Исследовательская работа Вклад Советских математиков в Победу над фашистской Германией
Филиал ГБОУ РХ СПО « Черногорский горно-строительный техникум»
Исследовательская работа
ТЕМА: Вклад Советских математиков в Победу над фашистской Германией.
Выполнили студенты гр. №2 «Мастер
отделочных строительных работ»:
Петрова Ю., Ляпустина Н.
Руководитель: Горяйнова Н.Н.-
преподаватель математики,
г. Абаза -2015 г.
Содержание:
Стр.
Введение 3
Участие советских математиков в боевых действиях 4
Невидимый фронт борьбы с фашизмом 5
Заключение 9
Список литературы 11
1.Введение
В 2015 году всё прогрессивное человечество будет отмечать 70- летие окончания Второй мировой войны. Неисчислимые жертвы понесла наша страна во имя свободы и независимости своего народа, во имя освобождения Европы от фашизма.
Великая Отечественная война не прошла мимо советских ученых: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.
Актуальность
В настоящее время уже мало осталось в живых участников военных событий, молодёжь знает о войне лишь из книг и кинофильмов. Современные зарубежные историки пытаются по- своему излагать ход той войны, искажают её результаты, пытаются принизить роль Советского Союза в победе над фашизмом. Мы должны знать о людях, которые разгромили врага и подарили нам будущее.
Изучая дисциплину «математика», студенты мало знают о том, какой вклад внесли Советские математики в Великую Победу. Поэтому у нас возникло желание узнать о тех задачах, которые решали ученые- математики для совершенствования оружия, для организации экономики страны в сложные военные годы, кто из них был участником боевых сражений.
Цель и задачи
Цель данной работы: определить вклад советских математиков в Победу в Великой Отечественной Войне.
В рамках этой цели были сформулированы следующие задачи:
1) Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях.
2) Определить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны.
Гипотеза. Мы предположили, что в годы Великой Отечественной Войны Советские математики, как и весь народ, встали на защиту Родины. Немало из них погибли на фронтах сражений, были и те, кто своими научными трудами помогали армии.
Методы.
Среди методов исследования мы использовали такие, как:
изучение литературных источников,
сравнительный анализ полученной информации,
отбор информации для работы,
обобщение и выводы,
создание презентации.
2.Участие советских математиков в боевых действиях.
Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941. А уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР. Советские ученые заявили, что отдадут «все свои знания, все свои силы, энергию и свою жизнь за дело нашего великого народа, за победу над врагом и полный разгром фашистских бандитов, осмелившихся нарушить священную границу нашей социалистической Родины». Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма.
Математики нашей страны в период тягчайших испытаний проявили себя как подлинные патриоты, были храбрыми и расчетливыми воинами. Очень сложно в рамках небольшой работы рассказать о подвигах ученых- математиков, которые из стен институтов ушли на фронт.
21 июня 1941 г в высших учебных заведениях страны заканчивались экзамены, в лабораториях институтов решались в основном мирные проблемы. Молодые и умудренные опытом ученые создавали новые теории, не подозревая, что и они послужат делу разгрома врага. C первых же дней Великой Отечественной Войны огромное число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг.
За четыре года войны страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки.
Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог Алексей Андреевич Ляпунов (1911 – 1973). Он храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его расчеты увеличили эффективность стрельбы. После войны он работал в области кибернетики, теории множеств и программирования. А.А.Ляпунов был избран член - корреспондентом АН СССР.
В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико – математических наук, а потом академик АН СССР Юрий Владимирович Линник (1915 – 1972).
Осенью 1941г. умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Николай Борисович Веденисов (1905 -1941). Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теоретико – множественной топологии, где он получил ряд важных результатов. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Не смотря на слабое здоровье и бронь, он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.
Михаил Валерьянович Бебутов (1913 – 1942)в августе 1942 года погиб в боях под Воронежем. Он начал свою научную работу еще в студенческие годы. Его интересы были связаны с качественной теорией дифференциальных уравнений. Первая публикация относится к 1938г, а последняя опубликована посмертно в 1942г. И все же, несмотря на такой ограниченный промежуток научной деятельности, М. В. Бебутов получил в математике ряд важных результатов. Защищенная им в июне 1941г. диссертация была отмечена ученым советом как выдающаяся работа.
Не вернулись с войны и такие талантливые молодые математики Московского университета, как Г.М. Бавли, В.Н. Засухин, А.И. Герчиков, М.Е. Глезерман, И.Р. Лепехин, X.М. Мильштейн, С.С. Кудашев, С.Я. Карпов, А.Т. Павлов, М.И. Песин и многие, многие другие.
Все они могли бы стать гордостью нашей науки, но война прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Сколько замыслов осталось не осуществленными, какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этих потерь.
3.Невидимый фронт борьбы с фашизмом.
Мы должны преклоняться перед выдержкой, самоотверженностью и верностью Отчизне, которую проявляли математики-воины. Однако нельзя забывать и о другом вкладе математиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Одновременно с построением фронтов действующей армии советские математики в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый фронт борьбы против фашизма.
Давая оценку вклада советских ученых в военное дело, президент Академии Наук СССР С. И. Вавилов написал: “Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло в себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки”.
Михаил Алексеевич Лаврентьев. Математик и механик, академик и вице-президент АН СССР, Герой Социалистического Труда. Родился в 1900 году в Казани. Создал новые направления в теории функций и прикладной физике.
В годы Великой Отечественной войны Михаил Алексеевич Лаврентьев вместе с коллективом Института математики работал над проблемами оборонного характера, решал сложнейшие задачи, связанные с совершенствованием артиллерийского оружия и инженерного дела. Вместе с учениками решал теорию направленного взрыва. В 1944 г. после долгих и мучительных расчетов М. А. Лаврентьев доказал теорему о существовании уединенной волны. Это исследование завершило спор, тянувшийся на протяжении ста лет между крупнейшими математиками многих стран. В конце войны занимается расчётами водородной бомбы.
Андрей Николаевич Колмогоров Выдающийся Советский математик, родился в 1903 году в г. Тамбове - основатель научных школ по теории вероятностей и теории функций, Герой Социалистического Труда. В годы Великой Отечественной войны Колмогоров уделял большое внимание разработке проблем, имеющих непосредственное отношение к обороне страны. Ему принадлежат исследования по теории стрельбы, по статистическим методам контроля массовой продукции. Колмогоров создал большую научную школу в области теории вероятностей и теории функций. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым усилить действие артиллерии. Разработки А.Н.Колмогорова по математической теории вероятностей использовались во время Великой Отечественной войны для определения наилучших методов нахождения объектов.
Анатолий Петрович Александров - выдающийся советский ученый в области физики и математики - трижды Герой Социалистического Труда, родился в 1903 году в городе Тарища Киевской губернии. Внес огромный вклад в Победу нашего народа в ВОВ.
Самым первым мероприятием немецко– фашистского командования на морских театрах военных действий была попытка заблокировать наши корабли в их базах и связать их боевые действия массовыми постановками магнитных мин.
Фашисты возлагали большие надежды на эффективность этого нового вида оружия и были уверены, что наши моряки и специалисты не смогут быстро найти способы защиты кораблей. Но наши физики в союзе с математиками и механиками в кратчайшие сроки помогли морякам нейтрализовать влияние вражеских мин. Идею размагничивания предложили и осуществили ученые во главе с академиком А. П. Александровым. Группа Александрова выехала на Балтику. Ученые вели свои работы непосредственно в районе боевых действий, и вскоре проблема защиты кораблей от такого типа мин была полностью решена. Известно, что ни один наш корабль, снабженный системой противоминной защиты, не подорвался на вражеских минах.
В 1943 году Александров подключился к работам по созданию атомного оружия. Несколько позже стал заместителем И.В.Курчатова в так называемой Лаборатории № 2 АН СССР (ныне Институт атомной энергии имени И.В.Курчатова, ИАЭ), в которой в широких масштабах развертывались исследования по атомной энергетике. В 1946-1955 годах работал директором Института физических проблем АН СССР. В 1975-1986 годах президент Академии наук СССР.
Алексей Николаевич Крылов - российский советский математик, кораблестроитель, академик. Родился в 1863 года в селе Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне село Крылово Порецкого района Чувашии) в семье отставного офицера-артиллериста. В годы ВОВ ему принадлежала видная роль в деле обороны нашей Родины. Труды академика по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно-Морскими силами.
А. Н. Крылов создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности. Ученый прожил до октября 1945 года.
Мстислав Всеволодович Келдыш - советский учёный в области математики, механики, космической науки и техники, академик АН СССР, доктор физико-математических наук, профессор. Родился в1911 в г. Рига, трижды Герой Социалистического труда.
При создании скоростных самолетов авиаконструкторы столкнулись с неизвестным ранее явлениями в поведении самолета. В определенных режимах работы моторов в конструкциях самопроизвольно возникало возбуждение, причем с большой амплитудой, и это явление (флаттер) вело к разрушению самолета в воздухе. Опасности подстерегали скоростные машины и на земле.
При взлете и посадке самолета колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолетов на аэродромах. М. В. Келдыш и возглавляемый им коллектив ученых исследовали причины флаттера и шимми. Созданная ими математическая теория этих опасных явлений позволила советской авиационной науке своевременно защитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций.
Ученые дали рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета конструкций, тем самым были спасены жизни многих летчиков и боевые машины. В апреле 1942 года ему была присуждена Сталинская премия 2-й степени за научные работы по предупреждению разрушения самолётов.
В годы войны наряду с научно-экспериментальными исследованиями он занимался внедрением разработанных рекомендаций в самолётные конструкторские бюро и на авиационные заводы. Эта его деятельность была отмечена орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. Как математик М.В.Келдыш внёс свой вклад в теорию функций, теорию потенциала, дифференциальные уравнения, функциональный анализ. Большое значение имеют результаты М.В.Келдыша в механике, охватывающие гидродинамику, аэродинамику, газовую динамику, механику самолётных конструкций. Многому научился М.В.Келдыш в общении с конструкторами самолётов, в первую очередь, С.А.Лавочкиным и А.Н.Туполевым.
30 ноября 1946 года М.В.Келдыш был избран действительным членом (академиком) АН СССР по Отделению технических наук. Начался новый период его деятельности, связанный с именами «трёх К» – И.В.Курчатова, С.П.Королёва и М.В.Келдыша. Сразу после избрания академиком он был назначен начальником головного научно-исследовательского института (НИИ-1 Министерства авиационной промышленности; ныне Центр имени М.В.Келдыша), занимавшегося прикладными задачами ракетостроения.
Яков Исидорович Перельман - родился 4 декабря 1882 года (22 ноября по старому стилю) в городе Белостоке Гродненской губернии ( Республика Беларусь) - ученый, популяризатор физики, математики, основоположник жанра научно-занимательной литературы. Автор научно-популярных статей, один из первых пропагандистов идей К. Э. Циолковского. Автор термина "научная фантастика". Автор свыше 100 книг ("Занимательная физика", "Занимательная алгебра", и др.), которые переведены на многие языки и изданы тиражом более 10 000 000 экз., переиздавались более 300 раз.
Начавшаяся 22 июня 1941 года война круто сломала мирный уклад его жизни. Движимый патриотическими чувствами, Яков Исидорович прочитал десятки лекций для солдат и матросов. Он разрабатывал несколько тем, касавшихся, в основном, умению ориентироваться на местности, что должно было пригодиться в ходе боевых действий.
Но голод и холод блокадного Ленинграда медленно подтачивал силы пожилого человека. 18 января 1942 года на дежурстве в госпитале скончалась от истощения Анна Давидовна Каминская-Перельман. Яков Исидорович пережил ее на два месяца. 16 марта он также скончался от голода в осажденном Ленинграде. Но остались книги, которые сейчас читаются с таким же интересом, как и когда-то. Яков Исидорович Перельман не совершил никаких научных открытий, ничего не изобрел в области техники. Он не имел никаких ученых званий и степеней. Но он был предан науке, помогал фронту и в течение сорока трех лет нес людям радость общения с наукой.
4.Заключение.
Со времени Победы прошло 70 лет. Вторая мировая война стала войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений.
Наша гипотеза подтвердилась. Изучая различные источники информации, мы пришли к выводу, что за годы войны, в нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс в теоретической математике.
Большинства тех, кто ковал победу на научном фронте, уже нет в живых, человеческая память несовершенна и многое забывается. А нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и разумом инженеров, ученых создавалась и совершенствовалась военная техника.
Нельзя нам забывать и того, что по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг.
К сожалению, и теперь положение в мире таково, что наша страна, вынуждена решать задачи обороны, расходуя на это огромные средства. Однако это не самоцель, а вынужденная необходимость. Каждый же из нас мечтает о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним.
«Я не знаю, каким оружием будет вестись Третья мировая война, но в Четвёртой будут использоваться палки и камни ». Альберт Эйнштейн, 1945г.
Мы считаем, что тема этой работы очень актуальна в наши дни, особенно для наших сверстников.
Она показывает связь математики с историей страны, с великим подвигом народа.
Помогает понять, что изучение математики необходимо, она соприкасается со всеми отраслями науки. И чем бы мы в дальнейшем не занимались, знания математики будут необходимы.
Изучая материалы, мы узнали много интересных фактов из истории ВОВ, познакомились с судьбами великих ученых, знать о которых должен каждый гражданин России.
Материалы, собранные в работе могут быть использованы на уроках математики, во внеклассной работе педагогов, полезны всем интересующимся этой темой.
В рамках одной работы трудно охватить большой материал об участии Советских математиков в Великой Отечественной войне, поэтому планируем исследование продолжить.
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мёртвым и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя
Поклонимся, поклонимся друзья!
Всем миром всем народом всей землёй
Поклонимся за тот великий бой.
5.Список литературы:
1)Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978.
2)Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны - М.:
Наука, 1983.
3)Оружие Победы.-2-е изд., перераб. И доп. - М: Машиностроение, 1986.
4) Интернет ресурсы.