Презентация «Системно-деятельностный подход как механизм реализации РГОС на уроках русского языка и литературы»
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ РГОС Подготовила: учитель Блажко Н.А. Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования. Реальность образовательного процесса – внедрение РГОС. В основу РГОС положен системно-деятельностный подход к обучению читательской грамотности на уро - ках русского языка и литературы. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность уча -щихся, формирует готовность к самореализации, орга- низует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности. Понятие учебной деятельности было введено в психолого-педагогическую науку видней - шими советскими психологами Даниилом Борисовичем Элькониным и Василием Васильевичем Давыдовым, а затем развито и дополнено их учениками. Учебная деятельность – это особая форма ак-тивности индивида, направленная на преобра- зование учебного материала с целью измене- ния собственных способностей. Исходя из это-го определения, на мой взгляд, не лишним бу- дет уточнить, что под преобразованием учебного материала следует понимать не любое изме-нение предметного содержания, а только то, которое позволяет вскрывать внутреннюю природу какого-либо объекта. Поэтому ни в коем случае нельзя путать учебную деятельность с учебной работой. В качестве важнейших компонентов (пусковых механиз мов) учебной деятельности Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов выделили:учебно-познавательный интерес (энергетическая батарея)целеполагание, т.е. процесс осознания, выдвижения цели (вектор – направление активности);систему учебных действий, в которую входят: а) содержательный анализ свойств объекта; б) моделирование (буквенное, графическое, предметное, смешанное); в) преобразование модели; г) построение частных задач, решаемых общим способом;контрольно-оценочный механизм (рефлексивный конт - роль и прогностическая оценка). Таким образом, исходя из понятия учебной деятельности, деятельностный подход к обучению предполагает:наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Собственно учебную деятельность школь - ников, личностно-деятельностный подход в обучении можно выразить формулой «деятельность – личность», т.е.«какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутрен- него развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какие принципы обеспечивают реализацию деятельностного метода в преподавании: 1) принцип деятельности 2) принцип непрерывности 3) принцип целостности 4) принцип минимакса 5) принцип психологической комфортности 6) принцип вариативности 7) принцип творчества Новые задачи требуют перестройки методической работы учителя. Какой же становится роль учителя в рамках нового РГОС? Она значительно меняется. Учитель становится организатором учебной деятельности обучающихся; формирует их универ сальные учебные действия. Позиция учителя - к классу не с ответом, а с вопросом Можно выделить следующие ключевые моменты в деятельности учителя при внедрении системно-деятельностного подхода.1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции целеполагания от учителя к ученику.2.Систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).3.Использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.4.Учитель на основе технологии диалога обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5.Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.7.Задаёт задачи и формирует четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).8.Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.9.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.10.Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.11.Создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.12.На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Как может выглядеть общий план урока на основе сис темно-деятельностного подхода? 1. Постановка учебной задачи. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с создания учителем проб лемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания.2. Поиск способов решения учебной задачи. Целью этого этапа является определение содержания и последовательности действий для решения поставленной задачи, формирование у учащихся способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал. 3. Решение учебной задачи. РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ складывается из нескольких заданий, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий той или иной учебной задачи. Важно, чтобы «открытие» новых понятий детьми шло поэтапно и каждый этап сопровождался четкими выводами, сде ланными учащимися.4. Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме). На уроках рус ского языка моделирование производится чаще всего в графической форме. По мере изучения модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение. 5. Моделирование общего способа умственной деятельности - следующий этап урока. Это своеобразная пошаговая инструкция (алгоритм) по выделению изучаемого понятия из массы других языковых явлений либо применению изучаемого понятия (прави ла).6. Конкретизация изучаемого понятия. Выполняя тренировочные работы по усвоению изучаемого понятия, школьник обращает внимание на содержание собственных действий, рассматривает их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей.7. Рефлексивно-оценочный этап - заключительный этап, при котором учащийся оценивает свою деятельность с точки зрения усвоения модели рассматриваемого понятия и общего способа умственной деятельности. Примеры фрагментов данного этапа урокаУхожу с урока в хорошем настроении:( причина).Я понял(а):(дополнение).Мне не все понятно:( пояснение).(9 класс .Тема «БСП со значение причины, дополнения, пояснения). Закончить свое выступление хочу словами известного педагога-психолога Януша Корчака: «Не мучь себя, ес ли не можешь сделать что-то для ребенка.Мучь, ес ли можешь, но не делаешь.Помни , для ребенка сделано недостатчно, если не сделано все».«Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них- мы никогда не можем знать , кого мы встречаем в ре бенке». СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ