Рабочая программа по литературному чтению по программе Школа 2100


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 68 г. ДзержинскУтверждаю:
Директор
___________________
«___» ________ 20 ___ г.
Согласовано на МС школы
Протокол № ____
от «___» ________20___г.
Руководитель МС _______
Рассмотрено на МО учителей
_________________________Протокол № ____
от «___» __________ 20___г.
Руководитель МО_________

Рабочая учебная программа
по курсу «Литературное чтение»
для 4 класса
Год разработки 2014
составлена на основе авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой«Чтение и начальное литературное образование»
Образовательная система «Школа 2100» (М.: Баласс, 2012)
Программу составила:
Арзаева Н.В.
Пояснительная записка
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Задачи курса «Литературное чтение»:
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
II. Общая характеристика учебного предмета
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, является монографический принцип. За четыре года обучения дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
Интерес к процессу чтения связан с мотивированностью. В учебниках это достигается с помощью персонажей и построения системы уроков в форме эвристической беседы. Форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над разделом.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.  Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста через такие приёмы как диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному отрывку, выделение ключевых слов. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
III. Ценностные ориентиры содержания
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким людям, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
IV. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» в 4 классе изучается по 3 часа в неделю (102 часа в год).
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким людям;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста;
составлять простой и сложный план текста;
писать сочинение на материале прочитанного отрывка с предварительной подготовкой;
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному тексту, к героям, понимать и определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
видеть языковые средства, использованные автором.
VI. Содержание учебного предмета
Круг детского чтения чтенияПроизведения современной детской литературы разных жанров.
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы. Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
4-й класс
Развитие умений:
- самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
- проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
- самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
- устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
- находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
составлять простой и сложный план текста;
пересказывать текст по плану.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа
4-й класс
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев.
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному тексту.
Литературоведческая пропедевтика
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
4-й класс
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.
Пролог и эпилог в художественном произведении.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи
4-й класс
Обучение:
- подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
- творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
- письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно, сжато и выборочно пересказывать текст по плану;
- составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
- учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
- выполнять творческие задания по прочитанному тексту.



VII. Тематическое планирование
и основные виды деятельности учащихся
Условные обозначения в оформлении календарно-тематического планирования:
УФЗ - урок формирования новых знаний, ознакомления с новым материалом
УЗСЗ - урок закрепления и совершенствования знаний;
УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний;
УКЗУН - урок контроля знаний, умений и навыков;
КЗУН - урок коррекции знаний, умений и навыков.
№ п/п Тема урока Дата Тип урока Планируемые результаты Характеристика деятельности учащихся Домашнее задание
1. 1. Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». Знакомство с понятиями «библиография», «пролог». 1.09 УФЗ Отвечать на вопросы по содержанию.
Знать понятия «библиография», «пролог». Вспомнить авторов и произведения, которые читали в прошлом году, жанры и их отличия.
Раздел 1. Любимые книги. (7ч.)


2. 1. Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Работа над выразительностью. 3.09 УФЗ Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение.
Аудирование (слушание) Воспринимать на слух
художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся; отвечать на вопросы по содержанию;
понимать главную мысль;
оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Характеризовать прослушанное художественное произведение: (поучение, летопись, путешествие), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.
Чтение
Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.
Декламировать
стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения.
Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.
Находить ключевые слова текста.
Объяснять смысл заглавия произведения.
Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
Культура речевого общения.
Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.
Создавать устно рассказ-характеристику героя.
Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям.
Культура письменной речи Готовитьсяк сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главнуюмысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.
Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
Творческая деятельность
Инсценировать
художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).
Иллюстрировать текст.
Писать творческие работы.


творческие работы:
сочинения по прочитанному,
сочинение-подражание, отзыв о
прочитанной книге и др. Наизусть Г. Сапгира.
3. 2. Начало удивительных событий. Фантастическая повесть Е. Велтистова «Приключения Электроника», гл. 1. Создание иллюстраций. 5.09 УФЗ Относить произведение к жанру фантастической повести. Чтение 3 части.
4. 3. Что может Электроник? Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3. Образ главного героя. 8.09 УФЗ Уметь составлять характеристику героя.
Подготовить вопросы.
5. 4. Наука как искусство. Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4. Сходство и различие сказочной и фантастической повести. 10.09 УФЗ Совершенствовать умение работать с текстом. Формулирование основной мысли повести. Творческий пересказ от имени разных героев.
6. 5. Смешные стихи о серьёзных вещах. Знакомство с понятиями
«баллада», «эпитет». Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада». 12.09 УФЗ Уметь выразительно читать стихотворение. Выразительное чтение
- смешной отрывок;
- фантастический;
- поучительный.
7. 6. Внеклассное чтение. Книги о ребятах сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения). 15.09 УФЗ Расширение круга чтения по теме. Чтение книг о книгах. Автобиографические книги. Писатели о себе.
8. 7. Что такое детская литература? Р/Р Сочинение о любимом писателе. 17.09 УФЗ Написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой. Оформить сочинение.
Раздел 2. У истоков русской детской литературы.(17 ч.) 9. 1. Зарождение литературы. Знакомство с понятиями «летопись» и «летописцы». А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» 19.09 УФЗ Литературный анализ стихотворений. Выразительное чтение.
10. 2. «Повесть временных лет». «Расселение славян». Анализ произведений. 22.09 УФЗ Совершенствовать умение работать с текстом. Умение находить самостоятельно  ключевые слова.
Подробный пересказ по плану.
11. 3. Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Возникновение письменности. Наблюдение над языком художественных произведений. 24.09 УФЗ Совершенствовать умение работать с текстом.
Уметь пересказывать. Сжатый пересказ.
12. 4. «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Выразительное чтение прозаического текста. 26.09 УФЗ Уметь выбирать цитаты, раскрывающие главную мысль.
Выразительное чтение прозаического текста.
13. 5. Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? «Поучение» Владимира Мономаха детям. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице». 29.09 УФЗ Уметь составлять план.
Уметь пересказывать. Пересказ по составленному плану на современном языке.
14. 6. Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия. 1.10 УФЗ Составление простого плана произведения. Выразительное чтение.
15. 7. Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Наблюдение над языком художественных произведений. 3.10 УФЗ Уметь выразительно читать стихотворения. Выразительное чтение.
16. 8. Обобщение по теме: «Древнерусская литература». Проверочная работа. 6.10 УОСЗ Обобщение знаний. 17. 9. Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Автобиография «Детские годы Багрова внука», гл. 1. 8.10 УФЗ Совершенствовать умение работать с текстом.
Самостоятельное прогнозирование содержания до чтения. Чтение 1-3 главы
Записать вопросы автору.
18. 10. Традиция семейного чтения. С. Аксаков «Детские годы Багрова внука», гл. 2–3. 10.10 УФЗ Совершенствовать умение работать с текстом. Умение находить самостоятельно  ключевые слова.
Рассказ об авторе на основе автобиографической повести.
19. 11. «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. 13.10 УФЗ Совершенствовать умение работать с текстом. Относить произведение по жанру. Выразительное чтение.
20. 12. «Детское чтение для сердца и разума» - нравоучительные статьи Н.И. Новикова, их особенности. 15.10 УФЗ Составление небольшого устного текста на заданную тему. Выразительное чтение.
21. 13. Р/р. Сочинение в стиле нравоучительной статьи. 17.10 УФЗ Выбрать тему сочинения и аргументировать свой выбор. Дописать сочинение.
22. 14. Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь». 20.10 УФЗ Выразительное чтение по ролям. Выразительное чтение по ролям.
23. 15. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. 22.10 УОСЗ Обобщение знаний. Подготовиться к проверочной работе.
24. 16. Проверочная работа. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. 24.10 УКЗУН Проверка знаний. Подготовиться к внеклассному чтению.
25. 17. Внеклассное чтение. Книги о книгах. Автобиографические книги. Писатели о себе. 27.10 УЗСЗ Расширение круга чтения по теме. Читать А.С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается... (29 ч.) 26. 1. Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»). 29.10 УФЗ Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения.
Относить произведения к жанру басни.


стрировать текст.
Писать
творческие работы:
сочинения по прочитанному,
сочинение-подражание, отзыв о
прочитанной книге и др. Наизусть басню.

27.
28. 2.3. Характерные особенности жанра басни И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом». Выразительное чтение наизусть. 31.10
10.11 УФЗ 29. 4. Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Чёрная курица...», ч. 1. 12.11 УФЗ Совершенствовать умение работать с текстом. Умение находить самостоятельно  ключевые слова.
Придумать вопросы автору и вспомнить сказки с героем – курицей.
30. 5. А. Погорельский «Чёрная курица...». Нелёгкий путь в подземное царство, ч. 2,3. 14.11 УФЗ Совершенствовать умение работать с текстом. Составление плана.
Пересказ по плану.
31. 6. А. Погорельский «Чёрная курица...» Встреча с подземными жителями, ч. 4, 5. Составление плана произведения. 17.11 УФЗ Уметь самостоятельно озаглавливать части текста. Творческий пересказ от лица Алёши.
32. 7. А. Погорельский «Чёрная курица...» Главный герой сказки, ч. 6. 19.11 УФЗ Уметь составлять характеристику героя.
Характеристика героя по составленному плану.
33. 8. Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Знакомство с героями сказки, ч. 1–3. 21.11 УФЗ Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному тексту, к героям. Подготовить рассказ «Творчество А. Пушкина».
34. 9. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом, ч. 4–6. 24.11 УФЗ Уметь выразительно читать. Выразительное чтение любого отрывка.
35. 10. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона, ч. 7–9. 26.11 УФЗ Самостоятельно давать характеристику героям. Выучить отрывок наизусть.
36. 11. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Царь Салтан и князь Гвидон, ч. 10–15. Работа с эпитетами, сравнением. 28.11 УФЗ Наблюдение над средствами языка художественного произведения. Выписать эпитеты, сравнения, олицетворения.
37. 12. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». В чём главный смысл сказки? (Финал). Устные рассказы о героях. 1.12 УЗСЗ Составление небольшого устного рассказа о героях. Составление кроссворда по сказке.
38. 13. Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». 3.12 УЗСЗ Расширение круга чтения по теме. Читать книги о родном городе.
39. 14. Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Анализ произведения. 5.12 УФЗ Видеть языковые средства, использованные автором.
Выучить наизусть отрывок.
40. 15. Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра). 8.12 УФЗ Уметь самостоятельно формулировать вопросы. Устное сочинение обработка народной сказки (подражание В.И. Далю).
41 16. Как надо писать для детей? А. Ишимова «Славяне». Обобщение. Литературные сказки писателей. Проверочная работа. 10.12 УОСЗ Обобщение знаний. Подготовить викторину по разделу.
42 17. Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем. 12.12 УЗСЗ Расширение круга чтения по теме. Прочитать рассказ А.П. Чехова «Мальчики».
43. 18. Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова внука». Выборочный пересказ текста. 15.12 УФЗ Уметь пересказывать текст по плану. Выборочный пересказ текста.
44. 19. Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого, А. Плещеева, А. Майкова и Ф. Тютчева. Средства выразительности в стихотворениях. 17.12 УФЗ Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения. Выучить наизусть стихотворение по желанию.
45. 20. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении. Дедушка Мазай – добрый охотник. Характеристика с помощью цитат из текста. 19.12 УФЗ Выборочное чтение отрывков. Рассказ о герое с цитатами.
46. 21. Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. Учебные книги. Л.Н. Толстой как учитель. Сказка «Два брата». 22.12 УФЗ Работа над образом литературного героя. Подробный пересказ.
47. 22. Непростые простые тексты. Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья». 24.12 УФЗ Наблюдение над языком художественного произведения. Выучить наизусть 1-й абзац описания.
48. 23. Практикум «Учусь читать художественную прозу». 26.12 УКЗУН Выполнение творческих заданий Читать другие произведения Л. Н. Толстого.
49. 24. Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» «Столица и губернский город». Первое знакомство с Родиной. К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога». УФЗ Уметь самостоятельно формулировать вопросы. Сочинение в форме путевого очерка.
50. 25. Как помочь детям полюбить свою родную землю? К.Д. Ушинский «Наше Отечество». Сочинение - подражание Ушинскому. К.Д. Ушинский «Жалобы зайки». УФЗ Уметь выразительно читать,
создавать письменный текст с предварительной подготовкой. Дописать сочинение – подражание.
51. 26. А.И. Куприн «Слон». Непонятная болезнь (ч. 1–3). УФЗ Работа над образом литературного героя. Самостоятельное чтение 4- 5 частей.
52. 27. А.И. Куприн «Слон». Можно ли выполнить желание Нади? «Я уже совсем здорова!» (ч. 4–6). УФЗ Уметь самостоятельно формулировать вопросы. Подготовьте вопросы по прочитанному тексту.
53. 28. Обобщение. Проверочная работа. Литература XIX века. УКЗУН Обобщение знаний. Читать рассказ А.П. Чехова «Мальчики».
54. 29. Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики». УЗСЗ Расширение круга чтения по теме. Отзыв о прочитанной книге.
Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями. (48 ч.) 55. 1. Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии (гл. 8). УФЗ Уметь самостоятельно прогнозировать содержание произведения. Подготовьте вопросы по прочитанному тексту.
56. 2. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной. УФЗ Умение находить самостоятельно  ключевые слова.
Ответы на вопросы.
57. 3. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. УФЗ Работа над образом литературного героя. Составить биографию Лены Икониной по главам.
58. 4. Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак. УФЗ Составление небольшого устного текста на заданную тему. Подготовить творческий пересказ «Как Житков стал писателем».
59. 5. Настоящий капитан. Б. Житков «Николай Исаич Пушкин». УФЗ Раскрытие характера капитана в действии с использованием психологического анализа на основе текста. Подготовить рассказ о морском капитане.
60. 6. Гимназисты Корнея Чуковского. К.И. Чуковский «Телефон». УФЗ Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному тексту, к героям. Выразительное чтение.
61.
62. 7.8. Обэриуты. Стихи Д. Хармса, Ю. Владимирова и А. Введенского. УФЗ Наблюдение над средствами языка художественного произведения. Подготовиться к внеклассному чтению.
63. 9. Внеклассное чтение. Современные чудаки. УЗСЗ Расширение круга чтения по теме. Отзыв о прочитанной книге.
64. 10. Путешествие 10. Вокруг Маршака. С. Сивоконь «Везите всё как есть, почитаем». УФЗ Умение находить самостоятельно  ключевые слова. Ответы на вопросы.
65. 11. Е. Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4). УФЗ Уметь пересказывать. Выборочный пересказ текста.
66.
12.
Е. Шварц «Два брата». Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5–8). УФЗ Уметь самостоятельно формулировать вопросы. Характеристика героя по составленному плану.
67. 13. Мудрость сказки Е. Шварца. УЗСЗ Формулирование основной мысли произведения. Сообщение о писателе.
68. 14. Превращение Пиноккио в Буратино. Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему». УФЗ Умение находить самостоятельно  ключевые слова.
Ответы на вопросы.
69. 15. Рассказ о сказке и детских фантазиях. А.Н. Толстой «Фофка». УФЗ Совершенствовать умение работать с текстом. Самостоятельное прогнозирование содержания до чтения. Подготовьте вопросы по прочитанному тексту.
70. 16. Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? А.Н. Толстой «Кот сметанный рот». УФЗ Уметь составлять план.
Уметь пересказывать. Творческий пересказ текста.
71. 17. Птицы с «характерами». М. Пришвин «Изобретатель. УФЗ Уметь составлять характеристику героя.
Рассказ о герое.
72. 18. Так кто же он – Михаил Пришвин? Статья С.Я. Маршака «Сила жизни С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор». УФЗ Умение находить самостоятельно  ключевые слова.
Подготовиться к проверочной работе.
73. 19. Обобщение Проверочная работа. УКЗУН Обобщение знаний. Подготовиться к внеклассному чтению.
74. 20. Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, художниках. иллюстраторах). УЗСЗ Расширение круга чтения по теме. Отзыв о прочитанной книге.
75. 21. Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий». А. Барто «Снегирь». УФЗ Уметь выразительно читать стихотворения. Выразительно читать стихотворения.
76. 22. Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Живая кукла наследника Тутти УФЗ Совершенствовать умение работать с текстом. Самостоятельное прогнозирование содержания до чтения. Подготовьте вопросы по прочитанному тексту.
77. 23. Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4) УФЗ Уметь составлять характеристику героя.
Рассказ о герое.
78. 24. Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». «Простые высокие истины» УФЗ Формулирование основной мысли произведения. Ответы на вопросы.
79. 25. Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»УКЗУН Проверка читательских умений. Выразительное чтение.
80. 26. Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети».УФЗ Умение находить самостоятельно  ключевые слова.
Сообщение о Гайдаре.
81. 27. А. Гайдар «Тимур и его команда». «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2). УФЗ Уметь пересказывать. Подробный пересказ описания чердака.
82. 28. А. Гайдар «Тимур и его команда». Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4). УФЗ Уметь самостоятельно формулировать вопросы. Подготовьте вопросы по прочитанному тексту.
83. 29. А. Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы (ч. 5). УФЗ Уметь составлять характеристику героя. Формулирование основной мысли произведения.
Рассказ о герое.
84. 30. Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений. Н. Носов «Федина задача». УФЗ Проверка читательских умений. Выразительное чтение по ролям.
85. 31. Юмористический рассказ на серьёзную тему. В. Драгунский «Что любит Мишка». УФЗ Уметь самостоятельно формулировать вопросы. Читать юмористические рассказы.
86. 32. Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова. УЗСЗ Расширение круга чтения по теме. Отзыв о прочитанной книге.
87. 33. Стихи А. Барто. Сатира или юмор? УФЗ Наблюдение над средствами языка художественного произведения. Выразительно читать стихотворения.
88. 34. Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца. УФЗ Уметь выразительно читать стихотворения. Выучить стихотворения наизусть по желанию.
89. 35. Стихи И. Токмаковой, Г. Сапгира, Э. Мошковской и Э. Успенского. УФЗ Наблюдение над средствами языка художественного произведения. 91.
90. 36.
37. Стихи Саши Чёрного, Н. Матвеевой и В. Долиной. УФЗ Уметь выразительно читать стихотворения. 92. 38. Миниатюры Г. Цыферова. Р/р. Создание собственных миниатюр. УФЗ Составление небольшого текста на заданную тему. Составление небольшого текста на заданную тему.
93. 39. Практикум «Учусь читать лирический текст». УКЗУН Проверка читательских умений. Выразительное чтение.
94. 40. Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями (картины 1, 2). УФЗ Уметь составлять характеристику героя.
Рассказ о герое.
95. 41. Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Поиски снежного цветка (картины 3–5). УФЗ Уметь самостоятельно формулировать вопросы. Краткий пересказ о поисках цветка.
96. 42. Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Мудрая сказка для малышей (картины 6–8). УФЗ Формулирование основной мысли произведения. Подготовиться к проверочной работе.
97. 43. Обобщение Проверочная работа. УОСЗ Обобщение знаний. Творческая работа.
98. 44. Путешествие 15. Современные детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». УФЗ Уметь самостоятельно формулировать вопросы. Выразительное чтение по ролям.
99. 45. Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»УФЗ Уметь составлять характеристику героя.
Рассказ о герое.
100. 46. Интервью с Тимом Собакиным. Стихи и проза Тима Собакина. УФЗ Уметь выразительно читать. Выразительное чтение.
101. 47. Обобщение. Берём интервью у детских писателей. Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. УОСЗ Обобщение знаний. Самоконтроль техники чтения.
102. 48. Проверка читательских умений. Техника чтения. Книги на лето. УКЗУН Проверка читательских умений.

VIII. Особенности контроля по чтению
( из «Письма Министерства общего и профессионального образования РФ» от 19.11.98 г. № 1561/14-15)
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80—85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированность навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения, осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25—30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;
во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями;осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45—50слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65—70 слов в минуту (вслух) и 85—90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80—90 слов в минуту (вслух) и 115—120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, таки не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при произношении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передачи характера персонажа.
Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после, чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учителем заготавливает индивидуальные карточки, которые получат каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Характеристика    отметки
 "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
 "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
 "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
 "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения.
2. Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4. Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
Оценка "5" - выполнены правильно все требования.
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования.
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям.
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова.
2. Подбирать правильную интонацию.
3. Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
Оценка "5" - выполнены все требования.
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям.
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям.
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
IХ. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используются:
1) Учебники «Литературное чтение» (4-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.)
2) Тетради на печатной основе по литературному чтению для учащихся по каждому году обучения.
3) Книги для самостоятельного чтения по внеклассному чтению к учебникам по литературному чтению.
4) Толковые словарики к учебникам по литературному чтению.