Мастер-класс Как хороши, как свежи были розы


Мастер-класс
Тема: «Как хороши, как свежи были розы…»
(по стихотворению в прозе И. С. Тургенева)
Звучит музыка: «Лунная соната» Бетховена. Горит свеча. Лежат розы. 
Портрет Тургенева
Чтение фрагмента из стихотворения Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
Где-то, когда-то, давным-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы…
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы…
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею – но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
                                       Как хороши, как свежи были розы…      
Прозвучал фрагмент произведения И.С.Тургенева.
Стихи в прозе… Явление необыкновенное, удивительное… Тургенев обратился к этому жанру в конце жизни, прожив около 20 лет вдали от Родины. Раздумья о жизни мудрого человека вылились в проникновенные пронзительные строки. Его стихотворения совершенны по форме, очень красивые, находят живой отклик в душах читателей. Я предлагаю вам попробовать проникнуть в философские размышления писателя и самим почувствовать вкус творчества.
Перед вами текст стихотворения. Прочитайте его.
Звучит музыка.
О чем же размышляет писатель? Что вы почувствовали? Какие образы увидели?
 
одиночество,
воспоминания о летнем вечере, запахи юности, образ девушки, чувство первой любви
ощущение старости,
шум деревенской жизни, дети, музыка, ланнеровский вальс, шипение самовара.
Свеча меркнет. Жизнь идет к закату. Одиночество
Дыхание смерти, трагическое одиночество, единственный безмолвный друг, свидетель горьких старческих дней.
 
Вы обратили внимание, что стихотворные фрагменты различны по настроению: одни из них наполнены светлым, радостным, благоговейным чувством; другие – проникнуты печальным, трагическим настроением.
Но что всех их связывает? (Какая фраза ключевая?)
Рефрен(повторяющая строка):  Как хороши, как свежи были розы…
Для него выбрана первая строчка стихотворения Ивана Мятлева: «Как хороши, как свежи были розы…»
Как вы думаете почему? (красивая, всем знакома, ключевая фраза, итог каждого фрагмента)
Эта фраза включает в себя такое богатство смыслов: текучесть времени, быстротечность жизни, особенно молодости, мимолетность всего в этом мире.
Контрастные образы и чувства – основной мотив стихотворения.
Шаг 1
Попробуйте найти и записать хотя бы одну пару ключевых контрастных слов-существительных. Например, лето-зима.
Молодость - старость
Жизнь – смерть
Одиночество - семья
День - ночь
Вальс - старческий шепот
Ваша пара?
Шаг 2
Выберите из текста к каждому существительному по 2 прилагательных, подходящих по смыслу.
Например, зима – безмолвная, скучная. Лето- веселое, светлое
Для экономии времени я выбрала все прилагательные из текста.
Воспользуйтесь этой шпаргалкой.
Проверка. Прочитайте что у вас получилось? 1 группа…
Шаг 3
А теперь воспользуемся подсказкой, которую я тоже заранее подготовила, выбрав все глаголы из текста, опять-таки с целью экономии времени. Подберите по 3 глагола, подходящих по смыслу  к каждому существительному и согласуйте их.
Например, Зима – безмолвная, скучная – запушила, трещит, злится
Лето – веселое, светлое – звенит, пахнет, дышит
Что у вас получилось? Прочитайте. 1 группа…
Шаг 4
А теперь попробуем творить – писать собственные стихи в прозе.
Запишите по порядку числа от 1 до 7 в столбик
1 зима
2 безмолвная, скучная
3 запушила, трещит, злится
4  Как хороши, как свежи были розы…
5 звенит, пахнет, дышит
6 веселое, светлое
7 лето
1 и 7 строчки – ключевые контрастные существительные, например, зима в 1 строчку, лето – в 7-ю.
2 и 6 строчки – по 2 прилагательных, которые вы подобрали к этим словам. Например, во 2 строчку - безмолвная, скучная, в 6 строчку - веселое, светлое.3 и 5 строчки – это глаголы, которые вы подобрали. Посмотрите на слайд.
В 4-ю, центральную строку запишите рефрен: Как хороши, как свежи были розы…
Прочитайте, что у вас получилось. Замечательно!
Перепишите стихотворение на лепестки розы, которые лежат у вас на столах. А теперь  составим розу нашего творчества.
Музыка…
Читаем Тургенева
          Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…
Как хороши, как свежи были розы…
Гаснет и наша свеча. Но все хорошее, что случается с нами, запоминается надолго. И эти минуты нашего творчества я, надеюсь, вы не забудете.
Гасим свечу