Конспект урока по литературному чтению К.Г.Паустовский Корзина с еловыми шишками


К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Цели урока:
Расширить знания о творчестве К.Г.Паустовского, помочь понять смысл произведения, обучать правильному выразительному чтению, учить видеть прекрасное вокруг, развивать память, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
- предметные: умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь);
- метапредметные:
Р: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;
П: анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной книге;
К: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре;
- личностные: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, выставка книг К.Г.Паустовского.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся с произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;
- формирование навыка выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;
- обучение анализу художественного произведения;
- формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.
Развивающие:
- способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;
- развитие речи учащихся;
- развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;
- воспитание любви к музыке и литературе.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы и язык классической музыки.
2. Речевая разминка.
В гости к лету
Мы идем лесной тропинкой,
А куда – не знаем сами.
За малиной?
За малиной!
За грибами?
За грибами!
Светит солнце золотое
Сквозь зеленые оконца.
Может, мы идем за солнцем?
Что же!
Может, и за солнцем!
Может, белка попадется,
Может, ежик ждет нас где-то…
Мы идем гурьбой веселой
Ясным утром
В гости к лету!
В. Викторов
3. Целеполагание и мотивация.
Наш урок я хотела бы начать красивыми и мудрыми словами. Давайте прочитаем их вместе.
« …Не жалейте сердца, не таите доброты и нежности своей,
Ни своих презрений и открытий не держите в тайне от людей…
Торопитесь все отдать при жизни, чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым снова к милой родине припасть»
То, что прозвучало в этих строках, касается нас всех. Автор этих строк дает совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно такпрожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот урок литературного чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.
4. Подготовка к восприятию.
А. Прослушивание музыки (Э.Григ «Пер Гюнт». Утро);Б. Беседа
- Музыка успокоила Вас? Она может и развеселить и заставить сопереживать и вызывать другие глубокие чувства.
- Среди слов, записанных на доске, найдите имя композитора.
- Что Вы знаете о Э.Григе?
В. Сообщение о Э.Григе, о К.Г.Паустовском;
- Что вы для нас приготовили? ( Работа с книжной выставкой)
- Дайте краткую характеристику книжной выставке.
- Можно ли сказать, что К. Г. Паустовский писал только о природе?
(Один ученик из 1группы сообщает о том, что К. Паустовский мечтал собрать книгу биографий знаменитых людей)
- Да, вы совершенно правы, и доказательством этому служит рассказ «Корзина с еловыми шишками»
- Эпизод, из жизни какого великого человека мы узнали, прочитав этот рассказ?
Г. Сообщение темы урока;
Д. Словарная работа (аккорд, симфонический, ботфорты, парча, фетровая шляпа)
5. Работа по теме урока.
А. Комбинированное чтение (первая часть – учитель, вторая, третья – обучающиеся, четвертая – учитель под музыку Э.Грига «Пер Гюнт». Танец Анитры);Б. Беседа по прочитанному.
- Что взволновало Вас при слушании рассказа? Почему?
- Когда Дагни поняла ценность подарка?
- В чем ценность подарка?
- Назовите главных героев рассказа?
- Прочитайте отрывок, в котором описывается момент их встречи? (Чтение по ролям)
- Почему Э. Григ относится к девочке с пониманием и любовью?
- Что он обещает девочке?
- Почему подарок Дагни сможет получить только через10 лет?
Слово учителя:
- А ещё, ребята, у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э. Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К.Г. Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.
- Найдите в тексте строки, в которых описано место, где жил и творил композитор
( Выборочное чтение).
- Почему в комнате не было ничего, кроме дивана?
- Почему был оставлен диван?
- Что являлось предметом роскоши в комнате? (рояль)
- Найдите толкование слова рояль в словаре.
Рояль - (фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, в результате чего рояль имеет крыловидную форму и более громоздок, чем пианино. Однако рояль звучит лучше и громче, чем пианино
- Обратите внимание, какого рода это слово?
- Вот так выглядит концертный рояль.
- Посмотрите, как мастерски передаёт автор звучание рояля великого композитора. Зачитайте строки, описывающие звучание.
- Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык, писал К. Паустовский.
- Действительно, музыка, созданная Э. Григом прекрасна! Он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека. Музыка – это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами.
6. Физкультминутка.
- Давайте немного отдохнём, проведём физминутку для глаз .7. Работа в группах
«Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря…»
- Прочитайте слова.
- Кого мы называем волшебниками? Почему?
- Григ - великий композитор, он настоящий волшебник, сумевший написать такую прекрасную музыку, которая вызывает у слушателей бурю эмоций. Заставляет их плакать.
Второй волшебник – это К. Г. Паустовский, которому мы должны быть благодарны за то, что он так мастерски сумел описать звучание музыки и рассказать нам о композиторе из Норвегии.
Произведения этих двух мастеров бессмертны. Обычно людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте и мы поаплодируем этим двум великим мастерам.
8. Рефлексия.
- С каким настроением Вы заканчиваете урок? Почему?
- За что бы Вы сегодня себя похвалили?
9. Домашнее задание.
Рисунок к прочитанному произведению:
· Нарисуйте, как вы представляете себе Дагни.
· Изобразите на рисунке, фрагмент понравившейся части рассказа.
Всем спасибо за урок.