Исследовательский проект Забытые храмы Краснохолмского района
МБОУ "Краснохолмская сош № 2 им. С.Забавина
Долгосрочный исследовательский
проект
Руководитель: Львова Светлана Юрьевна
учитель обществознания
МБОУ "Краснохолмская сош № 2 им. С.Забавина
2014 г.
Содержание
Раздел 1. Введение ………………………………………………………………3
1.1. Обоснование актуальности темы исследования…………….……………..3
1.2. Цели и задачи. Методы исследования……………………….…………….… 4
Раздел 2. Содержание исследования……………………………….………….5
2.1. д. Слобода . Церковь Зосимы и Савватия.……………………………………………….….. 5
2.2. Николаевский Антониев монастырь.
…………………………………………………………… 7
2.3. . д. Хабоцкое. Церковь Воскресения Христова………………………………………………………………. 8
2.4. . д. Шаблыкино. Церковь иконы Казанской Божией Матери ………………………………………………………….. 8
2.5. . д. Башарово. Церковь Вознесения Христова ……………………………………………………………... 9
2.6. д. Мартыново. Церковь Параскевы Пятницы ………………………………………………………………… 9
2.7. д. Болонино. Церковь Покрова Богородицы …………………………………………… 10
2.8. д. Рачево. Успенская церковь …………………………………………. 10
2.9. ……………………………………….… 11
2.10. д. Рычманово. Христорождественская церковь …………….. 13
2.11. О роли монастырей и храмов в жизни людей………………………………. 14
Раздел 3. Заключение.…………………………………………………………….. 15
3.1. Выводы ………………………………………………………………………….... 15
3.2. Потенциал развития исследования …………………………………………… 15
Литература ……………………………………………………………………….…. 16
Приложение ……………………………………………………………………….... 17
Раздел 1. Введение
Проект «Забытые храмы и соборы Краснохолмского района
1.1. Обоснование актуальности темы исследования
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилев. Фра Беато Анджелино
Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишён памяти о своём наследии?
Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.
Вся отечественная культура зиждется на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честных старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. «За веру, Царя и Отечество» - эти слова наполняли мужеством и отвагой солдатские сердца.
Многие века наш город находится под покровительством святого Антония Краснохолмского. Красному Холму - 236 лет! Немалый исторический период. Какова же историческая судьба православного города? Какова история его святых мест: храмов, монастырей? На эти и другие вопросы мы и решили найти ответы в ходе исследования.
Актуальность темы исследования
Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные нами в ходе социологического опроса среди сверстников. Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо храма, часовни, монастыря в нашем городе. Каждый третий уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Пятая часть респондентов затруднилась ответить на вопрос «Что такое храм?», а каждый четвертый не знает, что такое монастырь. 95% опрошенных ничего не знают об истории какого-либо монастыря нашего края.
Объект данного исследования – святыни и памятные места, православные храмы Краснохолмского района. Предметом исследования является изучение исторической судьбы церквей Краснохолмского района, их архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности.
Цели исследовательского проекта:
-духовно-нравственное развитие подрастающего поколения посредством создания в школе социально-педагогической среды на основе православных традиций, ориентированной на традиционные культурные ценности;
--формирование и развитие интереса к изучению истории родного края.
Задачи:
- формирование организационно-методического и информационно-просветительского обеспечения системы школьного воспитания;
-Воспитание патриотических чувств через знакомство с историей своего района.
- интегрирование духовно-нравственного содержания в воспитательным процессе школы,
- реализация комплекса мер по социальному служению, развитию милосердия и благотворительности;
Сроки реализации программы:
1 этап - подготовительный –информационно-ознакомительный , проведение экскурсий, поездок 2012-2013 учебный год
2 этап - практический обобщение и систематизация материалов, анализ и обработка полученных материалов, оформление накопленного материала (презентация)2012-2013 учебный год
3 этап – обобщающий - защита презентаций 2013-2014 учебный год
Ожидаемые результаты:
-Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
-Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
-Потребность к милосердию и сопереживанию.
-Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
-Приобщение к опыту православной культуры.
-Деятельное отношение к труду.
-Ответственность за свои дела и поступки.
В результате осуществления проекта ожидается:
-снижение неблагоприятных социальных показателей (снижение уровня правонарушений в подростковой и молодёжной среде);
-активизация деятельности созданных ученических и молодёжных объединений.
Организация контроля реализации исследовательского проекта:
Пояснительная записка.
В процессе работы над исследовательским проектом мы познакомились с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, сложившимся в последние годы в разных регионах России. Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Примерами чести, совести, доблести, подвига являются праведники. Как воспитывали детей в Древней Руси, о которой мы вспоминаем не иначе, чем о Святой Руси, и её людях - не иначе, как о благочестивых наших предках? Самыми яркими примерами являются подвижники православия.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.
Особенностями исследовательского проекта являются:
- Сохранение духовного здоровья детей.
- Воспитание нравственных принципов и идеалов здорового образа жизни, гражданской ответственности и патриотизма в рамках духовного возрождения нашего района.
- Создание условий для самоопределения и самореализации личности.
- Содействие формированию целостной картины мира, пониманию содержания жизни человека и общества.
- Взаимодействие образовательного учреждения с институтом семьи.
- Формирование механизмов становления ребёнка в процессе социализации и воспитания на основе сотворчества, общения детей и взрослых.
II Цель, задачи и основные направления программы:
Целью программы по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели педагоги ставят следующие задачи:
1.Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3.Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
4.Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
5.Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию.
6.Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Направления деятельности:
1.Духовно-образовательное.
2.Воспитательно-оздоровительное.
3.Культурно-познавательное.
4.Нравственно-трудовое.
5.Развитие творческих способностей учащихся.
Основные принципы исследовательского проекта:
1.Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).
2.Принципы отбора содержания образования (научность и каноничность, многоуровневость, учёт требований типовых программ).
3.Принципы организации занятий: (наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).
Виды деятельности:
Экскурсии, поездки, беседы, лекции, семинары, видеоконференции, поиск информации в различных источниках.
Характеристика деятельности:
сочетание обучения и познание духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
592455316230Раздел 2. Содержание исследования
Экскурсионные маршруты, которые мы посетили
1. д. Слобода . Церковь Зосимы и Савватия.
Николаевский Антониев монастырь.
2. д. Хабоцкое. Церковь Воскресения Христова.
3. д. Шаблыкино. Церковь иконы Казанской Божией Матери.
4. д. Башарово. Церковь Вознесения Христова.
5. д. Мартыново. Церковь Параскевы Пятницы.
6. д. Болонино. Церковь Покрова Богородицы.
7. д. Рачево. Успенская церковь.
8. д. Рычманово. Христорождественская церковь.
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь
Основан монастырь был в 1461 г., одиноким подвижником Антонием, который держал путь мимо этого пустынного места из Кирилло-Белозерского монастыря, и по промыслу Божиему заболел и исцелился, а потом остался здесь, чтобы создать знаменитую на всю Русь обитель. Боярин Нелединский-Мелецкий выделил иноку землю из своих владений на слиянии рек Неледины и Могочи для строительства часовни и кельи.
-3810284480Антониев монастырь явился одним из центров русской культуры и русского просвещения. В 1917 году монастырское собрание насчитывало около трехсот рукописных и старопечатных книг. Сохранение библиотеки - подвиг монастырской братии, ибо в Смутное время обитель была разграблена, а многие ее постройки сожжены.
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь возник у слияния рек Неледины и Могочи.
Более четырех веков согревала обитель молитвой сердца притекающих в монастырь верующих. Среди жертвователей обители были бояре Нелединский-Мелецкий, Романовы, Масловы, Зиновьевы, Бутурлины, Ловчиковы, князья Шуйские, Одоевские, Волконские, Щербаковы. На территории обители похоронены несколько поколений Шереметьевых. Посещал обитель и знаменитый церковный деятель прошлого столетия митрополит Филарет (Дроздов). Щедрые дары поступали и от представителей великокняжеской семьи Андрея Большого Углицкого (брат Ивана III) и сына Ивана III Семена Ивановича. Сам царь Иоанн Грозный не раз жертвовал богатые дары, в том числе и на помин невинно убиенных по его повелению людей. Многие жертвователи завещали похоронить себя на территории монастыря.
Одним из памятников, особенно привлекавших внимание исследователей, явился Никольский собор. Построен он в технике смешанной кладки: стены сложены из белого камня, а своды – из кирпича. Все учёные приходят к единому мнению, что уникальность собора заключается в сочетании древнерусской типологии, образности с влиянием итальянской школы зодчества.
В настоящее время стоит вопрос о возрождении монастыря в качестве действующего, а также о возрождении и реставрации уникальных памятников архитектуры.
д. Слобода. Церковь Зосимы и Савватия.
Деревня Слобода находится в 2 км от города по дороге Красный Холм - Бежецк. Проехав мост через реку Могочу, оказываемся в деревне. Слева от дороги церковь. Справа развалины монастыря.
Деревня Слобода стоит на левом берегу реки Могоча (притока реки Осень, которая в свою очередь является притоком Мологи). Название «Слобода» означает « поселение, жители которого освобождались от государственных повинностей», или «свобода». Храм действующий, постепенно восстанавливается после долгого забытья. Интересен факт постройки церкви, который описан в книге "Соборы Красного Холма", 1913 г. издания: в Архиерейских грамотах Новгородского митрополита Корнилия в 1690 г. записано: "Разрешено деревянную церковь Вознесения на святых воротах Николаевского Антониева монастыря разобрать и из нее построить на острове близ монастыря церковь во имя Зосимы и Савватия – «соловецких чудотворцев». На этом месте река Могоча делала петлю и территорию внутри петли называли островом. Но в 1795 г. деревянная церковь сгорела. В 1797 г. прихожанами была построена каменная, сохранившаяся до нас церковь. Церковный приход состоял из многих деревень. В 30-е годы храм был закрыт. Помещения церкви использовали для хозяйственных нужд. В 70-х-80-х годах здесь располагалось хранилище кинофильмов.
Храм долго не ремонтировался, поэтому везде заметны следы разрушения. Церковь Зосимы и Савватия относится к постройкам Николаевского Антониева монастыря.
с. Хабоцкое. Церковь Рождества Христова
Церковь Рождества Христова в с. Хабоцкое построена в 1810-1835 г.г. Закрыта церковь в 30-е годы 20 в. Церковь каменная, имела три престола: в «холодной церкви» Рождества Христова, в Церковь рождества Христова. 19 век.
Церковь Рождества Христова большая, красивая. Большая трапезная и огромный «летний храм». Основной объем восьмерик на четверике. Внешние стены украшены колоннами и другими архитектурными формами. Колокольня четырехярусная. Верхний ярус представляет собой ротонду.
На стенах сохранились академические росписи первой половины 19 в.Красивый иконостас имел четыре чина (ряда), но он не сохранился.
Храм находится в полуразрушенном состоянии. Стены постепенно разрушаются. Купол храма обрушился в 90-х годах ночью во время сильного ветра. По рассказам жителей села был слышен грохот и содрогнулась земля. Люди думали, что началось землетрясение. Остатки купола до сих пор лежат посреди храма.
А несколькими годами позднее в крест на колокольне ударила молния. Очевидцы рассказывают, что был грохот, деревянная балка, на которой, вероятно, крест был закреплен, некоторое время горела, кружась в воздухе, затем рухнула, обугленная. Крест ушел в землю, его откопали мальчишки и теперь крест без одной перекладины стоит у церковной стены.
д. Шаблыкино. Церковь иконы Казанской Божией Матери
Храм Иконы Казанской Божией Матери в Шаблыкино был построен в 1835 году. Село Шаблыкино в 17 в. принадлежало знатному боярину Федору Ивановичу Шереметьеву. Возможно, что и средства на строительство храма в 19 в. выделил потомок рода Шереметьевых. Прослужив ровно 100 лет, церковь была закрыта в 1935 году, к счастью не была разрушена. Судьба последнего настоятеля храма отца Александра (Талызина) была трагична. Он был арестован и расстрелян в 1938 году.
Вновь церковь Иконы Казанской Божией Матери была открыта для службы в 1946 году и действовала до конца 90-х годов 20 века. Последний священник отец Александр (Бахвалов) как мог старался поддерживать храм в надлежащем состоянии, после закрытия церкви работы были прекращены и время неумолимо накладывает свой отпечаток на все, что так дорого всем верующим людям.
Церковь каменная, одноглавая. В восточной части храма – округлый выступ. В нем располагается алтарь - восточная, главная часть христианского храма, где духовенство совершает священнодействия.
В западной части храма – трапезная (отапливаемая «зимняя церковь»). Она предназначена для богослужения в зимнее время, а также для проведения сборов прихожан. Трапезная соединяет летний храм с колокольней.
Колокольня трехярусная. Первый ярус в виде четверика, второй –в виде восьмерика, а третий представляет собой ротонду, заканчивающуюся куполом со шпилем и крестом.
Войдем же в храм…. Вход в трапезную осуществляется через колокольню. Оказавшись в «зимнем храме», мы были поражены блеском его убранства.
Здесь два престола: правый - Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, левый – апостолов Петра и Павла.
д. Башарово. Церковь Вознесения Христова
Храм был построен в 1872 году как кладбищенски, имел три престола : в холодной Вознесения Господня, в теплой Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Пророка Илии. Храм закрыт в советское время, как и множество других храмов.
Для архитектуры Вознесенской церкви характерна четкость и прямолинейность линий.. Ни крыши, ни купола не сохранилось.
Трехярусная колокольня с потемневшим округлым куполом и православным крестом, устремленным ввысь, медленно разрушается. Еще в конце ХХ в. в нем сохранялся пол, остатки резного иконостаса и настенные росписи.
Сейчас сохранился лишь остов храма после пожара от разведенного в нем кем-то костра в 2010 г. Побледневшие и стершиеся росписи напоминают нам о лучших временах в истории этого храма, а также о трагических событиях 30-х годов 20 в.
В 1929 году храм закрыли. В обществе начались гонения на православную церковь.
На иконе священномученика Иоанна можно прочитать: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную».
д. Мартыново. Церковь Параскевы Пятницы.
Архитектура церкви Параскевы Пятницы привлекает своей на первый взгляд простотой и скромностью, но внимательно рассмотрев ее формы, понимаешь, что она очень необычна. Архитектурный стиль храмы специалисты определили как эклектика («многостильность», смешение различных стилей). Основной объем церкви - двухэтажный четверик, накрытый широким куполом. Вверх устремляется небольшая главка сине-серебристого цвета с крестом. Небольшая трапезная соединяет храм с высокой колокольней. На двухэтажном четверике колокольни располагается восьмерик, украшенный формами в виде высоких арок. Верхняя часть колокольни устремлена в небеса и заканчивается небольшой главкой с крестом. Стройность и аккуратность присутствует в облике этого скромного храма.
Церковь построена в 1782 г. Закрыта в 30-е годы 20 в. Вновь была открыта в 1991 году. Сейчас в церкви богослужение проводится не часто.
В настоящее время церковь имеет один престол - Мученицы Параскевы. Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни.
д. Болонино. Церковь Покрова Богородицы
Церковь не является действующей. Церковь Покровская была построена в 1823 году, а закрыта в 1934 г. Прихожан всегда было много. В окрестных деревнях Поповское, Игнатково, Крапивкино, Новинка, Головково, Осташково, Матюшкино, Хребтово, Жигариха, Телятово в 1914 г. числилось 931 мужчина и 1016 женщин. В приходе сей церкви имелось две часовни: в деревне Осташкове, деревянная, Священномученика Власия, постройки 1875 года и в деревне Жигарихе, деревянная, Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, постройки 1886 года.
Вновь открылась церковь только в 1992 году, и люди поверили в ее возрождение, ведь за восстановление взялся Морошкин Александр Васильевич, сын последнего священника Морошкина Василия Ивановича (1882-1935). В память об отце и на благо людей он с большой энергией занимался восстановлением храма. Люди радовались. В храме стали проходить богослужения. Однако трагический случай унес жизнь этого человека и восстановительные работы прекратились. Иконы были вывезены в Москву, храм осиротел.
На кладбище, рядом с алтарным выступом вы найдете памятник на могилах отца и сына Морошк
д. Рачево. Успенская церковь
Успенская церковь является памятником архитектуры, привлекает внимание величиной и необычностью архитектурных форм. Основной объем храма занимают ротонда на четверике. Северный портал храма украшен массивными колоннами. Церковь каменная, трёхпрестольная с Успенья Пресвятой Богородицы, Христорождественским и Никольским приделами. Богослужение в храме началось с 1835 года. В 1938 г. церковь была закрыта, а впоследствии разграблена.
Некоторые сведения сохранились о трагической судьбе последнего настоятеле храма отце Леониде (Колокольцеве).
На момент первого ареста (1930 г.) он служил в Ярославской области. Приговор – антисоветская агитация. После двухлетнего заключения занял место псаломщика церкви Успения Божией Матери села Рачево Краснохолмского района Тверской области. Вскоре был осужден вторично, но через два месяца освобожден за недоказанностью. Рачевские старожилы вспоминают: «Это был человек большого ума с явной долей прозорливости. Он ясно осознавал, к чему приведут происходящие в стране изменения. Искренне сочувствовал простым крестьянам. Предрекал неизбежный конец существующему безбожному режиму. После запрещения и закрытия церкви, верующие собирались в доме отца Леонида».
В наши дни люди не забывают церковь. По большим праздникам здесь проводятся службы, приезжают священники из городов Красного Холма, Кашина, Бежецка.
д. Рычманово. Христорождественская церковь
Величественный и строгий Христорождественский храм заметен далеко окрест. Он и сейчас несет людям веру в добро как когда-то несли эту веру святые бессребренники Косма и Дамиан.
Церковь Христорождественская имела три престола: в холодной - Рождества Христова, в теплой - правый Рождества Богородицы, левый Бессребренников Космы и Дамиана.
После закрытия храма в 30-е годы иконы были вывезены в Москву в музей Андрея Рублёва в Андронниковом монастыре. Архитектор А. А. Ярошевич по слухам уехал в Австралию в начале 20 в.
К сожалению храм уже лишен купола. В советское время храм использовали как склад. На стенах размытые фрески с изображениями святых со следами от стрельбы из охотничьих ружей и надписями, сообщающими, кто и когда здесь побывал. Но даже эти акты оскорбления не могли сделать храм менее великолепным.
2.11. О роли монастырей и храмов в жизни людей
Преподобный Нил Росанский говорит: «Монах есть ангел, а дело его есть милость, мир и жертва хваления».
Протоиерей Серафим Слободской в своей книге Закон Божий для семьи и школы рассказывает о том, что начало монашеству (по-русски иночеству) было положено отшельниками - людьми, добровольно отказавшимися от имущества, принявшими обеты, проводившими время в непрестанной молитве и удалившимися жить вдали от мира, от его соблазнов. «Монашество есть удел только немногих избранных, имеющих «призвание», т.е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни. Цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы для спасения души. Иночество есть величайший подвиг духовного служения миру: оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него, т.е. совершает подвиг молитвенного заступничества за мир».
Иночество имеет великое благотворное влияние на живущих в мире. В каждом монастыре примут, накормят и дадут покой страннику. Из монастырей раздаются милости: узникам, бедствующим. Монастырь - место, где даются уроки «любомудрия»: служение Богу, труд, молитва, пост, церковная жизнь.
Неоценимая заслуга иноков для общества состоит, по словам Святителя Феофана Затворника в непрестанной молитве о Церкви, Отечестве, живых и умерших. Монахи - «жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду». Монашествующие воссылают молитвы о благосостоянии обществ, а мир не должен забывать их, - учит Феофан Затворник - всячески содействовать, доставлять нужнейшее, «всегда иметь монастыри в чести и благочестном внимании, благодарить за них Бога и молить о безопасности подвизающихся, …ибо много им труда…»
Храм - Дом Божий, Дом молитвы. Иоанн Кронштадтский говорит: «Молитва - первое и сильнейшее средство излечения горя». Новомученник отец Сергий Мечев учит: «Когда ты приходишь в храм и входишь в молитву, тогда ты получаешь великую силу, достигаешь высшей премирности, в мире живя». В храме пребывает особенная благодать, или милость Божия. Только в церкви происходит таинство Евхаристии, т.е. причастия. Каждый человек желает счастья и забывает, что счастье - значит быть с частью Бога в себе.
Раздел 3. Заключение
У каждого человека есть свои ценности. Для некоторых – это драгоценные металлы, для авторов – нечто иное. Завершая исследование, можно сказать что именно: духовное наследие, православные ценности.
Знакомясь с историческими фактами из жизни основателей обителей, подвижников благочестия, тех, кто большим трудом восстанавливал порушенные храмы, научишься понимать связь времён, преемственность поколений, ощущать причастность к историческим событиям.
Историю памятников монастырской культуры, национальных святынь нужно, по мнению авторов, изучать, знать ещё и потому, чтобы не допустить возможности приобретения их (часто они находятся на особо ценных территориях) по бросовой цене ловкими дельцами.
В заключение хочется высказать мысль: школа - это главная дорога в жизнь. Печально, что со школьной скамьи историю некоторые люди понимают как описание войн, драк за власть. Тогда как история должна быть священной, способной учить людей.
3.1. Выводы
В ходе исследования авторы пришли к следующим выводам:
1) История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.
По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь города, твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.
2) История убедительно свидетельствует - монастыри на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции. Монастыри нашего края являлись центрами христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения. Они и по сей день учат людей: духовный мир человека - хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира - ничто.
3) Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России.
4) Сопоставление условий существования церквей, обителей во времена богоборчества с условиями в наши дни помогает осознать и оценить происшедшие изменения.
3.2. Потенциал развития исследования
Не все страницы истории церквей Краснохолмского района ещё хорошо изучены. Авторы продолжат работу по исследованию документальных данных, краеведческих материалов, воспоминаний современников. В этом нас поддерживает администрация нашей школы, убеждая всех - подобная работа является «лучшим средством доброго воспитания детей». Поэтому начатое исследование явилось отправной точкой для работы по созданию учащимися нашей школы православного портрета Краснохолмского района. Портрета, который также должен содержать упоминание и о тех, чьими стараниями и заботами возрождались обители, чьими щедротами поддерживалось благолепие храмов. В истории нашего края таких людей немало, их жизнь является примером веры, мужества нам и последующим поколениям. Собрать, сохранить и сделать известными жизнеописания праведников, историю обителей и храмов - наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не в праве надеяться на будущее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И САЙТОВ
1. Сайт Бежецкий Верх http://www.bezhverh.ru/
2. Сайт Владимирская Епархия HYPERLINK "http://www.eparh33.ru/
Сайт" http://www.eparh33.ru/
Сайт Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь http://antoniev-mon.narod.ru/
Сайт ПРАВОСЛАВИЕ.РУ www.yar-genealogy.ru/index.php
5. Сайт Православные храмы Тверской Земли http://hram-tver.narod.ru/
6. Сайт Центрального государственного архива кинофотодокументов http://photoarchive.spb.ru/start.do;jsessionid=91976F5CC718017F4277D4FDF75BEF94
7. Сайт ЯрИО http://www.yar-genealogy.ru/index.php http://
8. Материалы отдела архива Краснохолмского района
9. Журналы о православной жизни "Нескучный сад" № 11 за 2012 г., № 9 за 2012 г.
10. Видеокурс В.М.Ереминой " Православная культура", "Патриотизм в свете христовой правды".
11. А. Новоженов "Уроки православной культуры в современной школе"
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты социологического опроса школьников
Количество респондентов - 39
Категория респондентов - учащиеся 9 - 11 классов
Метод опроса - анкетирование
Вопрос 1. С историей какого храма, часовни, монастыря в нашем городе (существующих ныне или ранее) ты знаком!
Вопрос 2. Можно ли считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея познаний в истории православной культуры?
Вопрос 3. Что такое храм?
Вопрос 6. Знаете ли вы историю какого-либо монастыря нашего края?