Формирование оценочной деятельности младших школьников
Формирование оценочной деятельности младших школьников.
Машукова Ксения Александровна
учитель начальных классов
1 кв. категория
МКОУ «Прогимназия №1»
г.Новосибирск
2016 г.
Г.Новосибирск
Формирование оценочной деятельности младших школьников.
Приоритетной целью современного школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий , которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Оно позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени), общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели. Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы затем использовать его при решении многих частных практических задач. А. Н. Леонтьев (советский педагог, психолог)отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит, их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.
Так что же такое самооценка? Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Для чего нужна оценка? Для того чтобы подвести итог, оценить результат. Самооценка помогает детям определить границы своего знания - незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности. Чтобы оценивание было эффективным, учителя регулярно привлекают к этому процессу детей, помогая им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают. Для такого сотрудничества в оценивании требуется, прежде всего, предъявить детям и обсудить с ними учебные показатели (цели) — то, что должно быть изучено, — и учебные результаты — то, на что дети будут способны после освоения учебного материала. Поэтому учебные показатели (цели) обсуждаются с детьми в начале урока. На доступном для детей языке учитель обсуждает с целым классом и с группами учеников, чему они научатся и что смогут делать в конце обучения и по ходу урока. В процессе всего урока детям даѐтся устная и письменная обратная связь на их ответы и работы, в которой учитель показывает, насколько в них достигнуты поставленные учебные цели. Это позволяет ученикам определить, в чѐм они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше. Работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени.
В организации формирования оценочной деятельности младших школьников можно выделить:
- интеллектуальные модули, где организуется работа по ознакомлению учеников с основными понятиями и способами оценивания;
- урочная деятельность, где формируется умение оценивать результаты учебной деятельности, исходя из полученного опыта во время интеллектуальных модулей;
- внеурочная деятельность, где формируется умение оценивать действия и поступки вне учебной деятельности.
Особенностью интеллектуальных модулей является то, что организуется преимущественно коллективная и групповая работа, что позволяет достигать качественный результат, обеспечивать уверенность обучающихся.
Объектами контроля при этом являются:
компоненты учебной деятельности;
желание и умение учиться;
способы достижения знаний.
Для того, чтобы вовлечь учащихся в оценочную деятельность, можно использовать:
Вопросы: -Сможешь ли ты доказать, что…?
-А что нужно для …?
-Что ты думаешь по поводу…? и др.
Наблюдение за ответами и деятельностью одноклассников.
Дискуссия – обсуждение материала, этапов деятельности, выяснение причин затруднения, оценивание работы каждого по решению проблемы.
Анализ работ, выявление ошибок, подбор способов их устранения.
Рефлексия – обратная связь между учителем и классом, в ходе которой определяется направление, в котором надо двигаться, планируется дальнейшая деятельность.
Любое выполненное действие требует оценки. Ребенок должен знать, что он умеет, над чем предстоит поработать. Его надо вооружить такими умениями, как выделять критерии оценки и их фиксировать, проводить пооперационный контроль, задавать «умные» вопросы, проводить самостоятельную коррекцию выявленных недостатков, высказывать свою точку зрения при оценке сверстников.
Уроки, относительно формирования умений оценивания, можно разделить на три типа:
урок с преобладающей целью выработать способы оценки;
урок, где оценивание является только этапом урока;
обобщающий урок контроля и оценки, то есть урок, на котором проводится итоговый контроль уровня овладения предметными знаниями и способами действия.
На уроке с преобладающей целью выработать способы оценивания, полученные на интеллектуальных модулях, непосредственно переносятся на конкретные виды учебной деятельности и предметный материал. Например. Сначала ученики выполняют задание, оценивают. Затем учитель проверяет работы, но не указывает на ошибки. На следующем уроке учитель организует проверку и оценку в процессе сличения с эталоном, предварительно повторив критерии.
На уроке, где оценивание является только этапом урока, отрабатываются умения и навыки самооценивания в групповой или индивидуальной работе. Учащиеся самостоятельно или в группе оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно на интеллектуальном модуле или на уроке, и определяют оценку всей работы.
На уроке «Обобщающего контроля и оценки» проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик, а затем уже учитель. Далее, ребёнок соотносит свои оценки, проводит анализ работы, выделяет свои «трудности» (проблемы). На данном этапе ученик принимает решение о том, согласен ли он с количеством баллов и претендует ли на большее. Если претендует, тогда он может составить план по коррекции своих проблем, после тренировочных упражнений по освоению того или иного способа действия на уроках, в индивидуальной работе в школе и дома, вновь написать подобную работу, чтобы увидеть, удалось ли «решить свои проблемы». При организации такой работы у учащихся повышается уровень ответственности и самостоятельности.
Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье?
Прежде всего, мы обучаем алгоритму самооценивания. Алгоритм самооценки вводится в первом классе, когда обучающиеся начинают отвечать на основные вопросы после выполнения задания:
Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы, учебную задачу — проблемную ситуацию, с разрешением которой и было связано освоение нового познавательного метода).
Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью — это и есть качество как соответствие цели и результата).
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки, признаем право ребенка «на пробу и ошибку»).
Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).
Уже в 1 классе через все учебные предметы идёт обучение учащихся самооцениванию, где выбираются такие задания, в которых есть объективный однозначный критерий оценивания.
Так, например, на уроках обучения грамоте для самооценки использу ются такие задания, в которых критерием оценивания является правильность выполнения задания (сверка написанного с образцом, со звуковой или буквенной моделью слова). На уроках окружающего мира и математики дети оценивают выполнение заданий по предложенным критериям, таким как, быстрота, правильность, самостоятельность. Для этого используются детьми на уроках цветные фишки, линеечки и др.
При этом самооценка учащихся должна предшествовать учительской оценке. А оценивание детской работы учителем осуществляется по тем же критериям, по которым ребенок оценивал себя.
В случае несоответствия оценки ученика и оценки учителя появляется повод для рефлексии, которая влечёт за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае используется работа в парах: ученик сначала оценивает себя, затем обменивается тетрадями с соседом по парте и уже оценивают друг друга.
Проверяя тетради, можно судить об адекватности оценки учащихся.
Особое внимание уделяется прогностической оценке. Для этого учителя используют знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Например после объяснения и закрепления нового материала, можно спросить у детей, все ли было понятно на уроке? Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам даётся небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как дети познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика. Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи.
Обучение алгоритму самооценки продолжается во 2-4-х классах, когда уже усложняются основные вопросы после выполнения задания:
Какое умение развивал при выполнении задания? (Учимся определять выполнение действий, например УУД- познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные).
Каков был уровень задачи? (Такие задачи мы решали много раз (опорный уровень «Выпускник научится»). В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией. Такие задачи мы никогда не учились решать, нам нужны новые знания (повышенный уровень «Выпускник получил возможность научиться»).
Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (Учим обосновывать самооценку, учим адекватно оценивать себя).
Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить (Учим переводить оценку в отметку и аргументировать ее).
Важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.
Формирование умений оценивать продолжается и во внеурочной деятельности. Проводятся школьные олимпиады по предметам. Ученики выполняют различные интеллектуальные задания, выявляются победители. Затем организуется проверка и оценка правильности выполнения, обсуждаются причины ошибок. Работа организуется как в группах, так и индивидуально. Кроме того, ученики оценивают результаты своей деятельности в процессе участия в различных конкурсах. Каждый ребёнок может объективно оценить свою работу, достижения.
Одним из эффективных средств обучения является «Портфель достижений», который ведется самими учащимися. Это способ анализа способностей ученика, основанный на подборке его работ:
снабжает всех субъектов образовательного процесса необходимой информацией о прогрессе ребёнка в различных областях работы в классе;
учитывает результаты, достигнутые ребёнком в различных видах деятельности (учебной, творческой, индивидуальной);
способствует участию детей в оценке своей собственной работы;
закладывает основу для многосторонней оценки общей работы ребёнка.
В конце 4 класса можно провести урок-презентацию «Мои достижения», где учащиеся представляют свои достижения за время обучения в начальной школе, используя свои «Портфолио».
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, что ему еще предстоит преодолеть.
В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности. Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.