Проектная деятельность на уроках ИЗО


Проектная деятельность на уроках ИЗО.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Чем же привлёк меня метод проектов?
Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.
Во-вторых, метод проектов созвучен моим жизненным позициям:
*ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, что ему интересно;
*ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
В-третьих, иногда знания, полученные учащимися, остаются подчас теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;
В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой уровень развития.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» позволяет моим ученикам выполнять проекты различных временных характеристик: краткосрочных (один – два урока), длительных (в течение четверти) и форм: индивидуальных, групповых, коллективных.По своему виду проектные продукты на уроках ИЗО творческие и материальные (макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе компьютерные презентации).
Приведу некоторые примеры краткосрочных и длительных проектов:
2 класс.
Тема урока «Изображение и фантазия».
Проект «Фантастическое животное». Индивидуально учащиеся создают образ фантастического животного путем соединения отдельных частей различных животных. Дают ему имя, придумывают характер, повадки, защищают свой проект.
Тема урока «Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного».
      Проект «Сказки о борьбе теплого и холодного». Группы учащихся создают с помощью выразительных средств необходимое состояние в природе (вариант: группы учащихся определяют и создают с помощью набора геометрических фигур два замка: один для теплых красок, другой – холодных) и, придумав сказку, защищают свой проект.
Тема урока «Образ человека в скульптуре».
Проект «Сказка». Группы учащихся выбирают сказку, решают ,кто какого героя лепит.При помощи цвета пластилина, движения, мимики создают образ героя. Проигрывают сказку.

3 класс.
Тема урока «Твои игрушки придумал художник».
Проект «Моя любимая игрушка». Индивидуально учащиеся создают образ своей любимой игрушки. Составляют мини-рассказ (почему она любимая), защищают свой проект.
Тема урока «Ажурные ограды».
Проект «Стадион», «Парк», «Вокзал» и т.п. Тему проекта ученики выбирают сами. В группах (по 2 ученика) или индивидуально создают проект ажурной решетки, отразив при помощи использованных образов назначения, т.е. место расположения ограды. При защите проектов особое внимание уделяется выбору образов.
Тема урока «Художник в театре».
Проект «Театр на столе». Учащиеся сами решают индивидуальный или групповой проект будут выполнять. Выбирают сказку, разбивают на действия, изготавливают плоские и объемные декорации, пальчиковые куклы (персонажи). При защите проекта, проигрывают одно действие своей театральной постановки.

4 класс.
Тема четверти «Истоки родного искусства»
Проект «Народные праздники». Коллективный проект (панно). Вначале учащиеся индивидуально создают в технике коллажа (аппликации из бумаги, ткани, тесьмы и т.п.) отдельные изображения деревянного дома (избы, терема, церкви, мельницы, колодца) и женский (мужской) образ в русском праздничном костюме. Затем эти отдельные изображения группируются в единую композицию.

Тема урока «Древняя Эллада»
Проект «Древнегреческая ваза». Индивидуальный проект (древнегреческая ваза: амфора, пелика. лекиф и др.). Выбирают стиль росписи (морской, геометрический, красно или чернофигурный), сюжет росписи (бытовой или мифологический) для красно или чернофигурного стиля. Ученики выполняют эскиз вазы. Защищая свой проект, рассказывают о назначении данного сосуда.

5 класс.
Тема четверти «Связь времен в народном искусстве».
Проект «Народные художественные промыслы: Дымковская игрушка, Хохлома, Жостово, Городец». Групповой или индивидуальный проект (предмет одного народного промысла). Ученики выбирают один из народных художественных промыслов и выполняют имитацию (папье-маше, пластилин) характерного предмета (по форме, рисунку и цветовому строю).



Тема урока «Одежда говорит о человеке»
Проект «Костюм». Индивидуальный проект мужского и женского костюма. Ученики выбирают страну, век (эпоху), выполняют коллаж, используя ткань, цветную бумагу, фотографии (для лиц), ленты, бисер, перья и любые другие материалы. Защищая свой проект, рассказывают об особенностях костюма.

Тема четверти «Декоративное искусство в современном мире».
Проект «Ты сам мастер». Групповой или индивидуальный проект (предмет декоративного искусства). Ученики выбирают любой народный промысел или любой вид декоративного искусства (витраж, гобелен, лоскутная аппликация, декоративные вазы и т.д.). Создают презентацию по выбранной теме (цель проекта, история выбранного вида декоративного искусства, фотографии этапов своей работы, итог). Выполняют эскиз и саму работу в выбранном материале (имитация).

7 класс.
Тема «Реальность жизни и художественный образ».
Проект «Искусство иллюстрации. Слово и изображение». Индивидуальный проект (макет книги). Ученики выбирают небольшое художественное произведение (рассказ, стихотворение). При создании макета учитывают структуру и назначение каждого элемента книги (суперобложка, обложка, форзац, титул, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрация, шрифт).
8 класс.
Тема «Ты – архитектор!».
Проект «Реконструкция центра ст. Павловской». Групповой проект (класс). Учащиеся создают макет реконструкции центральной площади своего населенного пункта с прилегающими зданиями.

Разрабатывая тот или иной проект, дети имеют возможность выбрать тему проекта, организационную форму. На протяжении всех занятий выступаю в роли консультанта и помощника, но не эксперта. Нацеливаю детей на проектную деятельность, сообщаю цели и методы работы над ними. Особое внимание уделяю защите проекта, помогаю ученикам произвести самооценку проекта. Ребята могут использовать различные техники исполнения и различный материал, чтобы выразить свою эмоциональную направленность. В результате у детей развивается способность воспринимать оттенки чувств и умение выражать эти чувства в практической работе.
У учащихся формируются коммуникативные навыки:
деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей;
умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.
Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность учащихся. Все проекты, создаваемые детьми, являются их маленькими победами в учебном процессе. Ребята активно вовлекаются в этот интересный процесс, начиная с эскиза и заканчивая итоговым результатом. Им нравится защищать свои проекты, т. к. в них были вложены идеи, задумки и творческий потенциал. Я считаю, что в итоге применения метода проектов у школьников возрастает интерес к предмету, развиваются познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, а также развивается творческое мышление и речь.