Статья на тему Формирование выносливости юного хоккеиста


Формирование выносливости юного хоккеиста
Высокий уровень выносливости позволяет хоккеисту осваивать большие тренировочные и соревновательные нагрузки, полноценно реализовать свои двигательные способности в соревновательной деятельности. Под выносливостью (в широком смысле) понимается способность человека противостоять утомлению в ходе выполнения работы. В хоккее выносливость принято подразделять на общую и специальную. Под общей выносливостью обычно понимается способность спортсмена к длительному выполнению работы умеренной интенсивности.
Цель работы: определить эффективные методы формирования выносливости юных хоккеистов.
Способность хоккеиста поддерживать высокий темп в течение одного игрового отрезка (40 — 60 с), периода (20 мин), всего матча характеризует его -специальную выносливость-. Игровая деятельность хоккеиста многогранна и связана с глобальной работой мышечной системы (мышцы рук, ног, туловища), при которой происходит очень большой расход энергии. Поэтому физиологической основой выносливости хоккеиста следует считать процессы ее энергообеспечения.
Вместе с тем игровая деятельность носит ярко выраженный характер переменной интенсивности (от максимальной до умеренной), поэтому и механизмы энергообеспечения, лимитирующие ее, будут различны. Кратковременность и высокая интенсивность игровых отрезков выполнения скоростно-силовых, скоростных и технико-тактических действий с максимальной и субмаксимальной мощностью требуют высокого развития анаэробного (алактатного и гликолитического) механизма энергообеспечения. В то же время в ряде игровых эпизодов (откат, позиционная оборона и др.) деятельность хоккеиста осуществляется в невысоком темпе за счет смешанного (аэробно-анаэробного) и аэробного механизмов энергообеспечения. Кроме того, аэробные процессы имеют существенное значение в восстановлении (как в ходе игры, так ив перерывах между периодами). Выносливость спортсмена также зависит от экономизации его деятельности и резистентности организма к действию неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды.
Биоэнергетическое обеспечение игровой деятельности хоккеистов Выносливость хоккеиста связывают с тремя источниками образования энергии: - аэробным — за счет окисления жиров и углеводов; - анаэробно-гликолитическим, связанным с расщеплением углеводов в мышцах и образованием молочной кислоты; - анаэробно-алактатным, связанным с расщеплением креатинфосфата (КрФ). Непосредственным источником энергии при мышечном сокращении является распад АТФ — соединения, очень богатого энергией. Относительно постоянные и небольшие запасы АТФ должны быстро пополняться, иначе мышцы теряют способность сокращаться, ресинтез осуществляется за счет указанных аэробных (происходящих с участием кислорода) и анаэробных (без участия кислорода) энергетических процессов. Энергетические возможности спортсмена принято оценивать по мощности, емкости и эффективности. Алактатные, или креатинфосфатные, возможностизависят от способности организма спортсмена использовать энергию в бескислородных условиях, что в известной мере определяется запасами макроэнергетических фосфатных соединений (АТФ и КрФ), мощностью соответствующих им систем и скоростью их расходования. Максимальная скорость этого процесса достигается в первые 2 — 3 с работы максимальной интенсивности и сохраняется 10—15 с, т. е. такой отрезок времени, когда не успевают еще включиться в работу гликолитический и аэробный (дыхательный) механизмы. Алактатный механизм энергообеспечения наиболее мощный: выделяется больше всего энергии в единицу времени (13 кал/с на 1 кг веса тела), но менее емкий. За счет алактатного источника энергообеспечения хоккеист выполняет игровые действия с высокой интенсивностью (максимальной мощностью): пробегаемые на коньках короткие отрезки (5—30 м), ведение и обводку, силовые единоборства и др. Гликолитический механизм энергообеспечения более медленный по скорости развертывания. Этот анаэробный механизм ресинтеза АТФ проявляется в упражнениях от 30 с до 2 — 3 мин. Гликолитические (лактатные) возможности зависят от запасов углеводов, находящихся в виде гликогена в мышцах (300—400 г), в печени (40 — 70 г) и в виде свободной глюкозы в крови (25 — 30 г). Кроме того, на гликолитический механизм влияет и способность организма противостоять неблагоприятным изменениям в связи с накоплением молочной кислоты. Ее нейтрализация осуществляется буферными системами и зависит от буферной емкости крови. Критерием анаэробной производительности является величина кислородного долга и накопления молочной кислоты в крови. Так, при определении анаэробной производительности хоккеистов высокой квалификации в лабораторных условиях были получены следующие данные: по кислородному долгу — 17 л, по концентрации молочной кислоты в крови — 200 мг%. Анаэробный гликолитический механизм энергообеспечения менее мощный (9 кал/с на 1 кг веса), чем алактатный, но более емкий (230 кал на 1 кг веса). За счет гликолитического механизма хоккеист выполняет различные игровые действия с субмаксималь¬ной мощностью, поддерживая высокий темп в течение всего игрового отрезка (30 — 60 с). Аэробный путь ресинтеза АТФ— основной. При этом энергопроцессы проходят в аэробных условиях. Аэробные процессы значительно эффективнее анаэробных. Аэробные возможности спортсмена зависят от энергетических субстратов (гликоген в мышцах и печени и жиры) и в большей степени от обеспечения работающих мышц и других органов и тканей кислородом. Важное значение при этом имеет способность различных систем — дыхательной, сердечно-сосудистой, кровообращения - получать и транспортировать кислород к работающим мышцам. Чем большее количество кислорода спортсмен потребляет в единицу времени, тем больше АТФ образуется в мышцах. Поэтому уровень максимального потребления кислорода (МПК) - наиболее информативный показатель аэробных возможностей спортсмена. У хоккеистов высокой квалификации МПК находится в пределах 56—59 мл/мин на 1 кг веса. В игре большую часть времени хоккеист выполняет работу в аэробном режиме. Кроме этого, аэробные возможности хоккеиста являются важным фактором его восстановления после тяжелых тренировочных и соревновательных нагрузок.
Методика воспитания выносливости Совершенствование выносливости хоккеиста происходит лишь в том случае, если в тренировочной и соревновательной деятельности он преодолевает определенное утомление. Зная о том, что в основе физического утомления и выносливости лежат различные процессы энергообеспечения мышечной деятельности, можно целенаправленно воздействовать на них соответствующими средствами и методами с целью повышения уровня их функционирования. Тренировочная нагрузка как мера воздействия на организм спортсмена определяется следующими характеристиками: интенсивностью (мощностью) выполнения упражнения, продолжительностью, количеством повторений, интервалами и характером отдыха. Интенсивность (мощность) выполняемого упражнения наиболее важная характеристика нагрузки, влияющая на характер соотношения аэробных и анаэробных процессов энергообеспечения. Принято выделять четыре зоны мощности: максимальную, субмаксимальную, большую, умеренную. При выполнении упражнений в зоне максимальной мощности энергообеспечение происходит за счет анаэробно-алактатного механизма, где ресинтез АТФ осуществляется путем креатинфосфатных реакций в бескислородных условиях. Энергообеспечение упражнений, выполняемых в зоне субмаксимальной мощности, осуществляется за счет анаэробно-гликолитического механизма, также в бескислородных условиях. Упражнения, выполняемые в зоне умеренной мощности, обеспечиваются энергией за счет дыхательного механизма (окислительного фосфорилирования), где ресинтез АТФ осуществляется с помощью кислорода. При этом потребление кислорода превышает кислородный запрос. При выполнении упражнений в зоне большой мощности энергообеспечение происходит за счет аэробных и анаэробных механизмов. Продолжительность упражнения непосредственно связана со скоростью его выполнения. Чем выше скорость и меньше время, тем в большей мере упражнение выполняется за счет анаэробных механизмов энергообеспечения. Продолжительность упражнения в анаэробно-алактатном режиме равна 3 — 15 с, в анаэробно-гликолитическом от 20 с до 3 мин и в аэробном — от 3 мин. Продолжительность интервалов отдыха существенно влияет на величину нагрузки и ее преимущественную направленность. При выполнении упражнений с умеренной мощностью (субкритическая скорость) с интервалами отдыха, достаточными для восстановления, каждая последующая попытка начинается примерно на таком же фоне, как и предыдущая. Уменьшение интервалов отдыха в этом случае делает нагрузку более аэробной, так как дыхательные процессы, развертывающиеся обычно к 3 — 4-й мин, сохраняют еще свою силу. Уменьшение интервалов отдыха в упражнениях с максимальной и субмаксимальной мощностью делает нагрузку более анаэробной, так как с повторением упражнения увеличивается кислородный долг. Определенное значение имеет характер отдыха. Он может быть пассивным и активным. В первом случае в интервалах между нагрузочными упражнениями спортсмен, по существу, не выполняет никаких упражнений, находясь в состоянии полного покоя. Во втором — переключается на выполнение упражнений восстанавливающего характера. Количество повторений упражнений во многом определяет величину нагрузки и ее преимущественную направленность. Увеличение количества повторений в анаэробных условиях исчерпывает соответствующие энергетические субстраты, что приводит к прекращению работы или значительному снижению ее интенсивности.
Методика совершенствования аэробных способностей Для повышения аэробной работоспособности хоккеистов не¬обходимо увеличить МПК и быстроту его достижения, а также развить способность поддерживать МПК длительное время. Уровень МПК является основным критерием аэробной производительности и определяет аэробную работоспособность спортсмена. Быстрота достижения МПК прямо зависит от скорости развертывания дыхательных процессов, что в игровой деятельности весьма существенно, так как в значительной мере способствует быстрой врабатываемости и переходу на более эффективный механизм энергообеспечения. При определении средств и методов развития аэробных способностей хоккеиста целесообразно выделить задания с преимущественным воздействием на емкость и мощность аэробных энергопроцессов. В качестве тренировочных заданий по повышению емкости аэробных процессов практикуют равномерный и переменный бег по «гладкой» и пересеченной местности, плавание, греблю, езду на велосипеде, лыжи и др. Продолжительность упражнений от 30 мин до 1,5 ч. Упражнения выполняют с умеренной мощностью. Интенсивность — на уровне порога анаэробного обмена. Частота сердечных сокращений (ЧСС) — 150—160 уд/мин. Этот режим занятий обеспечивает устойчивое состояние, при котором кислородный запрос удовлетворяется потреблением кислорода в ходе самой работы. В данных тренировочных заданиях достигаются достаточно большие величины производительности кардиореспираторной системы и поддерживается относительно высокий уровень потребления кислорода. Однако такие задания неспецифичны для игровой деятельности хоккеиста, поэтому их целесообразно использовать преимущественно на общеподготовительном и промежуточных этапах годичного цикла, а также на соревновательных этапах в утренних тренировочных занятиях. Подобные тренировочные задания способствуют развитию капиллярной сети, что значительно улучшает транспортировку кислорода работающим мышцам. Более специфичны и, следовательно, наиболее эффективны тренировочные задания с воздействием преимущественно на мощность аэробных процессов энергообеспечения. Развитию аэробных возможностей способствует анаэробная повторная работа, выполняемая в виде кратковременных повторений с небольшими интервалами отдыха. В этом случае продукты анаэробного обмена стимулируют дыхательные процессы. Первые 10 — 60 с после интенсивной работы потребление кислорода увеличивается, повышаются ударный и минутный объемы крови. Если повторная нагрузка дается в момент, когда эти показатели еще достаточно велики, то потребление кислорода от повторения к повторению будет расти, пока не достигнет максимума. При определенном соотношении работы и отдыха может наступить равновесие между кислородным запросом и текущим потреблением кислорода, тогда повторная работа может продолжаться длительное время. Эффективны для совершенствования мощности аэробных процессов энергообеспечения тренировочные задания в следующем режиме работы: интенсивность — 75— 85 % от максимума, ЧСС -180 уд/мин, продолжительность упражнений 1—1,5 мин. В этом случае тренировочное задание выполняется в условиях кислородного долга и максимальное потребление кислорода происходит в период отдыха. Продолжительность интервалов отдыха должна быть от 60 до 120 с, с тем чтобы последующая работа проходила на фоне благоприятных изменений после предшествующей. Число повторений должно быть таким, чтобы упражнения выполнялись в условиях стабильного потребления кислорода, что соответствует 8 10 повторениям. ЧСС в конце паузы отдыха должна быть не более 120 130 уд/мин. При наступлении утомления снижается уровень потребления кислорода и дальнейшее про¬должение работы нецелесообразно. Критерием достаточности может служить величина пульсового долга, который после выполнения подобного задания не должен превышать 400 - 500 уд. Если величина пульсового долга окажется больше, значит, задание стало смешанным — аэробно-анаэробным. Помимо данных тренировочных заданий большой эффект в повышении аэробной производительности дают использование различных видов фартлека (игра скоростей) продолжительностью 40 - 60 мин и аэробная силовая тренировка в виде круговой формы ее организации. Для примера приводится одна из тренировок с фартлеком. 1. Бег в медленном темпе 10 мин (2 - 3 км). 2. Темповый бег 400 м. 3. Бег в медленном темпе 5 мин (1,5 км). 4. Темповый бег 200 м. 5. Бег в медленном темпе 5 мин. 6. Ускорения 5 раз по 60 м с обманными движениями, поворотами. 7 Бег в медленном темпе 10 мин. 8. Имитация бега на коньках в гору в чередовании с «гладким» скоростным бегом 40 —60 м. 8 —10 повторений. 9. Бег в медленном темпе 10 мин. В качестве примера аэробной силовой тренировки можно привести круговую тренировку, включающую 8 станций (время работы на каждой станции - 50 - 60 с, паузы отдыха - 60 с). 1-я станция — имитация броска шайбы, выполняемая на тренажере с преодолением отягощения, равного 20 30 % от максимума. 2-я станция - приседания с «блином» (15 — 20 кг). 3-я станция - отжимания из упора лежа с последующим кувырком. 4-я станция - прыжковая имитация бега на коньках. 5-я станция — сидя ноги вверх скрестные движения ногами с од¬новременными движениями руками с «блином» (10 15 кг) вперед в сторону 6-я станция толчком двух ног напрыгивание на тумбу высотой 70 -80 см. 7-я станция ведение «блина» грифом штанги. 8-я станция челночный бег 2 серии 6 раз по 10 м. Упражнения на станциях выполняют с интенсивностью 70 — 80 % от максимальной ЧСС — 150 — 180 уд/мин. Потребление кислорода 45- 82 % от максимума. Выполнению упражнений на станциях предшествует основательная разминка. Тренировочные задания смешанной направленности. Соревновательная деятельность хоккеиста осуществляется преимущественно за счет смешанного аэробно-анаэробного механизма энергообеспечения. Естественно, и тренировочные задания по совершенствованию специальной физической и технико-тактической подготовленности проходят в таком же режиме. В годичном цикле команд высокой квалификации на нагрузки смешанной направленности приходится до 50 % суммарного объема. Такие нагрузки способствуют повышению аэробной и анаэробной работоспособности. Их отличают следующие физиологические сдвиги: ЧСС — от 150 уд/мин до максимальных значений, МПК 60 — 75 % от максимума, содержание молочной кислоты в крови — от 40 до 130 мг%. В качестве тренировочных заданий можно использовать широкий круг средств и методов, в том числе некоторые виды фартлека, круговую тренировку скоростно-силовои направленности, различные виды спортивных игр, некоторые модификации комплексного развития физических качеств в виде полосы препятствий, игровые упражнения и двусторонние игры на льду хоккейного поля. Особое место занимают различные спортивные игры, проводимые в следующем режиме: игра в высоком темпе — 4—5 мин, отдых — 2 мин. Возможны и другие тренировочные режимы. В качестве примера приводим следующие модификации игр. 1. Баскетбол: игра с партнером на плечах — 1 мин, отдых — 1 мин и обычный баскетбол — 3 мин. После этого отдых — 5 мин и снова такое же повторение. Всего 6 — 8 повторений. 2. Регби на площадке 40 х 20 м. Продолжительность одного игрового отрезка — 5 мин, затем отдых — 2 мин. Всего 6 — 8 повторений. 3. Игра 3 х 3 на льду по всей хоккейной площадке — 2 мин, отдых — 4 мин
Методика совершенствования анаэробных способностей Повышению анаэробных способностей хоккеистов способствует воздействие на анаэробно-гликолитический и анаэробно-алактатный (креатинфосфатный) механизм энергообеспечения с помощью специфических тренировочных заданий. -Тренировочные задания анаэробно-гликолитической направленности-. Нагрузки, связанные с повышением анаэробно-гликолитических возможностей, обычно применяют в годичном цикле в конце общеподготовительного этапа и на специально-подготовительном этапе, после того как были освоены значительные объемы аэробной и смешанной работы. Из тренировочных заданий гликолитической направленности целесообразно выделить два вида: с направленностью на увеличение емкости гликолиза и на повышение его мощности. В первом случае различного вида неспецифические и специфические упражнения выполняют в следующем режиме: продолжительность одного повторения — 1 — 2 мин, количество повторений в серии -3—4, интервалы отдыха после повторений — 60 — 90 с. Количество серий — 3 — 4. Хороший эффект дает выполнение упражнений с сокращающимися интервалами отдыха: между первыми двумя интервалами — 3 мин; между вторым и третьим — 2 мин; третьим и четвертым — 1 мин. Интервалы между сериями — 10—12 мин. Ограничение количества повторений в серии и количества серий вызваны лимитом субстратов (гликогена). Большой интервал отдыха между сериями необходим для ликвидации значительного кислородного долга. После выполнения физиологические показатели будут следующие:
ЧСС — 200 — 210 уд/мин (максимальная), потребление кислорода — близкое к предельному, содержание молочной кислоты (НЬ) в крови -- 160 мг%. Тренировочные задания на повышение гликолитической мощности выполняют обычно в таком режиме: время работы 30 - 40 с (в одном повторении), в серии 3 повторения, продолжительность интервалов отдыха после повторений — 60 — 90 с.
Время отдыха между сериями — 10—12 мин. Физиологические сдвиги в результате такой нагрузки примерно такие же, как и в тренировочных заданиях на гликолитическую емкость. В качестве примерных упражнений для повышения анаэробных гликолитических возможностей хоккеистов можно рекомендовать следующие. 1. Повторный бег с партнерами на плечах, продолжительность упражнений — 40 с. В серии 4 повторения, пауза отдыха между повторениями —2 мин. Всего 3 серии, интервал отдыха между сериями 8 — 10 мин, ЧСС — 210 уд/мин. 2. Повторный бег 4 х 400 м. Три серии с паузами отдыха между повторениями — 120 — 75 с, а между сериями — 8 — 20 мин, ЧСС - 190 уд/мин. 3. Повторный бег 4 х 300 м. Всего 2 серии, паузы отдыха между повторениями 5, 3, 1 мин (упражнения с сокращающимися интервалами отдыха), интервал отдыха между сериями 10 — 12 мин. 4. - Повторный бег 5 х 200 м. Одна серия, пауза отдыха между повторениями — 2 мин, ЧСС — 200 уд/мин, после отдыха - 140 уд/мин. 5. - Бег 400 и 800 м. 6. - Повторный бег 8 х 250 м. Отдых между забегами — 3 мин, ЧСС - 200 уд/мин, после отдыха — 120—130 уд/мин. 7. - Игровые упражнения и двусторонняя тренировочная игра. В серии 3—4 игровых отрезка от 40 до 90 с. Время отдыха между игровыми отрезками - 60 - 120 мин. Всего 3 — 4 серии. Время отдыха между сериями 10—12 мин. Во время отдыха целесообразно выполнять упражнения технического характера в медленном темпе. Игра проводится в высоком темпе без остановок. -Тренировочные задания анаэробно-алактатной направленности.- Для тренировочных заданий алактатной направленности характерно выполнение упражнений короткой продолжительности (в пределах 8—10 с) с максимальной интенсивностью. Упражнение выполняется серийно. Всего 2 — 3 серии. Проводить больше 3 серий нецелесообразно, так как незначительные запасы креатинфосфатных субстратов к четвертому повторению будут исчерпаны и упражнение будет выполняться за счет гликолитического механизма энергообеспечения. Интервал отдыха между повторениями — 2 мин. Всего в серии — 5 — 6 повторений. Интервал отдыха между сериями 6 — 8 мин. 1. Повторное пробегание коротких отрезков в максимальном темпе (18-60 м). 2. Разновидности «короткого» челночного бега (3 раза по 10 м). 3. Обводка пяти стоек и бросков в ворота (54 м). 4 Силовое единоборство 1 х 1 на ограниченной площадке. 5. Игры — хоккей, баскетбол, гандбол, регби — проводятся в режиме, обеспечивающем высокую степень их воздействия на алактатный механизм энергообеспечения. Пробегание игровых отрезков продолжительностью 10 —15 с выпол¬яется серийно, с предельной интенсивностью и силовыми проявлениями. В одной серии 5 — 6 повторений. Между повторениями отдых — 1,5 — 2 мин. Всего 3 серии, отдых между сериями — 6 — 8 мин. При этом происходят характерные для таких заданий физиологические сдвиги: ЧСС — 150—170 уд/мин, содержание молочной кислоты в крови — 40—100 мг%, потребление кислорода — 2 — 3 л/мин. После занятий целесообразно проводить восстанавливающие процедуры, способствующие быстрому синтезу и накоплению креатинфосфата, в том числе применение витамина В15 и увеличение в рационе продуктов с большим содержанием креатинфосфата.
Воспитание выносливости в процессе подготовки хоккеистов высокой квалификации Эффективность воспитания выносливости во многом определяется рациональным построением тренировочного процесса в микро-, мезо- и макроциклах. Очень важно соблюдать определенную последовательность выполнения упражнений различной направленности, обеспечивая их положительное взаимодействие (Н.И.Волков, 1975; М.А.Годик, 1980). Целесообразна такая последовательность: 1) сначала алактатные анаэробные упражнения (скоростные и скоростно-силовые), а затем анаэробные гликолитические (на скоростную выносливость); 2) сначала алактатные анаэробные, а затем аэробные упражнения (на общую выносливость); 3) сначала анаэробные гликолитические упражнения, а затем аэробные. Если последовательность упражнений будет обратной, то взаимодействие срочного тренировочного эффекта будет отрицательным и такое занятие принесет мало пользы. Аналогичной последовательности надо придерживаться и при построении тренировочного дня, если он включает два тренировочных занятия или более. При построении недельных микроциклов можно рекомендовать следующее распределение основных занятий: в первый день алактатной и затем аэробной направленности, во второй — алактатной и затем анаэробно-гликолитической, в третий аэробно-анаэробной, в четвертый — анаэробно-алактатной и затем аэробной, в пятый анаэробно-гликолитической и затем аэробной, в шестой — аэробной. При построении больших тренировочных циклов придерживаются обратной последовательности. Так, в начале сезона, на общеподготовительном этапе следует целенаправленно развивать аэробные способности, на специально-подготовительном аэробно-гликолитические. Затем на специально-подготовительном и предсоревновательном этапах — анаэробно-алактатные.