Классный час на темуКаждой вещи-своё место(3 класс)
Тема: ”Каждой вещи свое место”.
Цель:
- Дать понятие о бережном отношении к вещам и аккуратности.
- Способствовать развитию аккуратности у детей.
-Воспитывать в детях бережное отношение к вещам, привычку соблюдать порядок.
Ход классного часа:
1.Организационный момент.
2.Вступительная беседа.
-На столе лежат тетради, книги, шарфик, носки, хлеб на тарелке, игрушки. Ребята, что случилось с вещами? ( Ответы детей)
Каждая ли вещь должна лежать на своём месте?
(На доске пословица): ”Горе тому, у кого беспорядок в доме”.
-Как вы его понимаете?
-Кто из вас догадался, о чем у нас будет разговор?
Тема нашего разговора звучит так” Каждой вещи – свое место”.
3.Отгадывание загадок.
Послушайте загадки про вещи, которые окружают нас в школе:
1.Не куст, а с листочками Черный Ивашка
Не рубашка, а сшита Деревянная рубашка,
Не человек, а рассказывает.( Книга)
2.Где пройдется
Там след остается ( Карандаш )
3.Белый , а не снег
Пишет, но не карандаш
Его стирают, но это не одежда ( Мел )
4.Я оставляю тонкий след
Но жить он будет много лет (Ручка )А теперь послушайте пословицы про те вещи, которые нас окружают дома.
1.Четыре брата
Под крышей живут ( Стол )
2.Со спиной, а не лежит,
Сам всегда стоит
А всем сидеть велит (Стул )3.Пять мальчиков
Пять чуланчиков
Каждый мальчик
Имеет свой чуланчик ( Перчатки)
4.Утка ныряла , ныряла
И хвост потеряла (Иголка с ниткой ) Видите, сколько нас окружает вещей. Почему же у каждой вещи должно быть свое место? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте послушаем рассказ и дадим ему название.
Зазвенел будильник в 7 часов утра. Бабушка будит Сережу в школу, он учится в 3 классе.
- Вставай, мой внучек,- говорит бабушка. Сережа поворочался в кровати несколько минут, а потом начал собираться. Один носок он нашел под кроватью, другой утащила собака и разодрала его. Портфель не был собран, он стал искать расписание, но дневника на месте не оказалось. Потом он вспомнил, что у него сегодня пять уроков. В это время с кухни раздался голос бабушки:” Я жду тебя завтракать”.”Какой завтрак?”-кричит Сережа.-“У меня еще портфель не собран”.Он долго искал свою рубашку, потом взглянул на часы, схватил неполный портфель и выскочил за дверь, чтобы бежать в школу.
А вечером к нему подошла бабушка и сказала “Сережа, если ты не приучишься класть вещи на свои места, то тебя все будут звать одним словом - неряха”.
-Как же назовем этот рассказ?
- Давайте опишем портрет этого мальчика.
- Что он должен был сделать вечером?
- Как вы готовитесь к завтрашним занятиям?
- Какой порядок у вас на столе?
Особое внимание обратим на бережное отношение книгам. Книги тоже должны знать свое место. А то с вами произойдет то, что с героем произведения С.Я.Маршака ” Книжки про книжки”.
4.Чтение детьми стихотворения.
У Скворцова Гришки
Жили были книжки
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые
Без конца и без начала
Переплеты как мочала
На листах каракули
Книжки горько плакали
Дрался Гришка с Мишкой,
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове-
Вместо книжки стало две!
Горько жаловался Гоголь,
Был он в молодости щеголь,
А теперь, на склоне лет
Он растрепан и раздет
У бедняги Робинзона
Ножка содрана с картона,
У Крылова вырван лист,
А в грамматике измятой
На странице тридцать пятой
Нарисован трубочист
В географии Петрова
Нарисована корова
И написана: ” Это география моя
Кто возьмет его без спросу
Тот останется без носу!”
-Какие книжки у Гриши?
-Как надо относиться к книгам?
-Как вы относитесь к своим книгам и библиотечным?
Существуют определенные правила обращения с книгой. Давайте их прочитаем.
Старайтесь не читать за едой.
Не перегибайте книгу, а кладите закладку.
Не пишите и не рисуйте в книге.
Не вырывайте листы.
Помните , книга –наш друг!
Очень важно, чтобы порядок был и на парте и в подставке. Аккуратно относиться нужно не только к книгам и вещам, но и к нашей школьной форме.
По форме можно сказать, аккуратный школьник или нет. Когда вы приходите домой из школы, что вы делаете с формой? Даже форма должна иметь свое место. Итак,
каждой вещи – свое место. Ребята, народ всегда ценил в человеке такие качества, как бережливость и аккуратность.
5. Инсценировка рассказа- сказки Л. Воронцовой « Маша- растеряша».
Персонажи: мама, Маша, петушок, кот.
Жила-была девочка Маша. Утром встало солнышко, заглянуло в окно. А Маша спит. Пришла мама:
- Маша, поднимайся,
Маша, одевайся!
Светит солнышко с утра,
В школу нам идти пора!
Маша проснулась, открыла глаза:
- Встану - не устану.
Я немножко полежу
Да в окошко погляжу,
А мама опять:
- Маша, поднимайся,
Маша, одевайся!
Нечего делать - надо подниматься, надо чулки надевать. Оглянулась Маша - а чулок-то и нет!
- Где же, где мои чулки?
Обыщу все уголки.
Их на стуле нет,
И под стулом нет
На кровати нет.
Под кроватью нет.
Ищет Маша чулки, никак не найдет. А кошка на стуле мурлычет- приговаривает:
- Ищешь, ищешь - не найдешь,
А разыщешь - так пойдешь.
Надо вещи убирать -
Не придется их искать.
И воробьи за окном Машу поддразнивают:
- Опоздаешь, Маша,
Маша-растеряша!
А Маша все ищет;
- И под стулом нет,
И на стуле нет...
Да вот же они - у куклы в кроватке! Мама спрашивает:
- Маша, скоро?
А Маша отвечает:
- Надеваю чулки,
Обуваю башмаки.
Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет!
- Под кроватью нет,
На кровати нет,
И за шкафом нет,
И под шкафом нет...
А кошка всё ходит и поет свое, мурлычет-приговаривает:
- Ищешь, ищешь - не найдешь,
А разыщешь - так пойдешь.
Надо вещи убирать -
Не придется их искать.
Подошел к окну петушок и запел:
- Опоздаешь, Маша,
Маша-растеряша!
Стала Маша просить петушка:
- Петушок, петушок,
Разыщи мой башмачок!
Петушок поискал-поискал - нет башмачка во дворе. А башмачок-то вот где - на столе стоит.
Мама спрашивает:
- Маша, скоро?
А Маша отвечает:
- Вот надену платье
И пойду гулять я!
А платья тоже нигде нет!
- В чем пойду гулять я?
Потерялось платье!
Платье в горошину –
Куда оно положено?
И на стуле нет,
И под стулом нет...
А кошка все свое мурлычет-приговаривает:
- Ищешь, ищешь - не найдешь,
А без платья не пойдешь.
- Надо вещи убирать –
Не придется их искать.
Опоздаешь, Маша,
Маша-растеряша!
Но тут Маша увидела свое платье. Обрадовалась:
- Платье в горошину
За комод заброшено!
Мама говорит:
- Больше ждать я не могу!
А Маша отвечает:
- Я бегу, бегу, бегу!
Бежит Маша в школу, торопится, а в школе первый урок уже начался. Дети увидели Машу и закричали:
- Опоздала Маша, Маша-растеряша!
Обсуждение рассказа.
- Как Маша собирается в школу?
-О чём кошка мурлычет- приговаривает?
-Что Маша делала неправильно?
-А что она совсем не успела сделать?
- Почему дети в школе назвали девочку Машей- растеряшей? Что можно посоветовать Маше?
-А похож ли кто – либо из вас на Машу?Что же надо делать, чтобы не походить на эту девочку?Как вы собираете портфель (рюкзак) в школу?(С вечера. Вечером можно спокойно, не торопясь, собрать портфель, проверить наличие тетрадей, подумать, не забыл ли что положить).Загадка : В чём носят ручки и тетрадки?
Слово портфель пришло к нам из французского языка .Ведь «порте» по- французски означает «носить» , а «фель» - «лист». Вот и получается, что портфель назвали так потому, что в нём носят листы бумаги, тетрадки, книги.
-А бывает ли так, что вы дома забыли тетрадь, нужную книгу, ручку или ка-рандаш? К чему такая забывчивость может привести? Как мы называем че-ловека, похожего на Машу?(Несобранный, неаккуратный, неряшливый, недис-циплинированный, безответственный, разболтанный, ленивый, неорганизованный).
- Как добиться того, чтобы стать собранным человеком?(Необходимо соблюдать порядок дома, в классе и организованность на уроке. В школе быстро гото-вится к уроку тот, у кого всё разложено «по полочкам» - каждая вещь знает своё место. Аккуратный, организованный человек экономит много времени для полезных дел.)6. Игровая ситуация.
(Выходит мальчик: кричит, сел на портфель, катится, бросает под стул).
- Ребята, это ученик из нашего класса? (нет)
- А вы хотите быть похожими на него?
-Что он неправильно сделал?
- А что у него в портфеле?
Бережное отношение к вещам должно быть.
«Не будьте такими как он !»
- Давайте послушаем разговор обиженных вещей и подумаем, почему вещи обиделись?
7.Чтение детьми стихотворения С. Я. Маршака:
Мы бедные подружки,
Мы книжки и игрушки,
Мы жили в магазине в порядке, чистоте.
Теперь мы у Володи,
Он славный парень вроде.
Но здесь для нас условия не те.
Оборвана обложка,
На ней заснула кошка.
А рядом под кроватью разбитый грузовик,
Разломанная клюшка,
Без головы Петрушка.
Беречь их, видно, мальчик не привык
Страничка « Мойдодыра»,
На ней пятно от жира,
Бежать отсюда надо.
Спасите нас , ребята,
Володя – очень страшный человек.
-Вещи – результат человеческого труда. Беречь вещи – значит уважать труд людей. Кто портит и разрушает вещи, тот вредит и себе и другим. Бережное отношение к вещам – признак культурного человека.
Нужно беречь любую вещь: и свою, и чужую, и очень ценную, и недорогую.
8. Игра « Говорящий портфель».
Наш портфель расскажет нам:
Бережлив ли его хозяин,
Аккуратен ли, старателен?
Ну, а может, он неряха?
Всё поведает ребятам.
- Два человека берут любой портфель. Ваша задача: оценить , аккуратен ли хозяин портфеля. Обернуты ли учебники? Есть ли на тетрадях обложки?Есть ли
папка для тетрадей? Лежат ли тетради в папке?Лежат ли ручки, карандаши в пенале или разбросаны в портфеле?Нет ли в портфеле « лишних»предметов: огрызков, пирожков, игрушек?
9. Чтение детьми стихотворения М. Карема « Потеряшка».
Пропал щенок мой в воскресенье,
Линейка – в среду…Невезенье!
В четверг я не нашла альбома,
А в пятницу – ключей от дома.
И маму пробирает дрожь:
- Чего ты завтра не найдёшь?
И впрямь, давно пропасть бы мог
Цветастый маленький платок –
Так просто выпасть из кармашка!
Ведь я такая растеряшка!
Я нос бы потеряла точно!
Да он сидит на месте прочно!
- Подумайте, как можно назвать девочку? Почему девочка всё теряла? Она не соблюдала правило: « Каждой вещи – своё место». А вы не растеряшки?
10. Обсуждение стихотворения А. Барто « Перчатки».
Ну всё пропадает
У девочки Вали!
Сегодня у Вали
Перчатки пропали.
Старательно ищет
Перчатки весь дом.
Поэтому в доме
Ужасный содом.
Их дедушка ищет
У Вали в кармане,
Их бабушка ищет
На кухне, в чулане
Под старым диваном
Их ищет сестра,
Там Валин передник
Был найден вчера.
-- Быть может, за шкафом? –
Додумался папа.
Но папе не сдвинуть
Тяжёлого шкафа.
Он с помощью мамы
Его поволок –
Перчатки не найдены –
Найден чулок.
Их нет под плитою,
Где варится ужин,
Зато под плитою
Башмак обнаружен.
Быть может, упали
Они за буфет?
Там Валина кукла,
Перчаток там нет.
Сестра говорит:
- Загляну под кровать я!-
Там Валина лента
И Валино платье.
Вдруг мама воскликнула:
- Вот они, Валенька! –
И вынула обе перчатки
Из валенка.
Я думал , что эти стихи
Про перчатки,
А вышло, что эти стихи о порядке.
На этом , ребята,
Они и кончаются.
И вам , растеряхам,
Они посвящаются.
Вопросы для обсуждения:
-Почему у Вали все пропадает?Мешает ли эта черта окружающим?Как можно помочь растеряхе?
11.Творческое задание « Обижалка».
- Если бы вещи могли говорить, они бы могли рассказать много обидных вещей о своих хозяевах. Отгадайте, кто это мог бы рассказать?
- Думаете мне не обидно? У одного мальчика я всегда лежала в пенале и никогда не делала ошибок. А этот мальчишка…( заплакала). В каждом слове он заставлял меня делать по две, а то и по три ошибки. Я, как видите, валяюсь на полу! (Дети отгадывают). А теперь попробуйте сочинить « обижалку» и расскажите её от имени какой- нибудь вещи. (Дети рассказывают).
12. Чтение стихотворения .Вот какая я!
Чья это ложка валяется в глиняном блюдце у кошки?
Моя.
Чья это книжка лежит под столом без обложки?
Моя.
Пуговка чья закатилась ко мне под кровать?
Моя.
Чья это грязная кукла такая, что трудно узнать?
Моя.
Чья там тетрадка лежит, на окошке забытая?
Моя.
Что за девочка из зеркала хмуро глядит неумытая?
Ой! Кажется, я!
Вымою ложку. Книжку - в обложку.
Тетрадку - на полку. В руки - иголку:
Пуговка пришита. Кукла умыта.
В зеркало гляну я: личико румяное.
Вещь никакая не брошена.
Вот я какая хорошая!
13. Наказ ученику.
Ты не маленький ребёнок –
Ученик и третьеклассник!
Твой послушный подчиненный –
Карандашик очинённый,
И ручка ,и ластик и всё остальное:
Книги , пенал, тетрадки –
Держи ты их всегда в порядке!
Они – твоё хозяйство!
Владей им без зазнайства!
- А теперь, ребята, познакомьтесь с правилами аккуратного человека и организованного ученика, запомним, и даже выучим их, и станем постоянно ими пользоваться.
1. Содержи в порядке школьные вещи, одежду, игрушки.
2.Вечером проверь, всё ли приготовил для уроков.
3. Проверь, в порядке ли школьная форма. Вешай её на плечики, а не бросай где попало.
4. Дома должен быть свой школьный уголок.
5. Определи место одежде и обуви.
6. Любую вещь клади на место.
7. Игрушки содержи в порядке.
8. Соблюдай дома порядок и чистоту, помни: каждая вещь должна знать своё место.
9. Если взял у товарища книгу или другую вещь, то верни её в том же виде и в то время, когда обещал.
10. Аккуратно обращайся с библиотечными книгами.
- Какой вывод мы можем сделать?
14.Инсценировка и обсуждение стихотворения Григория Остера «Всё в порядке».
Мама приходит с работы,
Мама ставит пакеты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
Нет.
К нам заходил бегемот ?Нет.
Может быть, дом не наш?
Наш.
Может, не наш этаж?
Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
Значит, это не обвал?
Нет.
Слон у нас не танцевал?
Нет.
Очень рада, оказалось,
Я напрасно волновалась!
-Что же случилось, почему в квартире погром? Что должны были сделать мальчики после того, как поиграли?
15. Итог занятия.
- О чём мы говорили сегодня?
16.Вывод.
-Как называется наш классный час?
-Почему надо быть бережливым и аккуратным. Пусть каждый из вас проанализирует свое поведение.
-Как вы относитесь к своим вещам?
-Напишите небольшой рассказ о себе, о своем отношении к вещам. Такое было домашнее задание. (Прослушиваются ответы детей).
Ты с утра искал ремень,
А потом резинки, а потом - ботинки!
Убирай все с вечера -
Искать будет нечего!
От себя прогонишь лень -
И длиннее станет день!
Если долго в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьезно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или как смола.
И одно лекарство только есть - трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.
(Раздаются памятки).
Памятка.
• Содержи в порядке школьные вещи. Положи тетради в папочку, чтобы не мялись. Книги оберни. Ручка и карандаши должны быть в пенале, чтобы они не сломались и чтобы их быстро можно было найти.
• Перед уходом в школу проверь, все ли ты взял для уроков. Посмотри, все ли школьные вещи в порядке: есть ли ручка, не сломался ли карандаш, есть ли линейка.
• Проверь, в порядке ли твоя ученическая одежда.
• Когда приходишь из школы, не бросай портфель где попало. У тебя должно быть место для портфеля.
• Дома у тебя должен быть или свой уголок, или полочка для книг и тетрадей. Поддерживай в уголке порядок: вытирай пыль, книги и тетради после занятий укладывай всегда на одно и то же место.
• Школьную одежду, придя из школы, повесь на плечики.
• Любую вещь, которую взял: ножницы, иголку, щетку, расческу, книжку - положи на ее постоянное место.• Пальто всегда вешай на свою вешалку, не бросай его на стул. Домашняя одежда всегда должна лежать на своем месте или вешаться на плечики.
• Игрушки тоже содержи в порядке. После игры все убери на место.
• Если взял у товарища книгу почитать, верни ее в том же виде и в то время, когда обещал. Аккуратно обращайся с библиотечной книгой и возвращай ее в срок.