Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Планета знаний


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №6»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
учителей начальных
классов /С.А. Сельдяева/ /Л.И. Карпачева/
от « » 2014 г. Протокол педсовета
Руководитель ШМО № от « » 2014 г.
Приказ по школе
/О.В.Жилякова/ № от « » 2014 г.


Рабочая учебная программа
по литературному чтению
(базовый уровень)
для 3 класса
Составитель:
учитель начальных классов Вышемирская О.Е.

г. Кингисепп
2014 г.
Содержание
I. Пояснительная записка. 2-4
1. Сведения о программе, на основании которой 2
разработана рабочая учебная программа. 2. Цели рабочей учебной программы. 2
3. Нормативно-правовые документы, на основании которых
разработана рабочая учебная программа. 2-3 4. Изменения, внесенные в примерную (авторскую) программу. 3
5. Количество учебных часов, отведенных на изучение
учебного предмета в соответствии с учебным планом и
годовым учебным графиком ОУ. 3
6. Форма организации образовательного процесса. 3
7. Формы контроля знаний, умений и навыков. 3- 4

II. Общая характеристика учебного предмета. 5-6
III. Место учебного предмета в учебном плане. 7
IV. Результаты освоения учебного предмета. 8-10
1. Личностные результаты. 8
2. Метапредметные результаты. 9-10
3. Предметные результаты. 8-9

V. Содержание учебного предмета. 11-12
VI. Тематическое планирование. 13-15
VII. Учебно-методическое и материально-техническое 16
обеспечение.
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета. 17-21

Приложение. Календарно-тематическое планирование. 22-27
I. Пояснительная записка
1. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая учебная программа.
Программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы курса «Литературное чтение» Э.Э.Кац, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

2. Цели рабочей учебной программы.
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.
Изучение литературного чтения в начальной школе направленно на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
3. Нормативно-правовые документы, на основании которых
разработана рабочая учебная программа.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 17785), с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11. 2010 г. № 1241, зарегистрированном в Минюсте России 04.02. 2011 г., регистрационный номер 19707, и приказом Минобрнауки России от 22.09 2011 г. № 2357, зарегистрированном в Минюсте России 12.12 2011 г., регистрационный номер № 22540).
Информационное письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «О подходах к разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) от 09.03.2011 г. №19-1060/11.
Информационное письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2014-2015 учебном году» от 16.06.2014 года №19-3489/13).Учебный план МБОУ «КСОШ №6» на 2014-2015 учебный год.
Годовой учебный календарный график МБОУ «КСОШ №6» на 2014-2015 учебный год.
4. Изменения, внесенные в авторскую программу.
В авторскую программу Э.Кац «Литературное чтение» для 3 класса внесены некоторые изменения: в конце учебного года один час отведен на урок-проект.
5. Количество учебных часов, отведенных на изучение
учебного предмета в соответствии с учебным планом и
годовым учебным графиком ОУ.
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 3 класса в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком МБОУ «КСОШ №6» на 2014-2015 учебный год рассчитана на 136 учебных часов из расчета 4 часа в неделю.
6. Форма организации образовательного процесса.
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 3 класса предусматривает такие формы организации образовательного процесса, как:
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Урок закрепления новых знаний и выработки умений
Урок комплексного использования знаний
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок проверки, оценки и контроля знаний
Комбинированный урок
7. Формы контроля знаний, умений и навыков.
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 2 класса предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания прочитанного учитель после чтения задаёт вопросы.
контрольный опрос по теме в устной и письменной форме,
тестирование по теме,
защита проектной работы по теме.
Каждый раздел завершается проверочными заданиями «тренинговый раздел «Читальный зал» и тренинговым листом, где представлены разнообразные формы контроля и самоконтроля. Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений. Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.
Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. Важной частью курса является внеклассное чтение. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал».
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.
Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений. Весь материал учебника (тексты, задания, вопросы) разбит на две части: инвариативную и вариативную. В вариативную часть включены произведения для использования в более подготовленных классах, во внеурочной деятельности, рекомендованы для семейного чтения.
Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявление авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных ими. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояния окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным они начинают преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной взаимосвязи с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
III. Место учебного предмета в учебном плане.

«Литературное чтение» является учебным предметом инвариантной части федерального компонента учебного плана.
«Литературное чтение» в начальной школе изучается с 1 класса (с марта месяца) по 4 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 506 часов. Общая недельная нагрузка в 1-2 году обучения составляет 4 часа, в 3 классе – 4 часа, на 4 году обучения – 3 часа. При этом на долю инвариантной части отводится 75% учебного времени.

IV. Результаты освоения учебного предмета.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
умение оценивать свое отношение к учебе;
уважение к культуре разных народов.
У учащихся могут быть сформированы:
представление об общих нравственных категориях у разных народов;
нравственное чувство и чувственное сознание;
умение анализировать свои переживания и поступки;
способность к самооценке;
эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;
бережное отношение к живой природе;
эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
Предметные
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;
определять и оценивать позиции литературных героев;
выявлять тему и главную мысль произведения;
сопоставлять героев, идеи разных произведений;
составлять план рассказа;
определять свое и авторское отношение к героям;
формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
читать по ролям художественное произведение;
продолжать сюжет произведения, историю героя;
участвовать в инсценировании произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;
выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.
использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
соотносить свои действия с поставленной целью;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
планировать свои учебные действия;
анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
планировать свою читательскую деятельность;
планировать свою деятельность при реализации проекта.
Познавательные
Учащиеся научатся:
сравнивать произведения и героев;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
свободно ориентироваться в аппарате учебника;
находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать и классифицировать жизненные явления;
выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;
ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);
находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;
извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;
знакомиться с детской периодической литературой.
работать с учебной статьей (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.
точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
работая в группе, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
владевать диалогической формой речи;
корректно строить речь при решениии коммуникативных задач;
формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.
Учащиеся получат возможность научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
V. Содержание учебного предмета.

Содержание рабочей учебной программы по литературному чтению для 3 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897.
Содержание и построение курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
3 класс (102/136 ч)
Круг чтения
«Уж небо осенью дышало...» (11/15 ч)
К.Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И.Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...»
Народные сказки (10/15 ч)
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы (4/6 ч)
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С.Островой «Сказки».
В.Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась «Ещё про Мальку»; И.Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка», Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа...» (8/8 ч)
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро», «Зимняя дорога» Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег», А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки (10/14 ч)
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. X. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».Басни (8/9 ч)
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л.Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федор «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие (11/16 ч)
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге (12/13 ч)
Ю.Яковлев «Полосатая палка»; А.Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А.Фет «Осенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
И в шутку, и всерьёз (13/19 ч)
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С.Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»;
А. Дорофеев «Укушенные».
VI. Тематическое планирование.
№ п/п Тема
раздела Характеристика
деятельности учащихся
1. Уж небо осенью дышало…
Выразительно читать, передавать нужную интонацию.
Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей. Рассказывать по предложенному плану. Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи. Определять и оценивать позиции литературных героев.
Выявлять главную мысль произведения. Сочинять устные и письменные рассказы. Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.
2. Народные сказки
Выразительно читать, читать по ролям, пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Определять главную мысль произведения. Сопоставлять героев, идеи разных произведений.
Продолжать сюжет произведения.
Составлять план рассказа.
Анализировать произведения изобразительного искусства по плану.
3. Поэтические страницы
Выразительно читать лирическое произведение. Привлекать читательский опыт. Выражать своё впечатление от прочитанного. Выявлять авторскую позицию. Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию.
Формировать представления о добре и зле.
4. О мужестве и любви
Выразительно читать.
Отвечать на вопросы к тексту, находить нужные фрагменты.
Определять своё и авторское отношение к героям. Рассказывать по плану и создавать рассказы на заданную тему.
Бережно относиться к животным.
Находить нужные источники информации.
5. Зимы ждала, ждала
природа …
Выразительно читать, заучивать наизусть. Объяснять значение слова в контексте произведения.
Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт. Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения.
6. Авторские сказки
Составлять план рассказа по теме.
Определять тему и главную мысль произведения. Творчески пересказывать сюжет произведения, характеризовать героя, выявлять отношение автора к персонажам. Читать по ролям. Ставить вопросы к тексту произведения.
7. Басни
Выразительно читать басню.
Определять авторское отношение к персонажам. Сопоставлять персонажей. Определять главную мысль произведения.
Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт.
Различать басню и стихотворение.
8. Братья наши меньшие
Выразительно читать.
Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста. Определять идею и тему произведения. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.
Различать сказку о животных и рассказ.
9. О совести и долге
Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа. Составлять план произведения. Определять главную мысль. Создавать письменные творческие работы. Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста.
Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним.
Обосновывать своё отношение к произведению
10. Весна пришла Выразительно читать лирические произведения. Участвовать в инсценировании.
Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения.
Создавать устно и письменно произведения разных жанров.
Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств.
11. И в шутку и всерьёз Определять главную мысль произведения. Пересказывать сжато от лица персонажа. Задавать вопросы.
Составлять план по теме. Определять своё отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста.
Ключевые компетенции обучающихся:
эмоционально-развивающая компетенция состоящая в воздействии литературных произведений на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
ценностно-ориентированная компетенция, позволяющая обучающимся использовать приобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в мире литературного чтения, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;арт-терапевтическая компетенция, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении обучающихся в процессе организации их читательской деятельности;
информационно-поисковая компетенция, обеспечивающая расширение общего литературного информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации о литературе (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
УМК
Э.Э.Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 частях. - М., АСТ, Астрель, 2012.
Э.Э.Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради №1, 2. – М., АСТ, Астрель, 2013.
Методические пособия для учителя.
Э. Э. Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. — М., ACT, Астрель, 2012.
Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа» 3 класс. УМК «Планета знаний»; Москва, АСТ «Астрель», 2012.
Дополнительная учебная литература для учащихся
Комплексный тренажер по литературному чтению и русскому языку для 3 класса. Мишакина Т.Л. / Митрофанова Г.И.-  Ювента, 2013.
О.В.Кубасова. Литературное чтение. Тестовые задания 3 класс. – Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2014.
Специфическое сопровождение (оборудование):
портреты писателей и поэтов, художников, композиторов
иллюстрации к литературным произведениям
библиотека книг для внеклассного чтения
репродукции картин художников – пейзажистов, натюрморты, плакаты в соответствии с тематикой литературных произведений и рубрики «Картинная галерея»
Электронно-программное обеспечение:
Записи музыкальных произведений, соответствующих тематике литературных произведений
Видеофильмы и музыкальные слайд-шоу о природе
Презентации по литературному чтению
Интернет-ресурсы.
Презентации.
1. http://www.powerpoint-ppt.ru Технические средства обучения.
1. Мультимедийный проектор.
2. Интерактивная доска.
3. Сканер, принтер, ксерокс
Учебно-практическое оборудование
1. Шкаф (тумба) для хранения портретов, книг, иллюстраций.
Специализированная мебель.
Компьютерный стол.
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
способность к самооценке;
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое** стремление следовать в поведении моральным нормам;
•толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяют осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту); читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
•прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
•составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
читать по ролям художественное произведение;
создавать текст на основе плана;
придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
•создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
•создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
создавать иллюстрации к произведениям; создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения, определять (на доступном уровне) основные особенностям малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен, выделять слова автора,
действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и др.);находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет; сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
•работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Приложение
Календарно – тематическое планирование
№ п/п Содержание (тема урока) Общее количество часов по разделу Количество часов
по теме Использоние ИКТ
Дата Уж небо осенью дышало… 15 1. К.Г. Паустовский «Барсучий нос» 2. К.Г. Паустовский «Барсучий нос» +
3. К.Г. Паустовский «Барсучий нос» 4. Научно-популярная статья «Барсук» 5. И.А.Бунин «Листопад» +
6. И.А.Бунин «Листопад» 7. М.М.Пришвин «Хрустальный день»,
«Капитан-паук» 8. М.М.Пришвин «Недосмотренные грибы» 9. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки» 10. К.Г.Паустовский «Подарок» 11. К.Г.Паустовский «Подарок» 12. К.Г.Паустовский «Подарок» 13. Обобщение по разделу «Уж небо осенью дышало…» 14. Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей. 15. Картинная галерея
И.И.Левитан «Лесное озеро».Научно-популярная статья «О живописи» Народные сказки 16 16. Народные сказки «Семь Симеонов» (РНС) 17 Народные сказки «Семь Симеонов» (РНС) 18 Народные сказки «Семь Симеонов» (РНС) 19 «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (РНС) 20 «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (РНС) 21 «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (РНС) 22
Внеклассное чтение.
Русские народные сказки. +
23 РНС «Царевна-лягушка» 24 Картинная галерея. В.М.Васнецов «Иван-царевич на сером волке» 25 «Жаба-королева» (литовская народная сказка) 26 «Птица Кахна» (таджикская народная сказка) 27 «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка) 28 Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка) 29 Казахская сказка «Мастер Али» 30 Обобщение по разделу «Народные сказки» 31 Внеклассное чтение. Сказки народов мира. Поэтические страницы 6 32 А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» (отрывок) 33 Ю.Мориц «Песенка про сказку» 34 «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада) 35 Г. Сапгир «Сны» 36 Работа с учебными и научно-популярными текстами 37 Работа с учебными и научно-популярными текстами О мужестве и любви 12 38 В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку» 39 В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку» 40 В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку» 41 И.С.Тургенев «Воробей» +
42 Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» 43 Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» 44 Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» 45 Л. Н. Толстой. «Прыжок» 46 Л. Н. Толстой. «Прыжок» 47 Внеклассное чтение. «Сказки»
Е. Шварца и В.Каверина 48 В. Астафьев «Белогрудка» 49 Обобщение по разделу «О мужестве и любви» Зимы ждала, ждала
природа … 8 50 С.Есенин «Разгулялась вьюга…» 51 А. С. Пушкин. «В тот год осенняя погода...»
(отрывок из романа «Евгений Онегин») 52 А. С. Пушкин. «Зимнее утро» 53 А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» 54 Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою…» 55 Картинная галерея: Н. Крылов. «Зима» 56 Внеклассное чтение. Зима в произведениях разных жанров +
57 Обобщающий урок по теме «Зимы ждала, ждала природа …» Авторские сказки 14 58 А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 59 А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» +
60 А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 61 А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 62 А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 63 Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Проверка читательских умений 64 Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Тестовая работа 65 Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» 66 Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» 67 Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» 68 Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» 69 Л.Н.Толстой «Царь и рубашка» 70 Внеклассное чтение. Х.К.Андерсен «Сказки» +
71 Обобщающий урок по теме «Авторские сказки » Басни 9
72 О.Мандельштам «Муха» 73 Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши» 74 Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши» 75 Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Лгун» 76 И.А.Крылов «Лебедь, щука и рак», +
77 И.А.Крылов «Слон и Моська» 78 И.А.Крылов «Две бочки» 79 Пословицы 80 Внеклассное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»;
И. Крылов «Мышь и Крыса» Братья наши меньшие 16 81 А.П.Чехов «Белолобый» +
82 А.П.Чехов «Белолобый» 83 А.П.Чехов «Белолобый» 84 А.П.Чехов «Белолобый» 85 М.М.Пришвин «Лимон» 86 М.М.Пришвин «Лимон» 87 М.М.Пришвин «Лимон» 88 Л.Н.Толстой «Лев и собачка» +
89 Л.Н.Толстой «Лев и собачка» 90 К.Г.Паустовский «Кот Ворюга» +
91 К.Г.Паустовский «Кот Ворюга» 92 Внеклассное чтение. Книги о животных 93 Работа с учебными и научно-популярными текстами 94 Картинная галерея
Б.Мурильо «Мальчик с собакой» 95 Работа с учебными и научно-популярными текстами 96 Обобщающий урок по теме «Братья наши меньшие» О совести и долге 13 97 Ю. Яковлев «Полосатая палка» 98 Ю. Яковлев «Полосатая палка» 99 Ю. Яковлев «Полосатая палка» 100 Ю. Яковлев «Полосатая палка» 101 А.Платонов «Разноцветная бабочка» 102 А.Платонов «Разноцветная бабочка» 103 А.Платонов «Разноцветная бабочка» 104 А. Кешоков «Мне больно, мальчики» 105 К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» +
106 К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» 107 К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» 108 Внеклассное чтение. К. Д. Ушинский. «Слепая лошадь». Сеф. «Добрый человек». Сказки К.Г. Паустовского. 109 Обобщающий урок по теме «О совести и долге» Весна пришла 10 110 «Жаворонушки», «Берёзонька» (народные песни) 111 Жаворонушки», «Берёзонька» (народные песни) 112 А.А.Фет «Весенний дождь» 113 М.М.Пришвин «Лесная капель» 114 К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка» 115 А.А.Фет «Рыбка» 116 Работа с учебными и научно-популярными текстами 117 Работа с учебными и научно-популярными текстами 118 Внеклассное чтение. Народные песни 119 Обобщающий урок по теме «Весна пришла» И в шутку и всерьёз 19 120 Шутки-прибаутки 121 «Болтливая баба» (РНС) 122 А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» 123 А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» 124 А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» 125 С. Маршак «Про двух соседей» 126 С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» 127 М. Зощенко «Великие путешественники» 128 М. Зощенко «Великие путешественники» 129 М. Зощенко «Великие путешественники» 130 М. Зощенко «Великие путешественники» 131 Картинная галерея
З. Серебрякова «За обедом» 132 А. Дорофеев «Укушенные» 133 Проверка читательских умений 134 Внеклассное чтение. А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги». Детская периодическая литература 135 Урок –проект. +
136 Повторение изученного материала. Обобщающий урок