Индивидуальная адаптированная программа по русскому языку для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (9 год обучения).
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида сл. Колушкино Тарасовского района.
Индивидуально-адаптированная рабочая программа
по русскому языку
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
9 год обучения
Составитель: учитель первой квалификационной категории Л.Г. Землянская
Пояснительная записка.
Цели изучения предмета:
- способствовать усвоению обучающимся элементарных правил правописания;
- корректировать устную и письменную речь обучающегося;
Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер и направлено на задачи:
Формирование элементарных орфографических навыков, речевых умений;
Коррекция лексической стороны речи;
Повышение уровня общего развития обучающегося;
Формирование нравственных качеств обучающегося.
Рабочая программа составлена на основе программы 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой. 2. Обучение русскому языку на 9 году обучения осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода. Материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры слова, предложения и короткие тексты. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур учитывает особенности мыслительной деятельности обучающегося.Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко -буквенный анализ, предварительную условно- графическую запись и составление слогов, слов из букв. Большое внимание на уроках по обучению грамоте уделяется активизации и развитию правильной речи обучающегося. Обучение русскому языку носит сугубо практическую направленность, требующую от обучающегося усвоения только элементарных правил правописания.
Конечная цель обучения русскому языку на 9 году обучения заключается в том, чтобы научить обучающегося правильно списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 3 -4 слов, уметь писать свои имя и фамилию, ответить на заданные вопросы.
На каждом этапе работы с обучающимся учитывается необходимость сочетания элементов игры с обучением, строгой дозировки материала и обязательного повторения пройденного путём большого количества разнообразных упражнений для закрепления знаний и навыков, так как навыки у обучающегося крайне неустойчивы. Обучающийся тренируется в умении списывать небольшие письменные и печатные тексты, ему объясняются отдельные правила правописания (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, написания имён собственных).
Навыки грамоты закрепляются на таких жизненно важных заданиях, как написание своего имени, школьного и домашнего адреса.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности обучающегося.
Овладение пусть даже небольшими знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения элементарных практических навыков устной и письменной речи.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании, которых разработана индивидуальная рабочая программа:
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 228.
Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)
Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII
·I вида Ростовской области (пр. МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для V-IX классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2000 год.
Учебный план государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида сл. Колушкино Тарасовского района на 2014-2015 год.
Учебное пособие для обучающегося:
- В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина «Букварь 1 класс», М. «Просвещение» 2012г.
- С.Ю.Ильина «Чтение 2 класс», Санкт-Петербург «Просвещение» 2011г.
- В.В.Воронкова «Русский язык 2 класс», М. «Владос» 2005г.
В соответствии с учебным планом рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Для оценки знаний и умений обучающегося применяется Положение об оценке знаний, умений и навыков обучающихся 1-9 классов ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида. Контроль осуществляется с помощью контрольно-измерительных материалов, разработанных и утвержденных методическим объединением учителей-предметников. Знания и умения обучающегося оцениваются по результатам его индивидуальных достижений.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- таблицы по русскому языку;
- разрезные слоги;
- технические средства обучения (мультимедийный проектор, магнитофон).
9 год обучения
№
п/п
Наименование разделов учебной программы
Кол-во часов
Характеристика основных содержательных линий
Планируемые результаты
знать
уметь
1
Звуки и буквы
34
Повторение гласных и согласных звуков, их различение. Звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами е, ё, и, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Различение артикуляторно сходных звуков (Р-Л).
Гласные и согласные звуки.
Различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные. Списывать слоги и слова с доски, с учебника.
2
Слово
18
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.
Изучение слов, обозначающих действия: называние действий, предметов по вопросам что делает? что делают?
Соотнесение слов - названий действий, со словами, обозначающими предметы (с помощью учителя).
Предлоги (у, за, перед, из).
Умение находить предлоги в предложении и писать их раздельно.
Слова, обозначающие предметы. Предлоги.
Уметь находить слова, обозначающие предметы в простых предложениях. Уметь находить предлоги в предложениях и писать их раздельно.
3
Предложение.
40
Упражнения в составлении простых предложений. Распространение их по картинке и опорным словам.
Списывание предложений с печатных текстов и классной доски, с учебника. Умение вставить пропущенные слова в предложении, используя опорные схемы, слова.
Работа с деформированным текстом (с помощью учителя).
Границы предложений. Большая буква в начале предложения. Большая буква в именах и фамилиях людей.
Составлять простые предложения по картинкам. Списывать короткие предложения с печатных текстов, с доски.
4
Повторение в начале и конце года
10
Усвоение написания вновь изученных строчных и заглавных букв. Написание слогов с предварительным звуко-буквенным анализом. Списывание с доски букв, слогов, слов. Написание под диктовку изученных букв и слогов по следам звуко-буквенного анализа. Списывание с доски букв и слогов, слов и коротких предложений.
Строчные и заглавные буквы.
Писать под диктовку буквы, слоги.
15