Сообщение на тему Использование ИКТ как средства повышения эффективности урока

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно- коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет: - активизировать познавательную деятельность учащихся; - проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); - индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Информационные технологии позволяют:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
При использовании компьютерных технологий в рамках медиаобразования меняется роль учителя он перестает быть доминирующим источником информации, контролирующим практически все потоки информации в процессе обучения, и становится аналитиком потока компьютерной информации и консультантом учащихся. В процессе обучения начинают превалировать задания на критический анализ, систематизацию, постановку задач, а также решение проблем творческого и поискового характера. Мультимедийный инструментарий позволяет преподавателю перейти к новому типу обучения. Появляется возможность отойти от доступного прежнему инструментарию воздействия только на вербальное, рационально-логическое левополушарное мышление учащихся. Целенаправленно воздействуя на образное, интуитивное, правополушарное мышление, можно развить творческие возможности учащегося, стимулировать его к генерации новых знаний. Особое значение приобретают адаптация традиционных образовательных технологий и создание новых, индивидуализация обучения в зависимости от склада ума и специфики способностей каждого учащегося. При традиционном обучении в классе учителя пытаются сотрудничать с детьми, но используемые при этом формы представления учебного материала не позволяют обеспечить максимальной обратной связи с учащимися. Компьютер это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства, на концепции микромиров, представляющих собой некоторые модели реального мира, которые с той или иной степенью детализации творит сам ребенок. Мультимедиа, интегрированное в традиционные предметы школьного цикла, становится одним из средств повышения эффективности обучения, так как; усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся; мультимедиа воспринимается радостно, а радость, в свою очередь, стимулирует расположение к учебному предмету; предоставляется возможность оценить себя на фоне других учеников; выдвигается новый критерий оценки: побеждает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями; создается возможность отвлечься от реальной ситуации с ответственностью, наказуемостью и дать волю фантазии, снять барьеры; мультимедиа это конкретная технология развивающего обучения; предоставляется возможность установления межпредметных связей. К наиболее эффективным формам представления материала по предметам, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три направления работы : во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями,
во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение, в-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика.
Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский. Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом плане, более оправданным, является применение проблемного и исследовательского методов. Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации. Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов.
Использовать ИКТ можно по-разному.
Использовать видеопроектор и экран, при этом все можно сделать в любом доступном   редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь учителя не ограничены в использовании цветов, и им ничего не надо экономить, они не тратят бумагу и краски. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint. Слайды, созданные в этой среде должны отображать основные этапы урока. Например, текст практической работы, тексты задач, домашнее задание, историческая справка, основные формулы, схемы, таблицы и прочее. Если коротко, то можно заготавливать электронные плакаты. Это освобождает учителя от рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что очень экономит время, и потом чертеж на экране – это совсем другое, чем что-то нарисованное в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Тем более если в школе функционирует не только кабинет информатики, но и демонстрационный кабинет, оборудованный компьютером и видеопроектором.
Изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.




























15