Конспект сценария к литературной гостиной В гостях у Волошина

Сценарий
литературной гостиной, посвященной творчеству поэтов начала ХХ века
«В гостях у М.Волошина»
Видеоролик «Образы Серебряного века»
Встреча поэтов происходит в доме поэта М.Волошина.
Ведущий 1: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить об удивительном явлении в русской культуре – поэзии «Серебряного века».
Ведущий 2 : Поэзии двух первых десятилетий прошлого века, вместивших в себя три революции и гражданскую войну.
Ведущий 3 : Начало века открыло такое количество талантливых поэтов, что число их можно сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба и каждого второго можно назвать Моцартом стиха.
Ведущий 1 : Мы с вами побываем в самом модном поэтическом салоне начала прошлого века.
Ведущий 2 : Дом Максимилиана Волошина в Коктебеле превратился в место паломничества литературно-художественной интеллигенции.
Ведущий 3 : Волошин создавал свой дом как «художественную колонию для поэтов, ученых и художников». Благодаря своему хозяину Дом стал духовным центром Коктебеля, мощным магнитом, притягивавшим к себе творческих, мыслящих людей, попадавших в его «силовое поле».
Стопкадр – гостиная Волошина.
Ведущий 1 : 17 августа 1916 года. День именин Волошина. Максимилиан Волошин и его жена М.С.Заболоцкая. Гости: поэты, поэтессы. Супруги Волошины встречают гостей. Приоткроем дверь веранды, куда съезжаются друзья на именины поэта, и послушаем, о чем говорят.
(Дверь приоткрывается. Слышны музыка, пение.)
Чернецкая: Романс Настеньки «Героям 1812 года» ( музыка А.Петрова)
Входит Марина Цветаева. Подходит к Волошину, подает руку для пожатия.
Волошин : Марина Ивановна, почему вы даете руку так, точно подкидываете мертвого младенца?
Цветаева : То есть?
Волошин: (спокойно) Да, да! Именно мертвого младенца – без всякого пожатия, как посторонний предмет. Руку нужно давать открыто, прижимать плотно всей ладонью к ладони, в этом весь смысл рукопожатия, потому что ладонь – это жизнь. А не подсовывать ее как-то боком, как какую-то гадость, не нужную ни вам, ни другому. В вашем рукопожатии отсутствует доверие, просто обидеться можно. Ну, дайте мне руку, как следует.
(Пожимают друг другу руки, обнимаются. Марина Ивановна отходит, садится в кресло).
Цветаева: Максимилиан Александрович, что новенького вы написали?
Волошин : «Окоем»
Один из гостей - сидит за мольбертом: Вы до сих пор считаете себя подмастерьем?
Волошин : Жизнь – бесконечное познанье. Возьми свой посох – и иди! И я с этих пор остаюсь верен этому завету.
Один из гостей : Но есть ли у этого странствия цель и конец?
Волошин : Цель поэта – стать из подмастерья Мастером.
Когда же ты поймешь, что ты
Не сын Земле,
Но путник по Вселенной,
Когда поймешь, что человек рожден,
Чтоб выплавить из мира
Необходимости и разума
Вселенную свободы и Любви,
Тогда лишь
Ты станешь Мастером.
Я считаю, что мир, основанный на любви, - высшее достижение, к которому должно стремиться человечество. По пути к нему следует постичь природу зла и метод борьбы с ним; зло надо не отвергать, а преображать в добро любовью и доверием. Марина, ты нам что-нибудь прочтешь?
Цветаева : «Кошки». Посвящаю Вам, Максимилиан Александрович.
(видеоряд «Кошки»)
Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли,
Но боль пришла – их нету боле;
В кошачьем сердце нет стыда!
Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли?
В кошачьем сердце рабства нет.
Как ни мани, как ни зови,
Как ни балуй, в уютном холе,
Единый миг – они на воле;
В кошачьем сердце нет любви!
(Исполняется песня на слова Цветаевой)
Гостья : (поет) «Под лаской плюшевого пледа»
(Входят Блок и Ахматова. Блок раскланивается с Цветаевой, Ахматова целует Цветаеву в щеку)
Ахматова : (Цветаевой) Рада вас видеть, дорогая.
Цветаева : (улыбаясь) Я тоже, я тоже
Заболоцкая : Поликсена,какими судьбами Вы оказались у нас?
Блок ( язвительно): Поздравляю Вас с вручением Пушкинской премии.
(обнимаются)
Заболоцкая: Поликсена, спойте. Очень просим.
П.Соловьева - поет романс «Какой покой»
Кто-то из гостей :
Как хорошо, забыв свои страдания
Природы голосам внимать средь тишины...
Я не думаю, что Макс забыл одну нашумевшую историю... И я её хорошо помню... Петербург. Серый, промозглый. В один из дней августа 1909 года известный искусствовед и издатель Сергей Константинович Маковский, занятый организацией нового журнала “Аполлон”,получил письмо - мелко исписанный листок в траурной рамке, подписанный одной буквой “Ч”. Неизвестная поэтесса предлагала “Аполлону” стихи, которые заинтересовали Маковского изысканной грацией и автобиографическими полупризнаниями. Поэтесса как бы невольно проговаривалась о себе, о своей участи, загадочной и печальной. Почерк был изящен,бумага пропитана пряными духами, листки стихов переложены засушенными цветами. Вскоре таинственная незнакомка сама позвонила Маковскому - и тот услышал “обворожительный голос”. Были присланы ещё несколько стихотворений. Вся редакция “Аполлона”, а там были такие известные поэты, как И.Анненский, В.Иванов, Н.Гумилёв, М.Кузмин, - безоговорочно решила печатать стихи неизвестной. Постепенно её облик, её судьба из телефонных бесед и стихов прояснялись. Стало известно, что унеё рыжеватые, бронзовые кудри, бледное лицо с ярко очерченными губами. Она родом испанка, ревностная католичка, ей 18 лет, строгое воспитание получила в монастыре и находится под надзором отца-деспота и монаха-иезуита, её исповедника. Чарующей музыкой звучало её имя - Черубина де Габриак. В изысканных строках стихов сквозила тоска одиночества,желание пойти навстречу зову сердца, найти душу, которой можно было довериться...
(Стих.”Царицей призрачноготрона...”)
Надо ли удивляться тому, что Маковский влюбился в прекрасную незнакомку? Он мечтал увидеть её, умолял о свидании, акогда она сообщила, что уезжает в Париж, Маковский так горевал в её отсутствие, что Анненский предложил взять на себя заботу о журнале на то время, в которое Маковский смог бы поехать в Париж за Черубиной и там отыскать её.
1909-1910 годы воистину стали эпохой Черубины. Все “аполлоновцы” были заочно влюблены в неё, никто не сомневался в её красоте и таланте. Вячеслав Иванов восторгался её икушённостью в “мистическом эросе”, художник Константин Сомов мечтал написать её портрет - для этогоготов был ехать к ней с завязанными глазами и никому не открыть, где живёт прекрасная Черубина. Однако раздавались и голоса скептиков: если она так хороша, то почему столь усердно прячет себя? А проницательный Анненский сказал как-то Маковскому:”Нет, воля ваша, что-то в ней не то. Не чистое это дело”. Особенно доставалось Черубине от некоей поэтессы Елизаветы Ивановны Дмитриевой, - у которой бывали “аполлоновцы”- и до Маковского доходили её меткие, язвительные эпиграммы и пародии на Черубину.
Наконец , загадка разрешилась. Поэт М.Кузмин, проникший в тайну, сообщил Маковскому № телефона “незнакомки”, которая оказалась не кем иной, как...Елизаветой Дмитриевой. Маковский вначале не поверил Кузмину, но позвонил - и ему ответил тот единственный для него “волшебный “ голос. На другом конце провода стоном вырвалось: “Вы? Кто вам сказал?”. И тогда Маковский прозаически пригласил поэтессу Дмитриеву “ на чашку чая”. Он ещё надеялся на то, что веё облике есть черты пленительной испанки. Но в комнату вошла невысокая полная темноволосая и прихрамывающая женщина, показавшаяся ему некрасивой. Сказка Черубины кончилась...
Максимилиан Волошин - один из “аполлоновцев” -не только с самого начала знал, кто скрывается под именем Черубины, но и был её создателем... Летом 1909 года к нему в гости приехала влюблённая пара. Она - 18-летняя студентка, изучавшая старофранцузскую и строиспанскую литературу, Елизавета (или Лиля, как называли её друзья) Дмитриева. Он - поэт Николай Гумилёв. Лиля попала в “силовое поле” Макса, влюбилась, а Гумилёв был отправлен её в Петербург. Волошин настолько увлёкся, что помышлял о разводе. Он полагал, что стихи Дмитриевой в духе французсих поэтов моглибы подойти новому журналу “Аполлон”, однако аристократичного и элегантного Маковского стихи скромной, неизвестной девушки удовлетворить не смогли. И тогда родилась Черубина. Имя было позаимствовано у Брет Гарта - так звали героиню одного из его рассказов. А Габриаками в окружении Волошина называли выточенные волнами из корня виноградной лозы фигуры морского чёрта: сначала одна из таких фигурок стояла па полке в кабинете Волошина, а затем была подарена Лиле.
“Эпоха Черубины де Габриак”, быстро окончившаяся, ознаменована наделавшим в своё время много шума эпизодом - дуэлью Волошина и Гумилёва. 19 ноября 1909года в мастерской художника Головина произошло следующее: Н.Гумилёв, встретив Дмитриеву говорил с ней дерзко, громко. Заплаканная Лиза подошла к Волошину и рассказала о выходке Николая. При большом скоплении людей Волошин дал пощёчину Гумилёву, после чего дуэль между ними была неизбежна. 22 ноября на Чёрной речке - месте дуэли Пушкина - противники стрелялись, но никто не пострадал... Но сложный клубок отношений, завязанных здесь, в Коктебеле, в 1909 году, не разрешился на дуэли. Дуэль лишь завершила короткий век Черубины де Габриак. Жизнь её автора продолжалась. И если в 1909 году Е.И.Дмитриева предпочла М.Волошина, то позже её сердце теперь уже безответно было отдано Н.Гумилёву. Вы спросите, где доказательства? В её стихах...
( Читаются ст. “ Памяти Анатолия Гранта” и “Да, целовала и знала...”)
(появляется Клюев, Есенин .Волошин встает им навстречу)
Волошин : О, Клюев, Николай Алексеевич! Рад вас видеть!
Клюев : Здравствуйте, Максимилиан. Приветствую Вас, дамы. Какая удача! (раскланявшись и осмотревшись) Благодать Какая здесь благодать! Море, солнце, чудесный сад! После «края дождей и непогоды» это кажется раем земным. (Показывает на Есенина) Вот, привел к вам юношу златокудрого, знакомьтесь.
Есенин : Сергей Есенин.
Волошин: Очень хорошо. Располагайтесь. Чувствуйте себя непринужденно.
Ахматова : Однако не забудьте, что в ответ на приглашение хозяев мы должны предъявить свою визитку, т. е. поделиться планами, почитать свои стихи.
Есенин : «Не жалею,не зову,не плачу»
Блок: Почитайте, Анна Андреевна, «Все мы бражники здесь».
Ахматова: Когда я читаю «Я надела узкую юбку», публика обычно смеется.
Блок: Пусть вас это не смущает. Когда я читаю «И пьяницы с глазами кроликов», - тоже смеются. Но мы же в узком кругу.
Ахматова: Нет, я прочту вам это. «Смятение».
Было душно от жгучего света
А взгляды его как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился от что-то скажет...
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Не любишь? Не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Кто-то из гостей: Друзья, давайте вспомним, что все мы собрались здесь в честь именин Максимилиана. Давайте сфотографируемся все на добрую память.
Все становятся для фотографирования)
(звук фото)
Под песню «По улице моей» участники медленно уходят.
Видеоролик о судьбах поэтов Серебряного века.

Серебряный век - это не хронологический период и не сумма литературных течений, а образ мышления художников, которые при жизни, случалось, нешуточно враждовали между собой, но со временем слились в сознании потомков в неразделимую плеяду, где каждый сам по себе личность и в то же время невозможен без взаимодействия с другими. " Это всё русские поэты не на вчера, не на сегодня, А НАВСЕГДА




















15