Проектная деятельность на уроках ИЗО. Учебно — творческий проект Чудо Гжели
«Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства».
Методическая разработка учебно – творческого проекта «Чудо Гжели».
Теоретический материал:
Уроки по программе Б.М. Неменского, по которой я работаю, позволяют дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, обогатить жизненный опыт детей.
Темы и задания уроков изобразительного искусства дают выбор возможностей проявления творческой инициативы детей и учителя.
Проектная деятельность учащихся органично включена в программу данного предмета, которая предполагает индивидуальную, групповую, коллективную творческую деятельность.
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми – носителями разных культур мирового сообщества.
Учебный проект – это, с точки зрения учащихся, возможность делать что – то интересное самостоятельно. Это деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат, который важен для самих учащихся.
С точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать навыки проектирования. Это задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная
деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы (цели) проекта.
Методическое представление:
Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися 5 классов учебной деятельности на уроках изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского во второй четверти под общей темой «Связь времен в народном искусстве».
Цель:
Формирование у учащихся навыков работы по созданию эскизов росписи гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели; развитие у учащихся творческого подхода при составлении коллажа.
Задачи:
Развивать эстетический вкус, наблюдательность, образно-творческое мышление.
Формировать навыки работы с художественными материалами.
Развивать интерес к предмету.
На этих уроках учащиеся получают сведения о Гжели и гжельской керамике, знакомятся с элементами гжельской росписи. В практической части уроков учащиеся составляют композицию из элементов гжельской росписи, используя технику живописи, создают проект-импровизацию по мотивам гжельской росписи на эскизах кувшинов, занимающих 1\4 часть ватмана. Над каждым проектом работает группа 5-6 человек, используя художественную технику коллаж.
Учебно-методическое обеспечение предусматривает: клей, ножницы, синяя и голубая цветная бумага, гуашь, кисти, фломастеры, трафареты цветов и листьев, эскизы кувшинов на 1/4 ватмана, компьютер, магнитная доска, репродукции, открытки, фотографии с изображением гжельской керамики, изделия гжельской керамики.
Методический паспорт учебного проекта.
Проект: «Чудо Гжели»
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
Время работы над проектом: 2 урока
Форма работы над проектом: урочно - внеурочная, индивидуально - коллективная работа в группах.
Тип проекта: творческий.
Развитие навыков:
Владение определенными знаниями по изобразительному искусству.
Умение работать с дополнительной литературой.
Развивать навыки самостоятельного принятия решения.
Умение использовать разные точки зрения на одну проблему.
Умение демонстрировать публично результаты своей деятельности.
Планируемый результат: каждая группа учащихся должна создать проект росписи кувшина в технике коллаж, т.е. используя наклеивание и рисование. Работа над проектом:
Исследовательский (подготовительный) этап.
В начале каждой четверти класс делится на 3-4 поисковые группы, выбираются руководители групп, которые ведут записи в отдельной тетради: где составляют список группы и фиксируют, кто какой материал нашёл в течение I,II,III недель.
Поисковые группы в начале II четверти получили следующие задания:
Найти материал о следующих народных промыслах:
группа № 1 – о Гжели;
группа № 2 – о Хохломе;
группа № 3 – о Жостове.
Оформить сообщение (презентацию), указать источник информации и автора.
Найти стихи, загадки, поговорки об этих промыслах и их изделиях.
Найти иллюстрации, фотографии, открытки с изображением изделий этих промыслов, а также изделия.
На уроках II четверти в начале каждого урока руководители групп делают короткий отчёт о проделанной поисковой работе: кто, какую работу проделал, какой материал удалось найти и где.
За неделю до урока члены группы решают, кто и о чём будет сообщать на уроке по данной теме. Учитывая, что рассказать надо интересно и во время рассказа необходимо демонстрировать иллюстрации, фотографии, рисунки гжельской керамики и изделия Гжели.
(Сообщение поисковых групп могут заслушиваться как на I уроке по данной теме с целью ознакомления с данным промыслом, так и на последующих уроках по данной теме с целью расширения знаний о данном промысле). Затем осуществляется анализ предстоящей деятельности и разрабатывается план выполнения проекта.
Технологический этап.
Оргмомент.
Установочная беседа по теме урока.
Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме "Гжель". На предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня вы подробнее узнаете о Гжели, вам предстоит создать эскиз росписи гжельской керамики, работая коллективно, используя технику коллаж. Отгадав кроссворд, мы с вами повторим материал о гжельской керамике, который изучили на предыдущем уроке.
По горизонтали:
Этот цвет используют в гжельской росписи (голубой).
Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).
Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель)
Именно они преобладают в росписи гжельской посуды (цветы).
Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках. (квасник)
Это вид художественной техники, в которой используются живопись и наклеивание различных материалов (коллаж).
По вертикали:
Он состоит из цветов (букет).
Это цвет гжельской керамики (белый).
Это основной цвет в росписи гжельской керамики (синий).
Это вид тонкой керамики (фарфор).
Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе (кумган)
1 5 К В А С Н И К Б 2 И 4 5 1 Г О Л У Б О Й Н Ф К 2 К Е Р А М И К А У 3 Г Ж Е Л Ь Й Р М 4 Ц В Е Т Ы Ф Г Й 6 К О Л Л А Ж
Р Н Отчет поисковой группы.
Мы заслушаем сообщения и рассмотрим материал, который подготовила поисковая группа № 1 о Гжели. Ребята, сейчас вы должны очень внимательно прослушать сообщения, подготовленные одноклассниками и затем дать ответы на вопросы:
"Что нового, интересного о Гжели и гжельской керамике вы узнали"?
Чьё сообщение было самым интересным, увлекательным и почему?
Физкультминутка
Самостоятельная практическая работа в группах по 5 — 6 человек.
(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции).
Каждая группа гжельских мастеров должна создать проект росписи кувшина в технике коллаж, т.е. используя наклеивание и рисование. Эскиз кувшина перед вами. А вот, как вы его распишите, и какую оценку получит группа будет зависеть от вашей совместной работы.
8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов.
Выберите старшего мастера, под руководством которого группа будет составлять эскиз росписи. Каждый помогает советом, но окончательное решение принимает мастер.
После того как всё наклеите, подумайте, что можно нарисовать кистью, фломастером, чтобы ваша композиция смотрелась более красивой и живой (спирально закручивающиеся травинки, усики, сетку и т.д.).
Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении коллективной работы?
а) аккуратность.
б) красочность
в) выразительность
г) композиция
Напоминаю правила техники безопасности: ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать.
Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу.
Заключительный этап.
Подготовленные и оформленные проекты защищаются. В ходе защиты учащиеся делают краткие выступления, отвечают на вопросы учителя и товарищей, делают самооценку проектов. Выполненный проект вначале оценивает старший мастер группы, а затем учитель и другие учащиеся.
Подведение итогов. Представление работ.
Каждый мастер оценивает работу группы. Отмечает, есть ли учащиеся, которым можно снизить оценку за пассивность.
а) Экспресс – выставка выполненных работ-проектов.
б) А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь в салоне – магазине. Здесь вы можете не только посмотреть, но и купить понравившуюся вам вещь. Есть желающие купить? Но, чтобы приобрести кувшин, надо ответить на вопросы (вопросы заранее записаны на обратной стороне доски). Кто даст самые полные ответы, тому и будет принадлежать покупка.
1). Почему тебе понравился этот сосуд?
2). Чем это изделие похоже на работы гжельских мастеров?
3). Как ты думаешь, с любовью мастера украшали своё изделие или нет?
4. Рефлексия.
Вопросы:
1.Что такое майолика?
2.Назовите элементы росписи Гжельских мастеров?
3.Какие цвета используют мастера для росписи своих изделий?
4.Из какого материала изготавливаются гжельские изделия?
5.Где еще в жизни находит практическое применение Гжель?
Заключение.
Современное образование направлено на всестороннее развитие личности ребенка, его творческие мышление и созидание. Педагог в разрешении этого запроса общества создает среду, которая мотивирует детей самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Проектная деятельность как один из вариантов комплексного разрешения этих задач прочно вошла в повседневную деятельность педагогов. Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» предполагает использование принципа – единство восприятия и созидания. Через любую деятельность: изображение, украшение или постройку мастер-художник выражает свое отношение к тем или иным явлениям жизни. Поэтому дети изначально учатся не только видеть конечный продукт, но и оценивать личностное выражение отношения к выполненному, влияние проекта на окружающую жизнь и себя. В проектной деятельности активно используются методы данной учебной программы:
метод привлечения во время урока личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;
метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;
метод коллективных и групповых работ;
метод оформления работами учеников интерьера школы, класса…
На уроках изобразительного искусства метод проектного обучения возможен практически по всем предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает мне преодолеть пассивность учащихся.
Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и работа в группах. Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2 уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Здесь необходима координация деятельности участников проектных групп, по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществления во внеклассной деятельности и дома.
Учащиеся на моих уроках реализуют свой творческий потенциал, выполняя творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика» (тема «Монументальная живопись»); «Гравюра» (тема «Графика»); «Барельеф», «Рельеф», «Лепка» (тема «Скульптура»), «Дымковская игрушка», «Роспись по дереву», «Гжельское чудо», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное прикладное искусство») и т.д. Возможные результаты проектной деятельности: альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, костюм, макет, плакат, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, фотоальбом, экскурсия.
Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей.
Литература:
Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. Москва «Просвещение» 1987
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Москва «Аркти», 2008
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.
Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. Воронеж, 2006
Сокольникова Н.М. Основы композиции 5 — 8 класс. Издательство «Титул» Обнинск, 2001
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс под рук. Неменского Б.М. Москва «Просвещение», 2007
http://ru.wikipedia.org