Авторская адаптационная педагогическая разработка по внеурочной деятельности «Детский фитнес» для 1-4 класса.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательное школа №31 имени А.П.Жданова»
РАССМОТРЕНО
Заседание МС
МБОУ «СОШ № 31 им. А.П.Жданова»
Протокол №_1__
от «04»_09___2015___г.
Зам директора по УВР
Соболевская Л.Л
УТВЕРЖДАЮ
Приказ №_162____________
от «_23»___09_____2015___г.
Директор МБОУ «СОШ № 31 имени А.П.Жданова»
Селезнев Н.А.
Авторская адаптационная педагогическая разработка
по внеурочной деятельности
«Детский фитнес»
для 1- 4 класса
Автор – разработчик:
Горячева Эльвира Валерьевна.
Учитель физической культуры МБОУ
«СОШ № 31 имени А.П.Жданова»
г. Братск, 2015г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе примерной программы по физической культуре в рамках проекта “Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения”,реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию .Руководители проекта А.М.Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010 и авторской программы «Детский фитнес» И.В. Мазур, Кемерово, 2011.
Актуальность: понимание воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.
В образовании существуют разные программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: «Ритмика», «Ритмика и танец», «Оздоровительная аэробика», программы по различным видам спорта. Дети младшего школьного возраста более эмоциональные, поэтому для них подходит больше программа «Детский фитнес». Программа детского фитнеса включает в себя танцевальные упражнения, аэробику, гимнастику, игры и т.п.
Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ федеральными государственными стандартами, разработана программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Детский фитнес» для обучающихся 1-4 классов.
Цель программы: разностороннее физическое и духовное развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
· Обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.
· Развивать основные физические качества, координационные ориентационно- пространственные, временные, ритмические способности.
· Обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями под музыку;
· Обучать приёмам релаксации и самодиагностики;
· Обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами оздоровительной аэробики, ритмической гимнастики с предметами, танцевальных упражнений;
· Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности.
Программа «Детский фитнес» для младших школьников рассчитана на 4 года обучения.
Программа предполагает проведение занятий со школьниками 1 час в неделю. Продолжительность занятий 20 минут.
Занятия по программе «Детский фитнес» включают в себя теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий фитнесом, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики, аэробики, танцах, играх, истории фитнеса, танцев.
Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям аэробики, танца, ритмической гимнастики с предметами, акробатики, подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.
Содержание программы включает в себя четыре раздела:
1. Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика
2. Ритмическая гимнастика с предметами, акробатика.
3. Танцевальная азбука.
4. Составление комплексов упражнений с предметами
4. Игры.
Результатом освоения программы «Детский фитнес» будет являться формирование таких качеств личности как организованность, толерантность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, артистичность, способность к эмпатии, дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.
Планируемые результаты освоения программы.
Программа по внеурочной деятельности «Детский фитнес» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
· ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «фитнес», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;
· ориентироваться в видах аэробики, танцевальных жанрах, гимнастики;
· характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
· осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, танцах.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
· установка на здоровый образ жизни;
· ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
· знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентации на их выполнение;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
· организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
· соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
· оценивать правильность выполнения действия;
· проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;
· договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
· контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
· задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Осуществление контроля за реализацией программы включает в себя:
· соревнования по акробатике;
· представление самостоятельно и в группах составленных комплексов аэробики, партерной гимнастики, ритмической гимнастики с предметами в зачётной форме;
· заполнение в портфолио тестирования показателей физического здоровья и физической подготовленности.
Содержание
Содержание программы (первый год обучения)
Тема 1. Вводное занятие (0.5 часа)
Общие правила техники безопасности на занятиях фитнесом и в спортивном зале. Что такое фитнес?
Практическое занятие:
- игра «Делаем правильно»;
Тема 2. Оздоровительная аэробика (7.5 часа)
Что такое аэробика? Основные шаги базовой аэробики. Партерная гимнастика. Сила, выносливость, гибкость - как мы их развиваем? Релаксация – восстановление.
Практические занятия:
Шаги базовой аэробики: марш (пружинящие шаги на месте),приставной шаг, открытый шаг, вперёд-назад, захлёст, скресный шаг. Шаги и их комбинации выполняются на месте с изменением темпа. Партерная гимнастика включает в себя упражнения на полу с использованием гимнастических ковриков, гимнастических матов. Наклоны, отжимания, упражнения на развитие мышц брюшного пресса, спины, ног, растяжку: «ёлочка», «паровоз», «солнышко», «лебедь», «лодочка», «змея», «кошечка». Упражнения на гимнастических матах в движении: «котята», «обезьянки», «партизаны», «каракатица». Тема 3. Ритмическая гимнастика с предметами (5 часов)
Гимнастика оздоровительная и спортивная. Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, обручем. Акробатика. Техника безопасности на акробатике.
Практические занятия:
Узкий, широкий и узкий хваты гимнастической палки, комплекс упражнений с палкой, направленный на профилактику плоскостопия, партерная гимнастика с палкой. Прыжки через скакалку различными способами: на двух ногах, поочерёдно. Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалкой. Вращение обруча на поясе, на руке. Комплекс упражнений с обручем.
Упражнения с мячом в бросках, ловле и перепрыгивании мяча. Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем. Элементы акробатики: стойка на лопатках, мост, перекаты на спину, упражнения в лазании и перелезании (на матах, скамейках).
Тема 4. Игры (4 часа)
Игры и правила. Имитационные игры. Беговые игры. Игры на внимание. Игры на развитие сенсорной чувствительности. Танцевальные игры.
Практические занятия:
Имитационные игры: «Зоопарк», «Стадион», «Морозко», «Угадай-ка». Беговые игры: «Салки», «Картошка», «Белые медведи», «Горелки» , « Третий лишний», «Два мороза», «Гуси-гуси», «Выручай-ка» в различных вариациях. Игры на внимание: «Тише едешь - дальше будешь», «Ковбои-индейцы», «Ёлки-палки», «Мигалки», «Зеркало», «Сантики-фантики». Игры на расслабление и развитие сенсорной чувствительности: «Водяной», «Шина», «Море волнуется», «День - ночь».
Танцевальные игры: «Лавата», «Буги-вуги», «Эльбрус красавец», «Лесная дискотека», «Медвежата и зайчата». «Ручеёк» в различных вариациях.
Содержание программы (второй год обучения)
Тема 1. Вводное занятие (0.5 часа)
Общие правила техники безопасности на занятиях. Где я использовал летом те умения, которым научился на занятиях? Здоровье и его составляющие.
Практические занятия:
- определение режима и работы занятий;
- игра «Минута славы»;
Тема 2. Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика (7.5 часов)
Виды аэробики? Шаги базовой аэробики. Партерная гимнастика. Дыхание и способы его восстановления. Как измерить пульс?
Практические занятия:
Вводится изменение геометрии шагов базовой аэробики: по квадрату, диагонали, с продвижением вперёд-назад. В партерной гимнастике упражнения на гимнастических матах в движении: «ладошки- башмачки», «балетница. Сказочная аэробика включает элементы имитации движений героев сказки «Буратино»: Буратино,Лиса Алиса, Кот Базилио, Мальвина, Пьеро, Карабас- Барабас.
Тема 3. Ритмическая гимнастика с предметами (5 часов)
Гимнастика и её виды. Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, обручем, гимнастической палкой. Акробатика. Техника безопасности на акробатике.
Гимнастика как вид спорта.
Практические занятия:
Комплекс упражнений с гимнастической палкой в парах. Прыжки через скакалку на одной ноге, скрестно (на месте и в движении). Вращение двух и более обручей, прыжки через обруч и в обруч.
Элементы акробатики: мост, кувырок, упражнения в лазании на гимнастической стенке. Комплекс упражнений с мячом в парах.
Тема 4. Игры (4 часа)
Чему учимся, играя? Дружба и игра. Русские народные игры.
Практические занятия:
Имитационные игры: «Чехарда», «Легкоатлеты», «Гимнасты», «Лыжники», «Единоборства», «Мы не скажем, а покажем». Беговые игры: «Салки парами», «Знамя». Игры на внимание и развитие сенсорной чувствительности: «Слепой олень», «Мигалки», «Пианино», «Менялки». Танцевальные игры: «Хоровод», «Верёвочка», «Паровозик».
Содержание программы (третий год обучения)
Тема 1. Вводное занятие (0.5часа)
Общие правила техники безопасности на занятиях. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Диагностика и самодиагностика.
Практические занятия:
- определение режима и работы занятий;
- игра «Концерт-молния!»;
Тема 2. Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика (8.5 часов)
Танцевальная аэробика и её стили. Рисунок в составлении комплексов аэробики. Нагрузка и ЧСС.
Оздоровительный и тренировочный эффект тренировки.
Практические занятия:
Добавляются танцевальные элементы (присед, выпад, наклон и др.) Составление комплексов вместе с учителем и в группах. В партерной гимнастике: «крокодил», «падение с вылетом».
Тема 3. Ритмическая гимнастика с предметами (3 часа)
История гимнастики. Групповые виды гимнастики.
Практические занятия:
Комплекс упражнений с гимнастической палкой, включающий развороты, вращения, подбрасывания и ловлю палки, развивающие координацию движений. Прыжки через скакалку в парах, тройках. Подбрасывание и ловля обруча. Упражнения с мячом в парах, тройках. Элементы акробатики: колесо, кувырок назад, комбинации из 3- 5 элементов. Комплекс упражнений для укрепления мышц спины и брюшного пресса.
Тема 4. Игры (4 часа)
Организация игр на перемене и во дворе.
Практические занятия:
Имитационные игры: «Крокодил». Беговые игры: «Найди пару», « Русская лапта». Игры на внимание и развитие сенсорной чувствительности: «Поводырь», «Передай сигнал», «Скала».
Содержание программы (четвертый год обучения)
Тема 1.Вводное занятие (0.5 часа)
Общие правила техники безопасности на занятиях.
Тема 2.Оздоровительная аэробика и партерная (7 часов)
Гимнастика. Танцевальная аэробика и её стили. Нагрузка и ЧСС. Оздоровительный и тренировочный эффект тренировки.
Тема 3.Упражнения с предметами в парах и тройках. (2 часа)
Упражнения с гимнастической палкой в парах. Прыжки через скакалку на одной ноге, скрестно (на месте и в движении). Прыжки через обруч и в обруч.
4. Ритмическая гимнастика с предметами.(3 часа)
Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, обручем.
Практические занятия:
Узкий, широкий и узкий хваты гимнастической палки, комплекс упражнений с палкой, направленный на профилактику плоскостопия, партерная гимнастика с палкой. Прыжки через скакалку различными способами: на двух ногах, поочерёдно. Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалкой. Вращение обруча на поясе, на руке. Комплекс упражнений с обручем.
Упражнения с мячом в бросках, ловле и перепрыгивании мяча. Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем.
Тема 5. Составление комплексов упражнений с предметами на основе изученного материала.(3 часа)
Тема 6.Игры.(1.5 часа) Беговые игры: «Найди пару», Беговые игры: «Салки парами», «Знамя» Танцевальные игры: «Хоровод», «Верёвочка», «Паровозик». Игры на расслабление: «Водяной», «Шина», «Море волнуется», «День - ночь».
Методическое обеспечение программы.
Одним непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся. С целью создания условий для самореализации детей используется:
· Включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
· Моральное поощрение инициативы и творчества;
· Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
· Регулирование активности и отдыха.
В целях четкой организации учебно-воспитательного процесса, травм о безопасности занятий, а также учитывая специфику программы, в занятиях используются:
- строевые упражнения;
- проведение урока, в основном, фронтальным методом, поточным способом, сочетая одновременный показ и рассказ, при этом осуществляется выполнение всего урока в режиме «нон стоп», а преподаватель работает «вживую», т.е. постоянно выполняя упражнения вместе с учащимися;
- для объяснения упражнений методом «нон стоп» используются вербальные и визуальные команды преподавателя, которые имеют свою специфику;
- также используются общепедагогические приемы физической культуры: зеркальный показ, медленное пошаговое выполнение движения, проводка по движению и др.;
- моторная плотность уроков составляет около 100%;
- темп (ударность) музыкального сопровождения определяет темп движения, что позволяет преподавателю не давать подсчет, а направить свои усилия на решение педагогических задач.
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ п.п.
Наименование раздела и темы
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Техника безопасности .
0.5
2.
Оздоровительная аэробика и партерная
Гимнастика
3,5
2.1
Комплекс танцевальной аэробики
4
3.
Ритмическая гимнастика с предметами,
акробатика
3.1
Упражнения со скакалкой
1
3.2
Упражнения с мячом
1
3.3
Упражнения с обручем
1
3.4
Упражнения с гимнастическими палками.
1
3.5
Элементы акробатики
1
4.
Игры
4.1
Танцевальные игры.
2
4.2
Игры на внимание.
2
Всего:17
Учебно-тематический план 2 год обучения
№ п.п.
Наименование раздела и темы
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Техника безопасности .
0.5
2.
Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика.
4
2.1
Базовая аэробика
3.5
3.
Ритмическая гимнастика с предметами, акробатика
3.1
Упражнения с гимнастической палкой.
1
3.2
Упражнения с мячом в парах
1
3.3
Упражнения с обручем
1
3.4
Круговая тренировка
1
3.5
Акробатические упражнения
1
4
Игры
4.1
Игры на развитие сенсорной
чувствительности.
2
4.2
Имитационные игры.
2
4.1
Всего: 17
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п.п.
Наименование раздела и темы
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Техника безопасности .
0.5
1.1
Здоровый образ жизни
0.5
2
Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика
3
2.1
Базовая аэробика
2.5
2.2
Танцевальная аэробика
3.5
3
Ритмическая гимнастика с предметами, акробатика
3.1
Упражнения с предметами в парах и тройках.
1
3.2
Комбинация из 3-5 акробатических упражнений.
2
4
Игры
4.1
Игры на развитие сенсорной чувствительности.
2
4.2
Русские народные игры.
2
Всего: 17
Учебно-тематический план
4 год обучения
№ п.п.
Наименование раздела и темы
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Техника безопасности .
0.5
2.
Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика
2
2.1.
Базовая аэробика Базовая аэробика
2
2.2.
Танцевальная аэробика
3
3.
Упражнения с предметами в парах и тройках.
2
4.
Ритмическая гимнастика с предметами
3
5.
Составление комплексов упражнений с предметами
3
6.
Игры
1.5
Всего:17
Список литературы
1. Матвеев А.П., Физическая культура 1-4 классы А.П. Матвеев – М: Просвещение, 2009.
2. Турлова Л.В., Программа по дисциплине «Ритмика» Л.В. Турлова – Троицкое, 2008.
3. Асмолова А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе М:
Просвещение, 2010.
4. Пензулаева Л.И., Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной
гимнастики 2010
5. И.А. Виннер, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова, Программа дополнительного образования.
6. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А., Методика преподавания физической культуры 1-4 классы.
Методическое пособие и программа 2002
7. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С.
Крючек . – М.: Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. – 64с
13PAGE 15
13PAGE 141115
Заголовок 315