Авторская программа внеурочной деятельности Детский фитнес
МБОУ Карсунская СШ им. Д.Н.Гусева Карсунский район Ульяновская область
Авторская программа по внеурочной деятельности «Детский фитнес»
Учитель физической культуры- Шишкарев Д.Ю.
Первая квалификационная категория. Стаж работы: 5 лет
Год составления 2015 год
Пояснительная записка
Понимание воспитательной ценности физической культуры - важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности. Вместе с этим это единственный учебный предмет ,формирует у учащихся грамотное отношение к себе , к своему телу. Содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования. Одним из средств повышения интереса к урокам физической культуры , видится применение современных фитнес –технологий, как один из результативных путей.
В образовании существуют разные программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: «Ритмика», «Ритмика и танец», «Оздоровительная аэробика», программы по различным видам спорта. Дети средней группы основной школы более эмоциональные, поэтому для них подходит больше программа «Детский фитнес». Программа детского фитнеса включает в себя танцевальные упражнения, аэробику, гимнастику, игры и т.п.
Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ государственными стандартами, разработана программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Детский фитнес» для обучающихся 5-6 классов.
Цель программы: разностороннее физическое и духовное развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни, увеличение функциональных резервов организма, и профилактика заболеваний.
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
Обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.
Развивать основные физические качества, координационные ориентационно-пространственные, временные, ритмические способности.
Формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
Обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями под музыку;
Формировать представление о здоровом образе жизни, влиянии движения и музыки на состояние организма;
Обучать приёмам релаксации и самодиагностики;
Обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами оздоровительной аэробики, ритмической гимнастики с предметами, танцевальных упражнений;
Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности.
Программа «Детский фитнес» для школьников 5-6 классов рассчитана на 2 года обучения (68 часов). Программа предполагает проведение занятий со школьниками 1 час в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Занятия по программе «Детский фитнес» включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий фитнесом, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики, аэробики, танцах, играх, истории фитнеса, танцев.
Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям аэробики, танца, ритмической гимнастики с предметами, акробатики, подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.
Содержание программы включает в себя семь разделов:
Введение в образовательную программу
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Степ-аэробика
Фитбол-аэробика
Оздоровление
Закрепление и обобщение полученных знаний и умений
Данная программа предполагает использование спортивного инвентаря (на 1 группу):
- гимнастические коврики - 15 шт.
- гимнастические мячи -15 шт.
- гимнастические обручи -15 шт.
- гимнастические маты - 8 шт.
- скакалки - 15 шт.
- мячи большие резиновые (фитбол) - 15 шт.
Результатом освоения программы «Детский фитнес» будет являться формирование таких качеств личности, как организованность, толерантность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, артистичность, способность к эмпатии, дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.
Данная программа может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, инструкторами по фитнесу и детской аэробике.
Планируемые результаты освоения программы.
Программа по внеурочной деятельности «Детский фитнес» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «фитнес», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;
раскрывать понятия: синхронно, музыкально, ритмично;
ориентироваться в видах аэробики, танцевальных жанрах, гимнастики;
выявлять связь занятий фитнесом с досуговой и урочной деятельностью;
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, танцах.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства c народными танцами, играми;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентации на их выполнение;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, мини группам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Осуществление контроля за реализацией программы включает в себя:
соревнования по аэробике;
зачётное проведение динамических пауз в классах с одноклассниками ;
защиту игровых программ и проведение их на переменах;
представление самостоятельно и в группах составленных комплексов аэробики, партерной гимнастики, ритмической гимнастики с предметами в зачётной форме;
заполнение в портфолио тестирования показателей физического здоровья и физической подготовленности.
Требования по техники безопасности во время занятий видами фитнеса.
Во время выполнения комплексов и упражнений классической аэробики существуют запрещенные движения:
быстрые круговые движения головой и излишние наклоны головы вперед и назад;
упражнения (махи ногами) в стойке на коленях с опорой на кисти;
прогиб туловища в положении лёжа на животе с упором на кисти;
подъём двух прямых ног из положения лёжа на спине;
переход из положения лёжа в положение сидя с прямыми ногами;
«глубокие приседания», где угол в коленном суставе менее 90 градусов;
наклоны вперёд, стоя на прямых ногах;
прогиб туловища назад в положении стоя;
вращательные движения коленями;
работа с отягощениями на выпрямленных руках;
резкие скручивания туловища («мельница»);
движения с чрезмерной амплитудой;
максимальные нагрузки и продолжительное изометрическое напряжение;
шаг на платформу спиной вперёд;
спуск с платформы прыжком.
Учебно-тематический план программы «Детский фитнесс»
п/п
Название темы
Теория (час)
Практика( час)
Количество часов
I. Введение в образовательную программу (4 часа)
1
ТБ, введение в образовательную программу.
1
1
2
Гигиена спортивных занятий.
1
1
2
3
Виды аэробики. Разновидности танцевальной аэробики.
1
1
II. Общая физическая подготовка (8 часов)
5
Элементы строевой подготовки
2
2
6
Силовые упражнения для рук
1
1
7
Силовые упражнения для ног
2
2
8
Силовые упражнения для шеи и спины.
3
3
III. Специальная физическая подготовка (11 часов)
9
Базовые шаги и связки аэробики
1
5
6
10
Комплекс танцевальной аэробики
5
5
IV. Степ-аэробика (11 часов)
11
Степ-аэробика
1
10
11
V. Фитбол-аэробика (6 часов)
12
Фитбол-аэробика
1
5
6
VI. Оздоровление (16 часов)
13
Коррекционные упражнения
2
6
8
14
Йога
2
2
15
Партерная гимнастика.
2
2
16
Стретчинг
1
3
4
VII. Закрепление и обобщение полученных знаний и умений (12 часов)
17
Закрепление и обобщение полученных знаний и умений
12
12
Итого
9
59
68
Календарно-тематическое планирование программы «Детский фитнесс» 5 класс.
п/п
Тема занятия
Содержание
часы
дата
дата
5 класс
I. Введение в образовательную программу (4 часа)
1
ТБ, введение в образовательную программу
Правила техники безопасности нахождения и занятия в зале аэробики, правила поведения на занятиях. Ознакомление обучающихся с планом занятий, пояснение основных понятий аэробики.
1
06.09
2
Начальная диагностика
Начальная диагностика ЗУН по контрольным упражнениям. Диагностика уровня воспитанности .
1
13.09
3
Гигиена спортивных занятий
Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся, к прическе, правила поведения после занятий)
1
20.09
4
Виды аэробики. Разновидности танцевальной аэробики.
Виды аэробики: классическая, танцевальная, оздоровительная, степ-аэробика и их характеристика. Разновидности танцевальной аэробики: Фанк-аэробика, хип-хоп, латино, сити-джэм, афро-аэробика и др. Краткая характеристика
1
27.09
II. Общая физическая подготовка (8 часов)
5-6
Элементы строевой подготовки
Отработка выполнения элементов строевой подготовки (строй, шеренга, перестроения и т.д.)
2
04.10
11.10
7
Общеразвивающие упражнения для рук
Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета
1
18.10
8-9
Общеразвивающие упражнения для ног
Повторение общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для ног с предметом
2
25.10
01.11
10-12
Общеразвивающие упражнения для шеи и спины
Повторение техники выполнения упражнений для туловища, шеи и спины
·