План урока Волшебная сила музыки
06.10.2014 г. 6 класс
Тема урока: Волшебная сила музыки.
Цель урока: Показать на музыкальных примерах «волшебное» свойство музыки
Формировать навыки слушания музыки и её анализировать.
Прививать любовь к музыке, через классическую и современную музыку.
Задачи: 1. Воспитывающая: воспитать интерес и любовь к музыке,
духовно-нравственные чувства.
2. Развивающая: развить музыкальную память, музыкальный
слух, чувство ритма, навыки хорового пения, творческие
навыки.
3.Обучающая: научить петь лёгким, прикрытым звуком,
чисто интонировать, слушать музыку и понимать её
содержание, научить ценить всё, что нас окружает.
Тип урока: Новый материал.
Оборудование: Музыкальный центр
Музыкальный материал: Глюк, фрагменты музыки «Орфей и Эвридика»
(песня, игра на лире Орфея); фрагмент фильма «Путешествие Одиссея» К.Дебюсси «Сирены» (из симфонического цикла «Ноктюрны»; «Школьный корабль»
Ход урока
Организационный момент
учителя
ученика
1.организация класса
Приветствие учащихся, подготовка их к работе
Приветствие учителю
2. Работа по теме урока:
1) сообщение темы:
Для слушателей и музыкантов всего мира, в какой бы стране они ни жили, на каком бы языке не разговаривали, язык музыки, нот близок и понятен.
Мы уже много говорили о значении музыки в жизни людей, на конкретных примерах убеждались, какое воздействие она оказывает на мысли и чувства человека.
Сегодня речь пойдёт ещё об одном очень важном свойстве музыки – её способности влиять на созидание, прозрение, обладать таким волшебством, таинством, которое может совершить чудо
Дети слушают,
анализируют
Записывают тему урока.
Рассказ учителя:
Созидательную силу музыки люди знали давно. Ещё боги Древней Греции состязались между собой в пении и игре на музыкальных инструментах. Музыканты провозглашались пророками, способными прозревать прошлое и предсказывать будущее благодаря той чудодейственной памяти, которую заключало в себе их искусство. Именно музыкант Орфей был тем единственным человеком, которому открылись ворота в Аид – их открыли божественные звуки его лиры и его волшебного голоса.
Не менее примечательна история ещё об одном герое мифов Одиссее, он проплывая мимо острова сирен, привязал себя к мачте корабля и залил воском уши своих товарищей, чтобы они спаслись от искушающего гибельного призыва.
Что же зловещего таилось в этих загадочных существах?
Да у них было туловище птицы, и женская голова у них был божественный голос, необыкновенно притягательный, далеко разносившийся над гладью морских вод.
Ребята ноктюрн – пьесу, «Сирены» написал немецкий композитор Клод Дебюсси
Ноктюрн (франц. – ночной).
В 18 веке – цикл небольших пьес (род сюиты) для ансамбля духовых инструментов или в сочетании их со струнными; исполнялись вечером, ночью.
У К.Дебюсси - три симфонические пьесы: «Облака», «Празднества» и «Сирены», последняя – с женским хором.
3. Слушание и анализ ноктюрна К.Дебюсси «Сирены»
Давайте ещё раз послушаем эту волшебную музыку
Давайте посмотрим в каком образе ваши сирены.
Вопросы:
Что воплощено в образе сирен? (зло)
Какие чувства вложил в музыку композитор
Не случайно повествований о созидательной силе музыки гораздо больше, чем о разрушительной.
Мифический герой Амфион одной своей игрой на лире заставлял камни складываться в стены, которые стали стенами древнего города Фивы.
Волшебное действие музыки, способной укрощать все грозные силы земли и морей.
Ребята мы с вами прослушаем ещё одно волшебное произведение в нем рассказывается, что Орфей скорбит о смерти своей супруги Эвридики. Амур посланник Зевса, объявляет его волю: Зевс тронут скорбью Орфея и разрешает ему попытаться спасти Эвридику из подземного царства мёртвых. Если Орфей играя на кифаре, убедит бога подземного царства Плутона освободить Эвридику, он может вывести её на поверхность земли. Но это произойдёт лишь при условии, Орфей не будет смотреть на супругу до перехода реки Стикс. Орфей успешно преодолевает все препятствия. Но в конце пути На мольбу своей жены Орфей поварачивается к ней и Эвридика мёртвой падает на землю. Отчаяние Орфея безгронично. Амур тронут великой любовью, возвращает Эвридику к жизни и выводит влюблённых к свету.
А написал эту оперу Кристоф Виллибальд Глюк
Учащиеся слушают, отвечают
Отвечают на вопрос:
У них был смертельный голос
Записывают в тетрадь слушание музыки: К. Дебюсси « Сирены»
Кристоф Виллибальд Глюк «Жалоба Эвридики»;
фрагмент из оперы «Орфей и Эвридика».
Вам понравилась эта музыка? Какая она?
В чем проявилось волшебство музыки?
Записывают в тетрадь К.В.Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика»
В том, что Орфей своей игрой на кифаре, и любовью к своей жене спас её из царства мёртвых
4. Физминутка
Дети под музыку выполняют движения
Разучивание песни «Школьный корабль»
Учащиеся поют под фонограмму
6.Закрепление материала:
Что означают слова: «Искусство влияет на жизнь»?
Как и какими средствами музыка воздействует на человека?
О какой музыке вы узнали сегодня?
Каким характером, особенностями должна обладать музыка, чтобы влиять на чувства и поступки людей?
Учащиеся отвечают:
музыка способна с большой силой влиять на человека, волшебной музыки К.В.Глюк и К.Дебюсси» Сирены»
возбуждать в нём смелость, укреплять веру, объединять людей, призывать к созиданию
Итог урока:
В восприятии людей музыка предстаёт как сказочная фея и чародейка, которая убаюкивает и подбадривает, утешает и обличает, радует нас и поддерживает, украшает нашу жизнь.
В этом и есть её огромное созидающее значение
Оценки за урок.
Домашнее задание: Выучить песню «Школьный корабль»
Анализ урока
октября в 6 классе прошел урок музыки на тему «Волшебная сила музыки». На уроке были охвачены все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, вокальная работа, музыковедение. Познакомились с немецким композитором с Клодом Дебюсси и слушали и анализировали ноктюрн «Сирены». Прослушали фрагмент из оперы Кристофа Виллибальда Глюка «Жалоба Эвридики» и ответили на вопрос: «В чем проявилось волшебство музыки?»
В равной мере чередовалась деятельность учащихся, которая направленна на повторение и закрепление пройденного материала, музыкальных навыков и умений с восприятием и усвоением новой информацией.
На уроке я использовала компьютерное оборудование, презентацию, фонограммы песен. Время деятельности учащихся на уроке и нагрузка не превышает допустимых норм.
Есть один маленький минус – это то, что учащиеся не могут высказать свое мнение, свои чувства, которые они услышали и почувствовали в предлагаемых им музыкальных фрагментах. Над этим нам предстоит поработать.
15