Методические рекомендации Организация поликультурного образования на ступенях дошкольного и школьного начального образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе через работу с родителями
Муниципальная образовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа села Живайкино»
муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области
Методические рекомендации
«Организация поликультурного образования
на ступенях дошкольного и начального общего образования
в сельской общеобразовательной многонациональной школе
через работу с родителями»
Выполнила:
учитель начальных классов
МОУ СОШ с.Живайкино
Барышского района
Ульяновской области
Левина А.Г.
2015 г
Аннотация методических рекомендаций
«Организация поликультурного образования на ступенях дошкольного и начального общего образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе через работу с родителями»
Методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Целью методических рекомендаций является формирование поликультурной компетентности на ступенях дошкольного и начального общего образования в сельской общеобразовательной многонациональной школечерез работу с родителями.
В настоящее время речь идет о глобальном образовании, которое приобретает особую значимость, поскольку межнациональные отношения являются одним из решающих факторов, определяющих условия существования человека. Много лет назад в практику образовательной деятельности вошел термин «толерантность». В большей степени мы говорили о терпимости к другим взглядам, обычаям, традициям. Затем задача расширилась: появилась необходимость формировать у учеников умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в поликультурном мире.
Эффективность труда учителя зависит от способности учитывать культурное многообразие и эффективно его использовать в работе, то есть от поликультурной компетентности педагога. Когда педагог обладает поликультурной компетентностью, его деятельность становится мощным средством установления взаимопонимания субъектов образовательного процесса.
Методические рекомендации могут быть использованы учителями сельских многонациональных школ.
Содержание.
1.Краткая аннотация.
2.Пояснительная записка.
Вовлечение родителей в педагогический процесс по поликультурному воспитанию дошкольников_______________________________ стр.4-6
3.Технология помощи семье в поликультурном образовании______ стр.7-8
4.Примерная тематика занятий и бесед с родителями.____________стр.8-12
5.Основные формы работы с родителями____________________ стр.12
6.Ожидаемые результаты_____________________________________ стр.13
7.Литература_________________________________________________стр.14
8.Приложение:
1.Занятие «День толерантности»______________________________стр.15 -18
2.Анкета для родителей______________________________________стр.19-21
.
Пояснительная записка.
Переход на новый федеральный образовательный стандарт начальной школы требует кардинальных изменений в системе начального образования с учётом интересов этнокультурных потребностей субъектов образовательного процесса: пересмотра содержания предметных областей, совершенствования методов и приёмов организации учебной деятельности младших школьников, выстраивания системы взаимодействия с внешкольными организациями, определения базовых духовно-нравственных ценностей, разработки технологий поликультурного воспитания. Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.
Как же вовлечь родителей в педагогический процесс по поликультурному воспитанию?
Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно строиться под девизом «Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.
Поликультурное воспитание детей в детском саду осуществляется в трех направлениях:
Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).
Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста нужно использовать разнообразные средства:
общение с представителями разных национальностей;
устное народное творчество;
художественная литература;
игра, народная игрушка и национальная кукла;
декоративно-прикладное искусство, живопись;
музыка;
национальные кушанья.
Отсюда цели работы с семьями детей по поликультурному воспитанию следующие:
осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;
осуществление единства воспитательного воздействия семьи и дошкольного учреждения на дошкольников;
формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Традиционные в ДОУ следующие формы работы с семьями:
Выставки совместных поделок.
Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.
Начальным этапом в работе коллектива стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.
Интересны такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп и семей воспитанников – они способствуют сплочению семьи, так как в процессе вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.
Интересна совместная с родителями организация выставки фоторепортажей из семей. Фоторепортажи помогают больше узнать о семьях, об их традициях, устоях, национальных укладах, поделиться своими успехами, рассказать о предках, знаменитых родственниках и т.п Так связывается жизнь детей и их семей с общественной жизнью страны.
Технология помощи семье в поликультурном образовании.
Перед педагогами стоит множество проблем:
- формирование поликультурной компетенции младших школьников,
- поликультурное образование в деятельности классного руководителя,
- диалоговое обучение,
- сопоставительное изучение грамматики русского, татарского и английского языков;
- формирование межличностного общения у младших школьников;
Крайне важно, чтобы наши дети понимали: ценность в том, что мы разные.
Фундаментальной задачей поликультурного развития личности является формирование ее мировоззрения, ценностного сознания и системы базовых знаний.
К нам приходят ученики с начальными представлениями о природе; они умеют небольшой опыт социальных норм поведения во всех сферах жизни человека, полученный в учреждениях дошкольного воспитания и в семье. Именно в стенах школы учащиеся должны сформироваться как человек, личность, способная к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной «поликультурной» среде, понимающей и уважающей другие культуры. Поэтому первая составляющая в формуле поликультурного образования — воспитание человека как носителя родной культуры, понимающего, знающего, ценящего и культуры соседних народов. Ведь ребёнок начинает познание мира с того, что есть в семье, на его родной улице, в его родном городе, посёлке, крае.
В решении поставленных задач большое значение имеют установки родителей, их позиция в этом вопросе. Родителей необходимо привлечь в союзники педагогам в этом направлении, поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта конструктивного общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников. Для определения стратегии формирования воспитательного пространства сельской школы была проведена работа по выявлению социального заказа: от родителей и учащихся. Результаты анкетирования учащихся «Моя школа в будущем», деловой игры «Школа в моей жизни» позволили определить их социальный заказ: это широкое использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет в процессе обучения, углубленное изучение народных культур, изучение родного края.
На родительских собраниях и просто в беседах с родителями, было выявлено их мнение о школе и запросы. Родители, среди показателей качественного образования отмечают не только высокий уровень знаний и умений, но и хотят, чтобы школьники владели такими ключевыми компетенциями, как умение конструктивно мыслить, умение терпимо общаться, умение жить в детском поликультурном сообществе, умение проявлять инициативу в выборе собственной жизненной позиции и умение адаптироваться в динамично меняющейся ситуации. Именно эти компетенции, по мнению родителей, способствуют успешности учеников не только в процессе обучения, но и во взрослой жизни поликультурного региона. Родители также хотят совместно с детьми облагородить село, обозначить памятные места.
В сельской школе селаЖивайкино обучаются дети разных национальностей. В своей практике я применяю разнообразные методы и формы работы, учитывая возрастные особенности учащихся:• ролевые, деловые, образовательные игры (игры народов Поволжья)
• экскурсии в школьный музей
• соревнования ( Масленица)
• викторины ( по мордовским народным сказкам);
• заочные путешествия в 3 -4 классах - путешествия по городам Мордовии;
В решении поставленных задач большое значение имеют установки родителей, их активное участие в жизни класса, школы. Семья-это источник традиций, здесь ребенок получает важный опытвзаимодействий с людьми, учиться общаться, слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим родственникам. Большое значение имеет личный пример родителей и родственников.
В нашем классе есть особые дни, когда мы приглашаем родителей в гости (на праздники «День Матери», «День защитников Родины», «Мои успехи в этом учебном году»). Так например, в 3 классе мы ко «Дню Матери» создали альбом «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны».Ребята сами написали сочинения о матерях на двух языках, подготовили стихи и песни на мордовском и русском языках. Родителям очень нравится мероприятие «Мои успехи в этом классе». Проводим это мероприятие в последние дни учебы. Каждый ученик, родитель, который активно принимал участие в жизни класса, получает благодарность (грамоты, сувениры и т.д.). У нас не бывает так, что благодарность не получил какой-либо ученик : в течение года каждый ученик проявляет себя. Сколько радости и гордости бывает на глазах у родителей за своего ребенка.
Какие бы не возникали проблемы - в общение, в учебе ученика - мы стараемся решить вместе, ищем пути устранения.
Решение задач, предусмотренных образовательной программой, позволит создать образовательное пространство для выполнения социального заказа в области этнокультурного образования и межнациональных отношений. Нам учителям, необходимо формировать в школе доброжелательную среду, исключающую насилие как способ решения проблем, ориентирующую школьника на позитивное, толерантное восприятие мира. Успешность поликультурного образования , в конечном счете, зависит от взаимодействия школы и всех учреждений дополнительного образования села, в системе организации единого образовательного и воспитательного пространства, основанного на преемственности, деятельности детей, их родителей, педагогов. Родительская семья является своеобразным транслятором особенностей поликультурного сознания. Традиционно именно она формирует идеалы, общественно-социальные установки через комплекс этико-нравственных понятий, составляющих в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок.
Примерная тематика занятий и бесед с родителями:
Роль общения в жизни ребенка.
Причины возникновения конфликтов у детей
Как учить детей общаться?
Как научить ребенка понимать других людей?
Воспитание у детей чуткости и внимательности.
Этика семейного общения у детей.
Воспитание терпимого отношения к людямдругих наций и вероисповедания.
Примерные вопросы для дискуссий(возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии):
Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?
Есть ли грань терпимости? В чем (где) они?
Нужно ли быть самим собой?
Нужно ли властвовать собой?
Возможно ли жить без конфликтов?
Возможные ситуации для обсуждения:
Вы присутствуете в компании. Ваши соседи ведут разговор на непонятном вам языке. Ваше отношение к этому. Ваши действия.
Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите?
Ваш ребенок ударил одноклассника, который а) обидно его обозвал; б) унизил, оскорбил девочку; в) постоянно издевается над одноклассниками, которые его слабее и т. п. Ваши действия.
Ситуации для обсуждения лучше брать из жизни коллектива класса, не указывая имени.
Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье классному руководителю целесообразно проводить следующую работу.
1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
организация поздравлений с праздником днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогают родителям?», «Чем помочь родителям?«Чем порадуем, как порадуем родителей?», «Куда пригласим?» и т. п.);
проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и др.);
творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;
2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:
знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);
пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.
Семья в целом является единым психологическим организмом, который впитывает культурные исторические традиции, перерабатывает и порождает культуру в глубоко своеобразных формах. Проблема межличностных отношений в семье оборачивается проблемой самоотношения личности к самой себе.В семейном воспитании реализуются межличностные взаимодействия конкретных взрослых и конкретных детей. Семья образует для ребенка внутреннее пространство его личностного развития, а семейное воспитание обеспечивает освоение ребенком этого пространства. Влияние семьи и семейного воспитания на психическое и духовно- нравственное развитие ребенка важно всегда, но особенно велико сегодня, в период глубокого кризиса современной российской семьи.
На сегодняшний день в школе выработаны основные принципы взаимодействия школы и семьи, а именно:
- принцип обоюдного согласия, предполагающий заботу о максимальном развитии ребенка со стороны педагогического коллектива школы и родителей обучающихся (согласно профессиональным педагогическим рекомендациям родители обязуются содействовать физическому и нравственному развитию детей);
- принцип опосредованного влияния на родителей (классный руководитель может использовать многообразные методики опосредованного влияния на родителей с целью изменения семейных условий);
- принцип сопереживания, обеспечивающий благоприятную дружескую морально – психологическую атмосферу для результативной совместной деятельности педагогов и родителей
- принцип сотворчества и содружества учителей, родителей и обучающихся.
Основные формы работы с родителями представлены в таблице
№№ п/п Формы обучения родителей педагогическим знаниям
1. Родительские лектории
2. Родительские собрания
3. Заседания родительских комитетов
4. Консультации
5. Лекции с приглашением специалистов
6. Собеседование (проблемные семьи)
Ожидаемые результаты.
Результат должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды школы. Поликультурное обучение поможет каждому ребенку познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойным гражданином своей Родины, сформировать стремление к здоровому образу жизни, способствовать изменению социального и культурного статуса села. Знание истории, традиций, обычаев, устоев, прошлого народов, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Поликультурное обучение служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.
Литература:
1.Борисенков, В. П., Гукаленко, О. В., Данилюк, А. Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. – М. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2004..
2.Дмитриев, Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. – 2000. – № 10.
3.Макаев, В. В., Малькова, З. А., Супрунова, Л. В. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999. – № 3.
4.Зиатдинова Ф.Н.диссертация «Поликультурное образование в начальной школе», 2001.
5.Комплексная программа развития поликультурного образования
(сайт ИРО РТ);
6.Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
7.Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников . Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.
8.Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального
общения». – М., 1994.
9.Дунин-Васович М. Воспитание школьников в духе мира . Универсальное и национальное в школьном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;
10.Поликультурное воспитание детей школьного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
Тема занятия «День толерантности»
Цель данного мероприятия:
знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»,
воспитание уважения и доброго отношения к другим людям,
развитие коммуникативных навыков.
План занятия
Введение, актуализация имеющихся знаний:
Ребята, сегодня у нас праздник «День толерантности».
Что же это за слово такое – толерантность?
Какими чертами должен обладать толерантный человек?
- он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.
- надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.
Как по другому мы можем назвать сегодняшний праздник? (День взаимопонимания, взаимопринятия, взаимодоверия.)
А как Вы думаете, почему именно сегодня у нас проходит такой праздник? (Потому что, сегодня – 16 ноября – Международный День Толерантности.)
А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)
- А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.
И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.
I. Упражнение. «Комплименты»
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.
Вам понравилось это упражнение?
Почему?
Что нового вы узнали друг о друге?
Были комплименты одинаковыми или разными?
Почему разные?
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
II. Беседа в кругу.
Дети садятся в круг, вместе с учителем.
- Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить не ущемляя как своих интересов так и интересов других людей.
III. Упражнение. «Волшебный микрофон»
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса
Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
О чем вы мечтаете?
Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
Что нового вы узнали?
Что вас удивило, что понравилось?
Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только не занятиях.
IV. Упражнение. «Нарисуй себя»
Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Затем следует обсуждение.
Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)
Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
V. Упражнение. «Изгой»
Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.
Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».
Вопросы для обсуждения:
Как вы узнали где ваша группа?
Легко ли было найти своих?
Обращаясь к вороне:
Почему никто не обращал на тебя внимания?
Как ты себя чувствовал?
Ребята почему вы не обращали на него внимания?
Хотели ли вы быть на месте вороны?
Тяжело ли быть не похожим на всех?
Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?
VI. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:
«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
VII. Творческая работа. «Толерантный мир»
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).
Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» и т.п.
VIII. Итог занятия:
Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?
Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?
Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?
Как вы считаете, наш праздник удался?
К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.
Анкета для родителей
1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям?
Почему?
_______________________________________________
2. Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?
________________________________________________
3. Какие народные праздники Вы знаете?
_________________________________________________
4. Какие народные праздники вы отмечаете в Вашей семье?
________________________________________________
5. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?
________________________________________________
6. Каковы особенности народных традиций вашегосела.?
_________________________________________________
7. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду (в школе)?
_________________________________________________
8. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ (школы) и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?
________________________________________________
Анкета для родителей.
Знакомство с традиционной народной культурой в семье
1. Считаете ли Вы необходимым знакомить ребенка с культурными
традициями и обычаями народов?
· Да
· Нет
· Только своего народа.
· Только русского народа.
2.С традициями проведения какого праздника
Вы хотели бы познакомить детей?
3. Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?
4. Какие народные праздники Вы отмечаете в вашей семье?
5.Имеются ли дома игрушки, предметы домашнего обихода,
утварь, передающие национальный колорит?
Присущий другим национальным культурам? Укажите какие.
6.Имеете ли Вы необходимость получить информацию о том,
как организовать поликультурное воспитание ребенка в семье.
· Да
· Нет
7.Укажите, в получении какой информации по поликультурному воспитанию
ребенка в семье Вы испытываете необходимость.
8..Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения
совместной работы школы и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?