Урок русского языка Учимся составлять текст (з класс)
Урок русского языка
Тема: «Учимся составлять тексты».
Класс: 4
Тип урока: урок-исследование
Цель учебная: Закрепить умения учащихся определять тип текста и составлять тексты разного типа.
Цель воспитательная:
1.(конкретная) создание условий для духовно – нравственного воспитания на уроке, побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения на уроке и правила взаимоотношений с учителем и сверстниками; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений; постановку перед школьниками и обсуждение вместе с ними поведенческих, нравственных или социальных проблем, связанных с тематикой урока2.(достижимая) формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств, ценностного отношения к природе;личный опыт участия в экологических инициативах
3. (диагностируемая) воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание), первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире и в поведении, поступках людей; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности и умение выражать себя в доступных видах творчества;
Задачи: Систематизировать знания учащихся о типах текстов. Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся.
Оборудование: различные типы текстов, таблички с названиями типов и их отличительные стороны, картинки на тему «Птицы зимой», разноцветные фигуры для групповой работы, школьная газета «Новостёнок»
Ход урока:
I Организационный момент.
Игра-приветствие «Здравствуйте!»
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
-успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
-и везде (мизинцами);
-Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью руки).
Действия повторяются учащимися второй раз, но после «встречи» мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке»
2. Работа над понятием
Учитель: Наш сегодняшний урок посвятим разговору о духовной ценности, имя которой: Забота.
— Какое красивое и доброе слово?— А как вы понимаете значение этой духовной ценности?— Приходилось ли вам проявлять заботу, направленную на благополучие окружающих?
- Кто нуждается в нашей заботе?
престарелые
больные
одинокие
младшие
родители
животные
растения
- А кто сейчас, в такую суровую погоду нуждается в нашей помощи? (птицы)
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-Чему учит нас это стихотворение? Как вы думаете, а помнят об этом другие? Как можно напомнить?
- Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьной газеты (показ школьной газеты «Новостёнок»).
3 Систематизация знаний- Люди, которые выпускают газеты, должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации. Тексты, как вы знаете, бывают разными.
Игра «Аукцион» (что знают о тексте)
4.Сообщение темы урока.Учитель: Достаточно ли вам знаний о тексте для работы над газетой? Определите тему сегодняшнего урока.
(Мы сегодня продолжим учится работать с текстами, которые понадобятся нам при выпуске газеты)
5 Обобщение пройденного. Работа в парах.
-У вас на партах лежат файлы с заданиями. Возьмите файл №1. Работаем парами. Обсудите с товарищем и решите, какая запись №1 или №2 является текстом. Обоснуйте свой выбор. (Устный опрос учащихся).
( Текстом является запись №2. Он состоит из предложений. Эти предложения связаны по смыслу.)- Задание №2 является текстом. Подумайте, как его можно озаглавить, обсудите это с товарищем. (Устный опрос учащихся).
- Теперь давайте вспомним типы текстов и их отличия.
( Повествование. Описание. Рассуждение. Слова напечатанные на разных по цвету листах, вывешиваются на доске. К каждому типу прикрепляется табличка с его отличиями)Физминутка.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Определение типа текста в зависимости от ситуации.
- Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации.По каким признакам вы догадались, что это текст повествование; текст описание; текст рассуждение?
(Это текст - текст повествование, так как в нём рассказывается, повествуется об определённом событие, о том, что случилось, что произошло. Прочитанный текст является текстом рассуждения, так как в нём человек рассуждает, зачем надо помогать птицам. Этот текст – текст описание, потому что в нём всё про синицу. Какая у неё…)6 Творческая работа в группах c разноуровневыми заданиями
- Пришла пора проявить творческие способности. Обратите внимание на цвет фигур на ваших партах, сравните его с надписями на доске. Цвет подсказывает вам, какой текст вы будете составлять (для большинства класса) (для слабых учащихся – готовый текст с пропусками слов, для сильных - составить листовку от имени любой птицы). Свою работу можно проиллюстрировать.
Физминутка. (гимнастика для глаз)
7. Домашнее задание.
Подготовиться к игре «Добрый гном» (сделать приятный сюрприз своему однокласснику тайно и без денег)
Составить текст о домашних животных 1 ряд – текст описание, 2 ряд –текст повествование, 3 ряд – текст рассуждение.
8. Итог.
- Для чего нам нужно развивать речь.
- Когда вы будете применять текст-описание (текст-рассуждение)
Рефлексия (продолжить фразу)
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Было интересно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Учитель: Я готов для всех всегдаДелать добрые дела.Совершив такой поступок,Говорю я — да, да, да!
Будем старших уважать? — Да!(Дети)
Будем дерево сажать? — Да!Будем маме помогать? — Да!А братишку одевать? — Да!Позаботимся о кошке? — Да!Птицам мы насыплем крошки? — Да!Позаботимся о друге? — Да!И цветы польем на клумбе? — Да!
Будем добрыми всегда?Кто мне скажет» — Да! Да! Да!