Программа Дворового клуба Жастар
«Есіл ауданының білім беру бөлімі» ММ
«Свободный орта мектебі» ММ
7513306365941875133063659418192406280035
Программа деятельности
дворового клуба «Жастар»
2015ж.
Содержание:
Информационная карта программы
Пояснительная записка.
Концептуальные основы.
Нормативно-правовая документация.
Направления реализации программы.
5.1. Формы деятельности по направлениям.
Условия реализации программы.
6.1. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
6.2. Материально-техническое обеспечение.
Предполагаемые результаты.
Пояснительная записка.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Работа дворового клуба является составной частью воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Деятельность дворового клуба понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Часы работы дворового клуба используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя. На занятиях руководитель старается раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе дворового клуба
Общие положения
Дворовый клуб организуется на базе ГУ «Свободненская СШ» для удовлетворения культурно-досуговых интересов подростков в процессе совместной общественно значимой деятельности в свободное время.
В своей деятельности Клуб руководствуется законами и иными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящим Положением.
Цель и задачи деятельности Клуба
Основным направлением деятельности Клуба является работа с подростками и молодежью в возрасте от 10 до 16 лет.
Цель Клуба: способствовать формированию и развитию здоровой социально активной и законопослушной личности.
Задачами Клуба являются:
Обеспечение благоприятных условий для повседневного пребывания в нем подростков и молодежи, в том числе нуждающихся в социально-психологической защите; реализация программ по организации неформального общения в различных группах в соответствии с их возрастом и интересами.
Организация комплекса мероприятий по нравственному, правовому, эстетическому, военно-патриотическому, гражданскому и физическому воспитанию подростков и молодежи.
Создание социально-культурной среды для развития творческого потенциала подростков и молодежи, расширение разнообразных форм досуговой и развлекательной деятельности.
Осуществление индивидуальной и массовой работы по профилактике правонарушений среди подростков и молодежи в возрасте до 16 лет.
Адаптация и социальная реабилитация подростков и молодежи с индивидуальными особенностями и трудностями социализации («группы риска»).
Работа по профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Содержание и организация работы Клуба
Работа Клуба осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных учебных программ дополнительного образования и учебно-тематических планов, утвержденных директором школы или его заместителем.
Для реализации основных целей и задач Клуб в своей деятельности может использовать следующие формы организации работы:
тематические вечера, вечера отдыха, дискотеки, праздники, конкурсные игровые программы, фестивали, выставки, диспуты, беседы, лекции, семинары, консультации; спортивные соревнования, туристические слеты, творческие мастерские;
создание игротек, мест свободного отдыха и общения подростков.
Клуб обеспечивает общественно полезную направленность в деятельности всех любительских объединений по интересам, кружков и секций, привлекает подростковый и молодежный актив к проведению культурно-массовой работы, организации досуга сверстников, ремонту клубного оборудования, помещений, дворовых площадок и т. д.
Учебный год в Клубе начинается 15 сентября и заканчивается 25 мая текущего года. Во время летних каникул образовательный процесс может продолжаться (если это предусмотрено образовательными программами) в форме походов, сборов, пленэров, экспедиций, лагерей разной направленности и т. п. Состав учащихся в этот период может быть переменным.
Временной режим работы Клуба определяется с 9.00 до 13.00 часов и с 14.00 до 17.30 часов.
В каникулярный период Клуб обеспечивает занятия объединений, кружков, секций, проведение вечеров, праздников, дискотек, конкурсов, других культурно-массовых мероприятий.
Клуб может участвовать в организации летних оздоровительных лагерей, лагерей труда и отдыха.
Расписание занятий в Клубе составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков. Расписание составляется в начале учебного года администрацией, утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится с согласия администрации. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.
В Клуб зачисляются учащиеся согласно заявлениям родителей или самих учащихся.
В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы могут быть объединены или расформированы и открыты новые детские объединения.
Отчисление учащихся производится в ситуациях нарушений устава школы, Правил внутреннего распорядка. За учащимися сохраняется место в Клубе в случае болезни, прохождения санаторно-курортного лечения.
Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, студия, ансамбль, театр и др.).
В Клубе не допускается организация и деятельность различных религиозных сект и других культовых образований, организационных структур политических партий, общественно-политических движений и объединений.
Клуб проводит индивидуально-профилактическую работу с подростками и молодежью "группы риска" совместно с правоохранительными органами и другими государственными учреждениями.
Каждый учащийся имеет право заниматься одновременно в объединениях разной направленности, а также изменять направление занятий.
В Клубе реализуются программы различных направленностей: художественно-эстетической, эколого-биологической, историко-краеведческой, социально-педагогической, физкультурно-оздоровительной и др.
Права и обязанности участников Клуба
Имеют право:
на приём в Клуб по заявлению родителей;
на участие в запланированных мероприятиях;
на участие в самоуправлении Клуба;
на самоуважение своего человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, не унижающих достоинства других людей.
Обязаны:
выполнять устав школы, «Правила поведения учащихся», «Положение о дворовом клубе» и другие локальные акты, регулирующие деятельность Клуба;
бережно относится к имуществу школы;
быть в Клубе в одежде и обуви, определяемой спецификой проводимых занятий и температурным режимом;
принимать активное участие в проводимых делах в Клубе;
не унижать честь, достоинство и права других учащихся;
быть корректными со всеми, не нарушать установленных правил поведения;
поддерживать в здании и на территории школы чистоту и порядок.
5. Финансовая и хозяйственная деятельность.
Клуб использует помещения и другие площади, а так же имущество, предоставленные ему ГУ «Свободненская СШ».
Расходы финансовых средств Клуба, необходимые для его деятельности, осуществляются администрацией школы.
Доходы, полученные от оказания платных услуг (проведение дискотек и др.), направляются на развитие основной деятельности Клуба, укрепление его материально-технической базы, проведение различных мероприятий.
Структура и управление.
Руководство Клубом осуществляет его руководитель, назначаемый директором школы, структурным подразделением которого является Клуб.
Директор школы:
направляет и контролирует деятельность Клуба, в том числе по следующим направлениям:
утверждение перечня программ, ежегодно реализуемых в Клубе;
утверждение режима работы Клуба;
анализ и утверждение плана работы Клуба, а также результатов деятельности Клуба в соответствии с утвержденными программами;
анализ и инспектирование финансово-хозяйственной деятельности Клуба;
участие в работе Совета Клуба;
отмена приказов и распоряжений по вопросам деятельности Клуба;
Руководитель Клуба:
Организует работу Клуба и несет ответственность за результаты деятельности Клуба.
Предоставляет администрации школы необходимые документы. Вносит предложения по изменению направленности работы Клуба. Представляет интересы Клуба перед администрацией.
Организует и участвует в воспитательной, кружковой и досуговой работе Клуба с детьми и подростками.
Постоянно работает над привлечением новых членов в дворовый клуб.
Работает над созданием лидерского актива.
Организует работу в Дворовом клубе согласно графика и плана, представленного на утверждение директору школы.
Организует членов Дворового клуба для активного участия в районных и межклубных мероприятиях (соревнования, товарищеские встречи, дни клуба, дебаты, интеллектуальные игры, КВН и т.д.).
На руководителя Дворового клуба возлагается ответственность за качество проведенных мероприятий, деятельность Дворового клуба проводится согласно девизу «Дворовый клуб - шаг к гражданской активности».
Все изменения в плане или графике передаются администрации школы.
Способствует укреплению позитивного имиджа как Дворового клуба, так и ГУ «Свободненская СШ»
Для реализации программ Клуба могут быть привлечены 2 и более педагогов, распределение нагрузки между ними фиксируется в программе.
Содержание программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав Клуба, определяются педагогом самостоятельно, исходя из поставленных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в Пояснительной записке программы.
Педагогические работники могут пользоваться самостоятельно разработанными планами, либо использовать планы других организаций дополнительного образования детей, но утвержденных приказом директора школы.
Для рассмотрения вопросов содержания и организации работы Клуба может создаваться Совет Клуба, в который входят представители общественных и других заинтересованных организаций, а так же родители.
Совет Клуба вносит предложения по разработке планов работы, изучает интересы подростков в сфере досуга, готовит предложения по их реализации. Привлекает общественный актив и родителей к проведению культурно-массовых мероприятий, участию работы кружков и секций, разрабатывает предложения по улучшению деятельности Клуба. Совет Клуба собирается не реже двух раз в год.
Для организации подростково-молодежного самоуправления может создаваться Совет из числа подростков и молодежи, регулярно посещающих Клуб.
Документация Дворового клуба.
Работа Клуба проводится в соответствии с перспективными, текущими планами и расписанием работы, утверждёнными директором школы.
У руководителя дворового клуба ведётся следующая документация:
заявления родителей или учащихся;
списки членов дворового клуба с указанием фамилии, имени, года рождения, класса, домашнего телефона (в списки постоянно вносятся дополнения, уточнения);
все приказы директора школы по деятельности Клуба;
графики и расписание работы;
план работы Клуба;
инструкции по технике безопасности во время проведения мероприятий;
различные дополнительные материалы (заявления, докладные, сценарии проведения мероприятий и др.);
журнал по ТБ и учета занятости учащихся.
Ежемесячно подводятся итоги деятельности Клуба, оформляется необходимая документация, составляется отчёт о проделанной работе и сдаётся директору школы до 5 числа последующего месяца.
Ежегодно отчитывается перед директором школы о хозяйственной деятельности и о состоянии помещения.
Прекращение деятельности Клуба
Деятельность Клуба прекращается в связи с его реорганизацией или ликвидацией по решению учредителя (Отдел образования Есильского района).
О ликвидации Клуба учредитель обязан предупредить администрацию школы и Совет Клуба за три месяца до ликвидации.
Информационная карта программы.
1 Полное название программы Программа деятельности дворового клуба «Жастар»
2 Цель программы создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
развитие здоровой, творчески растущей личности с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность,
реализация добровольческих инициатив.
3 Задачи деятельности дворового клуба:
организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотекой, семьями учащихся.
организация досуга молодежи, вовлечение учащихся в разностороннюю деятельность.
формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
улучшение социального положения детей и подростков из неблагополучных семей
развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностями (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)формирование здорового образа жизни.
воспитание у молодежи чувства истинного патриотизма и любви к Родине
углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
организация информационной поддержки учащихся.
4 Направления деятельности «Жастар» /занятия по хореграфии/
«Музыка и пение» /музыкальная деятельность/
«Вокал» /музыкальная деятельность/
«Музееведение» /духовно-нравственное воспитание/
«Игра на домбре» /музыкально-творческая деятельность/
«Диско клуб» /досугово - развлекательная деятельность/
«Мир творчества» /творческая деятельность/
«Настольные игры»/формирование здорового образа жизни/
5 Условия участия программы Заявления родителей или участников программы
6 Руководитель программы Сало Е.А.-зам.директора по ВР
7 Авторы-составители проекта Мутафиди Г.М. Копылова Г.В.8 Название организации ГУ «Свободненская средняя школа отдела образования Есильского района»
9 Адрес организации Акмолинская область, Есильский район, село Свободное, улица Московская
10 Телефон 8-716-47-24-5-19
11 Место проведения ГУ «Свободненская средняя школа»
12 География участников Подростки и молодёжь в возрасте от 10 до 16 лет
13 Количество участников. 25-30 школьников
14 Сроки реализации программы 2013 – 2016 гг15 Исполнитель мероприятий программы Манарбек Г.– руководитель дворового клуба
Мутафиди Г.М.- координарор ДОО
16 Официальный язык программы Русский, казахский
17 Ожидаемые результаты В результате выполнения программы будут обеспечены:
Организация полноценного досуга детей.
Увеличение количества школьников, привлеченных в клуб.
Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков.
Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей.
Организация системы самоуправления разновозрастного коллектива.
Улучшение социально-психологического климата в клубе.
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей.
Получение новых знаний, умений, навыков в разных сферах деятельности, приобретение практического жизненного опыта.
18 Система контроля Последовательное отслеживание эффективности педагогических воздействий
вводная, пошаговая и итоговая диагностика,
анализ результатов деятельности дворового клуба.
19 Источники финансирования 20 Публикации Районная газета «Жаңа Есіл», областная газета «Лидер +»
Концептуальные основы.
Личностно-ориентированный подход:
устремленность руководителя на развитие способностей личности к самоорганизации, самосовершенствованию и социальной адаптации.
Индивидуализация личности в процессе ее социализации:
предоставление ребенку права выбора форм и направлений своей деятельности, своего досуга.
Создание благоприятных условий для:
удовлетворения многообразных культурно-образовательных потребностей детей;
плодотворного межличностного общения детей,
самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого ребенка;
освоения основ нравственной культуры.
Нормативно-правовая документация.
Положение о работе дворового клуба
Программа деятельности клуба
Конвенция о правах ребенка.
Направления реализации программы
Программа организации деятельности дворового клуба разработанав соответствии с приоритетными направлениями воспитательной системы школы на основе Типового комплексного плана по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования.Исходя из поставленных задач, в нашей программе осуществляется подбор форм и методов занятий по направлениям:
Музыкально-творческая деятельность:
1.«Жастар» /занятия по хореографии/
2. «Музыка и пение» /музыкальная деятельность/
3. «Вокал» /музыкальная деятельность /
4. «Игра на домбре» /музыкально-творческая деятельность/
5. «Мир творчества» /творческая деятельность/
Досувого-развлекательная деятельность:
«Диско-клуб» /досувого-развлекательная деятельность /
Духовно-нравственное воспитание:
«Музееведение» /духовно-нравственное воспитание/
Формирование здорового образа жизни:
«Настольные игры»/формирование здорового образа жизни/
Некоторые виды деятельности реализуются через общешкольные мероприятия.
Формы работы по направлениям:
«Жастар» /занятия по хореографии/
Разучивание танцев:
- народов мира;
- современные танцы;
-танго;
- вальс.
«Музыка и пение», «Вокал» /музыкальная деятельность/
Развитие вокальных и музыкальных данных. Хоровое пение.
«Музееведение» /духовно-нравственное воспитание/
Оформление экспозиции. Подготовка экскурсаводов
«Настольные игры» /формирование здорового образа жизни/
Работа секций по шахматам, по шашкам, по тогызкумалак, по теннису.
«Игра на домбре» /музыкальная деятельность/
Обучение навыкам игры на домбре.
«Диско клуб» /досугово - развлекательная деятельность/
Проведение дискотек, праздников, конкурсов, викторин, фестивалей
«Творческая мастерская» /творческая деятельность/
Выставки детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
конкретное планирование деятельности,
методическое обеспечение программы,
педагогические условия,
материально-техническое обеспечение.
Методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
методические пособия,
интернет-ресурсы,
Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий Систематизация авторских разработок
Разработать систему диагностической работы по вопросам досуговой деятельности учащихся. Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.
Диагностика возможностей школы по организации свободного времени учащихся.
Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся. Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление. Систематизация методической литературы.
5.2 Материально-техническое обеспечение:
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
материалы для оформления и творчества детей,
наличие канцелярских принадлежностей,
аудиоматериалы и видеотехника,
Ожидаемые результаты:
В результате выполнения программы будут обеспечены:
Организация полноценного досуга детей.
Увеличение количества школьников, привлеченных в клуб.
Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков.
Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей.
Организация системы самоуправления разновозрастного коллектива.
Улучшение социально-психологического климата в клубе.
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей.
Получение новых знаний, умений, навыков в разных сферах деятельности, приобретение практического жизненного опыта.