать духовным, надо стать вначале нравственным» - эти мудрые слова заложены в основу программы «Истоки». По словам авторов «Истоки» учат жизни. Исток-это начало, исходная точка. Знать истоки всего, что нас окружает, не только полезно, но и интересно.
Путь изучения истоков начинается с самого близкого для ребенка – родного очага, согретого душевным теплом родных и близких ему людей, дома, семьи. Начиная с первого класса, мы делаем первые шаги в приобщении к «Истокам». В работе используем учебник «Азбука Истоков» с прекрасными текстами и иллюстрациями. Огромное желание детей рисовать реализуется на занятиях в рабочих тетрадях и прописях, в выполнении иллюстраций на темы православных праздников, создании любимых образов. Опираясь на непроизвольное запоминание, первоклассники избегают перенапряжения и утомления, что повышает учебную мотивацию. В контексте программы «Истоки» мы очень тесно работаем с родителями. Активное участие родителей способствует созданию благоприятной атмосферы взаимопонимания с учителем. Дети приобретают опыт личного осмысления понятий с помощью слова, образа, книги, получают значимые социокультурные результаты, учатся работать самостоятельно и в сотрудничестве с родителями. Нужно отметить, что для каждой ступени курса «Истоки» издан учебник «Истоки» и дидактическая тетрадь, соответствующая структуре и содержанию в учебной книге. Задания в тетради носят интегрированный характер. Они, как и книга, актуализируют знания по чтению, русскому языку, окружающему миру, природоведению, изобразительному искусству, труду.
Учащиеся изучают свои родовые корни, традиции, и обычаи своего рода, составляют генеалогическое древо.
Учебный курс «Истоки» направляет усилия ученика, его родителей и учителя на освоение ценностей внутреннего мира человека. Младшие школьники учатся находить причины возникновения конфликтных ситуаций и пути их решения, начиная с малой ссоры в классе, в семье, в обществе, учатся сопереживать и не быть равнодушными. На занятиях дети размышляют о том, как рождается семья, что нужно для семейного счастья, что такое любовь, умеем ли мы любить, предлагают пути взаимопонимания между членами семьи. Для выявления уровня сформированности у младших школьников духовно-патриотических качеств ежегодно проводится мониторинг осознания учащимися данных понятий. Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяют обеспечить повышение эффективности духовно-патриотического воспитания.
Более доступными и понятными для детей во 2 классе оказались понятия дружба, милосердие, честность и бескорыстие. Менее доступны для детского осознания были значения слов толерантность, совесть и патриотизм. В третьем классе прослеживается положительная динамика в понимании учащимися основных формируемых качеств. Православная культура уделяет большое внимание воспитанию патриотических чувств, глубокого почтения к родителям, семье и традициям, любви и уважения к человеческой личности и вместе с тем формированию умения отличать хорошее от дурного, полезное от вредного. Духовный человек всегда стремится к истине, добру и красоте. В последние годы в нашей школе широко отмечаются великие православные праздники – Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Праздник славянской письменности. Мы с детьми принимаем активное участие в проведении мероприятий, а так же проводим праздники в классе. Основная идея этой работы – возрождение народного искусства и православных традиций, которые играют ключевую роль в становлении духовных ценностей школьника. Дети с удовольствием участвуют в различных конкурсах рисунков и поделок, приуроченных к праздникам таких как «Рождество Христово», «Пасха Красная». Родители активно им во всем помогают. Некоторые работы принимали участие в районных и областных конкурсах, где заняли призовые места. В познавательном и воспитательном отношении подобные праздники конкурсы имеют большой смысл. Они наполняют души детей радостью творческой подготовки к ним. В детях просыпается дух творчества и ответственности. Эти праздники изначально были связаны с трудом и надеждой людей на лучшее. В душе каждого ребенка живут святые чувства любви, уважения и благодарности к своей семье, к окружающим людям. На занятиях по программе «Истоки» дети знакомятся с различными жанрами художественной литературы и русского фольклора, поучительными рассказами, развивающими нравственные чувства, способность сопереживать другим. Осознанию учащимися уникальной культурно – исторической значимости своего Отечества, воспитанию гордости за него и чувства сопричастности к героическим деяниям предков способствуют цикл бесед «Герои Земли Нижегородской», «Наш край в далеком прошлом», который проводится в рамках курса «Истоки», игры «Колесо истории», «Родная старина». Дети часто бывают в храме, посещают воскресную школу. В течение года мы проводим анкетирование родителей. В конце учебного года провели диагностику родителей и детей по категориям – ценностям, проанализировали произошедшие изменения. Для исследования уровня удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в классе используются приемы педагогического наблюдения. Родители становятся активными участниками жизни класса и школы. Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом школы
\s
По большинству критериев учащиеся и их родители удовлетворены воспитательным процессом в школе. Это учитывается при планировании воспитательной работы.
Считаю, что использование данного учебного курса способствует развитию социокультурного начала в учебно – воспитательном процессе, повышению интереса и детей и их родителей к духовно-патриотическому воспитанию.
Многие проблемы для нас пока остаются нерешенными, так как мы только начинаем осознавать и постигать их. Но уверены, что они обязательно будут успешно решены, потому что УМК курса «Истоки» разработана с 1по 9 класс.
Создание вокруг каждого ребенка духовного пространства – дело очень трудное, но важное. То, что мы сумеем вложить сегодня в души наших учеников, отзовётся в будущем. Это, на мой взгляд, самое главное.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что работа по развитию начала духовно – нравственного воспитания сложна и многогранна, а главное – она никогда не кончается. Мы надеемся, что все добрые семена, посеянные в детских душах, взрастут и принесут свои плоды. Хочется верить, что повзрослев, наши ученики станут добрыми, отзывчивыми, умными людьми и хорошими гражданами своей страны.
Литература:
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
2.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
3.Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий -
М.: Просвещение,1977.- 376с.
4. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
5. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6