ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т.А. Нестеренко, учитель начальных классов, МКОУ Карымская СОШ
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Социально-экономические условия жизни на селе ограничили круг общения сельских школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений и дополнительного образования на селе привели к ограничению средств развития сельского школьника. Отсутствие на селе перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение сельчан, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. По использованию же фольклора, с появлением телевидения и компьютеров, деревня практически сравнялась с городом, т.е. нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Любовь к большой и малой Родине, любовь к людям – вот два быстрых истока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
Патриотизм очень тесно связан с понятием «Родина» и «народ». Они составляют единое неразделимое целое. Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья.
Воспитание на делах и свершениях земляков – это не только приобщение молодёжи к традициям старших поколений, но и сохранение в максимальном объёме материалов по историческому прошлому наших людей.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Интегрированные уроки с краеведением являются эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира, развития и укрепления у детей чувства любви к родному краю и малой Родине; формированию нравственной личности гражданина и патриота России.
Через краеведческую направленность происходит расширение и углубление содержания образования и воспитания младших школьников, границ их познавательной и исследовательской активности.
Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки».
Изучая родной край, младшие школьники открывают для себя величие своего края, учатся его любить и гордиться им.
Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы нашей школы по изучению родного края является воспитание у детей устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Мы формируем и развиваем эти качества у младших школьников начиная с первого класса, воспитывая у учащихся духовно – нравственные ценности и идеалы, ведь это наиболее эффективный путь воспитания достойных граждан России.
Мы решаем такие основные задачи, как:
активизация познавательной деятельности учащихся;
развитие творческих способностей;
воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников;
формируем представления об историческом прошлом и настоящем нашего края, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона.
Для реализации этих задач мы используем разнообразные формы урока, экскурсии, факультативные занятия, внеклассные мероприятия.
С помощью интегрированных уроков, на которых учащиеся не только получают предметные знания, но и знакомятся с историей села, с природой своего края, узнают интересные биографические сведения о своих односельчанах. Для осуществления принципа наглядности и активизации познавательной деятельности к каждому уроку создана презентация. На таких уроках дети заметно оживляются, им хочется поделиться своими познаниями или узнать что-то новое о своем селе. В этот момент открывается большая возможность вовлечь учащихся в проектную или исследовательскую деятельность.
Например, на уроке окружающего мира во 2 классе во время изучения темы «Город и село», учащиеся с удовольствием рассказывали о своем селе, о его достопримечательностях. Они наперебой рассказывали о местах в которых они побывали с родителями на отдыхе. Ведь важным условием приобщения учащихся к краеведению и истории является тесная взаимосвязь с родителями. На втором этапе детям было очень интересно и легко приготовить проект на тему: «Родное село». Ими было собрано множество интересных фотографий о своей малой Родине. Ребята собирали сведения о растительном и животном мире края. С помощью презентации класс совершил виртуальную экскурсию по селу. Сначала мы побывали в прошлом, затем перенеслись в настоящее. Учащиеся рассказали о природе края и ее экологических проблемах. После обсуждения, ребятами был составлен свод правил по сохранению окружающей среды края. Вся эта работа формирует правильное сознание детей по данной проблеме.
Когда мы говорим о культурном наследии, то вспоминаем достопримечательности родного края. А при изучении темы «Путешествие по городам и странам», мы попутно изучаем географическое положение, рельеф, климат, водоёмы, экологию нашего края.
Анализируя учебные программы других предметов, легко заметить, что все они обеспечивают возможности эффективного процесса интеграции, потому что этот процесс посредством синтеза объединяет в систему разобщенные элементы, которые обладают важнейшим свойством – целостностью.
На уроках литературного чтения младшие школьники знакомятся с различными жанрами фольклора: сказками, загадками, былинами, легендами, скороговорками, потешками, песнями, пословицами, поговорками, небылицами, играми и др. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Изучая произведения устного народного творчества, младшие школьники приобретают определённый опыт, знакомятся с традициями русского народа, укладом жизни семьи.
Уроки технологии и изобразительного искусства дают возможность создавать композиции, аппликации, объемные поделки, пейзажи индивидуальные и групповые на тематику «Мой край», «Мое село», «Моя улица», «Мой дом» и др. Продуктивность у таких уроков значительно выше, чем у традиционных.Не нужно забывать про внеурочную деятельность. Здесь большой спектр различных мероприятий отведен на формирование патриотического воспитания школьников.
Ко Дню Защитников Отечества в классах традиционно проводится Неделя Мужества. Учителя на уроках и внеклассных мероприятиях знакомят учащихся с защитниками Отечества: былинными героями, с героями – земляками, жившие в разные исторические периоды.
На кануне 9 мая, когда мои дети были в первом классе я провела классный час « Вахта памяти» дети узнали, что в селе проживают ветераны войны, которые получили награды за свои подвиги. Для некоторых ребят это было неожиданностью, ведь они знают этих людей, встречаются с ними, здороваются, некоторые близко живут. Сейчас, когда дети узнали о героическом прошлом этих людей, они стали по-другому смотреть на них: с уважением и гордостью, что живут рядом с героями. Для учащихся младших классов это была только история. Этот урок максимально приблизил историю и она стала настоящим для мальчишек и девчонок.
А когда после этого они побывали на митинге посвященному дню «9 Мая», возле памятника погибшим в войне, впечатлений у них было еще больше.
Ведь все меньше остается участников Великой Отечественной войны, прямых и непосредственных созидателей Победы, вынесших на своих плечах невероятно тяжкое бремя того сурового времени. И чем меньше их остается, тем острее чувствуется необходимость сохранить для будущих поколений все, что связано с их героическим прошлым.
Одна из активных форм изучения исторического краеведения – экскурсии и походы по родному краю: с первого класса мы путешествуем посещая:
Куйтунский краеведческий музей;
Карымскую сельскую библиотеку;
Церковь и музей в село Кимильтей;
И конечно же каждый сезон совершаем экскурсии на природу своего села. Наблюдаем за изменениями, произошедшими в природе.
Важным условием приобщения учащихся к краеведению и истории является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи активизирует мысль учащихся, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Я привела лишь некоторые примеры изучения краеведческого материала на уроках и внеурочной деятельности в нашей школе.
Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан России.
Описанная мной работа по формированию патриотического отношения к малой Родине у младших школьников является частью работы школы по данной проблеме и отличается заметными результатами. У учащихся меняется:
отношение к себе,
отношение к окружающим людям – семье, школьным товарищам, учителю, другим людям,
отношение к природе,
отношение к традициям,
отношение к поступкам людей,
отношение к нравственным понятиям – любовь к Родине, гордость за свою Родину, способность к поступкам, направленным на улучшение окружающего мира, готовность восхищаться своей Родиной.
Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются любовь к себе, любовь к семье и любовь к своей малой Родине.
Патриотическое отношение формируется в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались её славной историей, мужеством и храбростью патриотов.
История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую доносят через разнообразие форм и методов в изучении краеведения учителя начальных классов до своих воспитанников, формируя в их сознании Человека, Гражданина, Патриота.