План профориентационной работы для 8-9 классов
ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОАГАНСКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
(МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»)
План
профориентационной работы с учащимися 8-9 классов.
Выполнила: Зайченко Татьяна Александровна учитель географии
2014 год
Цель: формирование психологической готовности к выбору профессии,
содействие в профессиональном и личностном самоопределении
школьников.
Задачи:
1. Диагностика профессиональных предпочтений, интересов учащихся в области профессионального развития;
2. Выявление интересов, склонностей, формирование представлений о мире
профессий и характере труда;
3. Содействие в профессиональном и личностном самоопределении
старшеклассников.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на двух уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
сформировать положительное отношение к труду;
научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Формы работы следующие:
профориентационные уроки;
экскурсии; тренинги, игры
классные часы по профориентации;
встречи со специалистами;
профессиографические исследования;
Критерии и показатели оценки эффективности профориентационной работы с учащимися:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 8-9 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
-индивидуальный характер любого профориентационного воздействия(учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
-направленность профориентационных воздействий, прежде всего на разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Показатели эффективности профориентационной работы:
Осознание учащимися своих личностных особенностей, интересов и
склонностей.
Реалистичная самооценка.
Сформированные навыки самостоятельного поиска информации о профессиях
и учреждениях профессионального образования.
Знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности.
Способность анализировать условия, необходимые и достаточные для достижения профессиональных целей.
План профориентационной работы
8-9 класс
Количество часов на год -35, в неделю 1час.
№ п/пНазвание раздела,
темы Практическая
часть Цель раздела и тем Кол-во
часов Формы работы Сроки Ответственные
Направление I. Профессии народного хозяйства, их классификации. 8 ч.
1 Понятие о профессии и специальности. 1)Дать знания о профессии и специальности;
2)Научить различать понятия профессия и специальность;
3)Познакомить с классификациями профессий;
4)Разъяснить, что по признаку - предмет труда, происходит деление профессий на типы;
5) Разъяснить, что по признаку - цели труда, происходит деление профессий на классы;
6)Разъяснить, что по признаку – орудия труда, происходит деление профессий на отделы;
7)Разъяснить, что по условиям труда, происходит деление профессий на группы;
8)Научить посредством таблицы классификация профессий составлять формулу собственной профессии. 1 Урок Сентябрь Учитель предметник
2 Общий обзор классификации профессий. Игра «Подарок» 1 Игра, просмотр фильма, презентации Учитель предметник
Педагог-психолог
3 Типы профессий Тест Климова и Голланда1 Проектная и исследовательская деятельность Классный руководитель
Соц. педагог
Педагог-психолог
Библиотекарь
4 Классы профессий 1 5 Отделы профессий 1 Октябрь 6 Группы профессий 1 7 Формула профессии 1 8 Зачетное занятие по теме «Профессии народного хозяйства, их классификации». Работа по таблице «Классификация профессий» 1 Презентации
Октябрь
4-я неделя Учитель-предметник
Педагог-психолог
Библиотекарь
Направление II. Человек и профессия 6ч.
9 Требования типов профессий 1)Раскрыть требования предъявляемые профессией к личности;
2)Изучить требования предъявляемые классами профессий;
3)Изучить требования предъявляемые отделами профессий;
4)Изучить требования предъявляемые группами профессий;
5) Научить оценивать свои способности;
6)Обеспечить понимание понятия профессиональной пригодность. 1 Активизирующие методы профориентации (игры, тренинги, конкурсы, викторины)
Ноябрь
Классный руководитель
Педагог-психолог
Сотрудник центра занятости
10 Требования классов профессий 1 11 Требования отделов профессий 1 12 Требования групп профессий 1 13 Способности человека 1 14 Профессиональная пригодность 1 Экскурсия Декабрь
Соц. педагог
Сотрудник центра занятости
Педагог-психолог
Специалисты предприятий
Направление III. Интересы и склонности 6 ч.
15 Как выявить интересы и склонности 1)Научить анализировать свои интересы и склонности; 2)Помочь выявить свои интересы и склонности учащимся;
3)Вооружить учащихся методами управления своими интересами;
4)Вооружить учащихся методами управления своими склонностями;
5)Научить учащихся проверять устойчивость своих интересов;
6)Объяснить способы управления интересами и склонностями. 1 Урок-практикум Декабрь Педагог-психолог
16 Практическая работа «Выявите свои интересы» Практическая работа «Выявите свои интересы» 1 17 Практическая работа «Выявите свои склонности» Практическая работа «Выявите свои склонности» 1 Урок-практикум Январь Соц. Педагог
Педагог-психолог
Классный руководитель
18 Практическая работа «Проверьте устойчивость своих интересов» Практическая работа «Проверьте устойчивость своих интересов» 1 19-20 Как управлять интересами и склонностями 2 Январь- февраль
1-я неделя Направление IV. Развитие качеств личности: внимание, память, мышление, характер. 15 ч.
21 Практическая работа «Как оценить свое внимание» Практическая работа «Как оценить свое внимание» 1)Научить учащихся оценивать свое внимание;
2)Ознакомить с рекомендациями по развитию внимания. 1 Урок-практикум, игры, тренинги. Февраль
2-4 неделя Педагог-психолог
Учитель-предметник
22 Как развивать внимание 1 23 Как выявить особенности своей памяти 1)Научить учащихся выявлять особенности своей памяти;
2)Изучить методы выявления типа памяти;
Познакомить с упражнениями по улучшению памяти. 1 24 Практическая работа «Исследуем свою память». Практическая работа «Исследуем свою память» 1 Урок-практикум Март Педагог-психолог
25 Как улучшить память. 1 Урок-практикум игры, тренинги. 26 Практическая работа «Как определить тип своего мышления?» Практическая работа «Как определить тип своего мышления?» 1)Научить учащихся определять тип своего мышления;
2)Познакомить с упражнениями по развитию мышления. 1 Урок-практикум игры, тренинги. Педагог-психолог
Учитель-предметник
27 Как развивать мышление. 1 28 Как выявить основные черты своего характера 1)Обеспечить понимание черт своего характера;
2)Заложить основы адекватной оценки своих волевых качеств;
3)Разъяснить способы формирования своего характера;
4)Познакомить с упражнениями по формированию волевых привычек;
5)Заложить основы понимания понятия профессиограмма и научить ее составлять. 1 Апрель 29 Анкетирование «Оцените уровень развития своих волевых качеств» Анкетирование «Оцените уровень развития своих волевых качеств» 1 Урок Педагог-психолог
Учитель-предметник
30 Как формировать свой характер 1 Урок-практикум игры, тренинги. 31 Практическая работа «Формирование волевых привычек» Практическая работа «Формирование волевых привычек» 1 Практическая работа Педагог-психолог
Учитель-предметник
32-33 Характеристика профессий.
Составление профессиограммы.
2 Экскурсия
Практическая работа Май Сотрудник центра занятости
Специалисты предприятий
Педагог-психолог
34-35 Зачетное занятие по теме «Человек и профессия» Работа по составлению профессиограммыОвладеть знаниями по составлению профессиограммы, для оценки своей профпригодности. 2 Экскурсия
Участие в школьных и городских профориентационных мероприятиях Специалисты предприятий
Педагог-психолог
Учитель-предметник
Итого
35 часов