Статья на тему Проектная деятельность учащихся на уроках предмета Искусство (Музыка и ИЗО)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Вахитовского раойна г.Казани








ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
«Проектная деятельность учащихся на уроках предмета «Искусство (Музыка и ИЗО)»








Работа выполнена:
Гайнуллиной Г.П.- учителем музыки МБОУ «СОШ №1» г.Казань

Казань, 2013г.


Содержание:
1Введение
1.1 Обоснование актуальности проекта
1.2 История возникновения и развития метода учебных проектов
2. Что такое учебный проект?
2.1 Типология проектов и их содержание
2.2 Требования, предъявляемые к организации проекта
2.3 Структура проекта
2.4 Этапы работы над проектом и трудности при проектировании
2.5План работы над проектом учителя и учащихся
3. Проектная деятельность в художественном образовании школьников
4.Заключение











«Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и научусь»
(Китайская пословица)

Цель работы: Использование проектной технологии для повышения качества и уровня мотивации у учащихся на уроках Искусства (Музыка и ИЗО).

Задачи проекта.
Исследование состояние проблемы обучения проектной деятельности в теории и практике общеобразовательной школы.
Раскрытие возможностей и особенностей использования проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и музыки.
Рассмотрение применения проектной технологии на уроках изобразительного искусства и музыки.
Введение
Обоснование актуальности проекта
В современном мире школьник все чаще сталкивается с такими проблемами как необходимость быстро добыть нужную информацию, эффективно воспользовавшись информационными ресурсами, принимать участие в групповой работе, презентация результатов проделанной работы и рефлексия на эту тему. Но для решения этих задач, с которыми ученик будет часто встречаться в своей дальнейшей жизни, требуются особые навыки, которые можно освоить с помощью проектной деятельности.
В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
В Концепции модернизации общего образования написано: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Отличительной особенностью стандартов второго поколения является их личностная ориентация, т.е. особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика ЧЕЛОВЕКА Выполняя творческие проекты, основанные на личностно-ориентированной технологии, учащиеся лучше и быстрее овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии.
Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
В основе метода проектов как личностно-ориентированной педагогической технологии лежит признание уникальной сущности каждого ученика и его индивидуальности. Роль учителя в этом случае заключается в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой ученик опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию.
Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; анализировать результаты деятельности и др.
Практическая значимость метода, его роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:
Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
История возникновения и развития метода учебных проектов
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952)
Концептуальные положения теории Джона Дьюи
Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения
Условия успешности обучения по Дьюи
проблематизация учебного материала;
активность ребенка;
связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;
сталкивает противоречия в практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает рассмотреть явление с различных точек позиций;
побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;
ставит конкретные вопросы;
ставит проблемные задачи
Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями американскими педагогами Е. Пархерст и В. Кильпатриком.
«Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века.

Они хорошо были известны С.Т. Шацкому, А.С. Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.
В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы, которые были построены на основе комплексов-проектов.
Постановлением ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в отечественной педагогике он не практиковался.
И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.

Что такое учебный проект?
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта». Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности».
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных; проектирование по составу участников: индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:
- исследовательские по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем;
- творческие не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет зеты);
- информационные сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки;
- социально значимые с самого начала чётко обозначается результат дея­тельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют рас­пределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы;
- особое место среди социально значимых учебных проектов занимают теле­коммуникационные (информационные) проекты. Они стали возможны с появ­лением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом.
Учебный проект с точки зрения учащегося это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учителю же учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся.
Учебный проект с точки зрения учителя это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
От учителя требуется:
умение отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
переориентация учебно-воспитательной работы по предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной работы исследовательского, поискового, творческого плана. В этом случае педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распределителя, играет роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, с другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта. То есть речь идет о развивающем обучении, которое предусматривает наличие у педагога таких профессиональных качеств, как:
владение искусством коммуникации, умение организовывать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
владение информационной грамотностью (ориентация в печатных источниках информации, аудиовизуальная культура, владение компьютерными технологиями);
владение методикой интеграции знаний из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
От учащихся требуется:
знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов решения);
владение компьютерной грамотностью для проведения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с аудиовизуальной и мультимедиа техникой (по необходимости);
владение коммуникативными навыками;
умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Учебный проект
Проблема проекта
«Почему?»
(это важно для меня лично)
Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта
«Зачем?»
(мы делаем этот проект)
Целеполагание

Задачи проекта
«Что?»
(для этого мы делаем
Постановка задач

Методы и способы
«Как?»
(как мы это можем делать)
Выбор способов и методов, планирование

Результат
«Что получится?»
(как решение проблемы)
Ожидаемый результат

С помощью учебного проекта мы создаем условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Такая деятельность всегда эффективна, если начинается с побудительных мотивов. А значит, в учебном проекте нужна не просто какая-нибудь проблема, а такая, которая, с точки зрения ученика, актуальна, а ее решение имеет общественную и практическую значимость.
К организации проекта предъявляются следующие требования:
1. Инициатива учащегося при разработке проекта.
2. Значимость проекта для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
3. Исследовательский характер работы (т.е. моделирование работы в лаборатории, мастерской или др.).
4. Педагогическая значимость проекта (т.е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия).
5. Предварительное планирование, конструирование проекта, но в то же время гибкость и возможность изменения в ходе выполнения.
6. Реалистичность проекта, ориентирование на имеющиеся у школы и родителей ресурсы.
7. Личностное отношение участников к поставленной в проекте проблеме.
Тем не менее, проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. Только совместная проектная деятельность учителя и ученика может привести к реально разворачиваемому образовательному проекту.
Исходя из продиктованных условий и сложившегося опыта, становится возможным выстроить некую структуру проекта.
Структура проекта
- название проекта;
- цитата, лозунг или иная форма представления проекта;
- общая характеристика проекта;
- идея проекта;
- цели и задачи проекта;
- участники проекта;
- условия регистрации в проекте;
- сроки реализации проекта;
- этапы проведения проекта;
- условия участия в проекте (организационные, технические, другие);
- особенности проведения проекта, виды деятельности участников;
- формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами;
- критерии оценки работ отдельных участников всего проекта;
- диагностическая и оценочная группа;
- результаты проекта, их оценка. Призы и награды;
- возможное продолжение и развитие проекта;
- авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.
Этапы работы над проектом
Этап
Содержание
Роль
учителя

Подготовительный
Интрига, экскурсия, разнообразие художественной наглядности, обсуждение идеи.
Побуждение на удачу.

Замысливание
Определение основной идеи проекта и авторской позиции; выбор содержании я и формы художественной подачи материала.
Создание ситуации доверия и поддержки.

Воплощение
Соблюдение законов цветоведения, стилевого единства, композиционного построения, жанрового воплощения.

Консультирование.

Презентация
Убедительность и аргументированность в реализации авторского замысла; вдохновенность и артистизм, умение показать свою индивидуальность.
Рекомендации по выбору формы преподнесения продукта деятельности, эмоциональная поддержка.

Рефлексия
Рефлексивное осмысление себя творцом и понимание своеобразия и уникальности окружающих людей.
Анализ результатов.

План работы над проектом учителя и учащихся .  Предварительная подготовка учителя.
1 .Определить тему проекта.
2. Продумать ключевые понятия темы.
3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
4. Представить возможные итоговые работы.
5 .Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
Первый этап (проектировочный)
1 . Сообщается изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме.
2 . Учитель уточняет или задает наводящие вопросы, обращает перечень вопросов, сформулировав несколько тем.
3 . Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
4 .Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
5. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это сайт, презентация, публикация- обговорить структуру, если реальная модель, как она может быть представлена( рис, описание модели, макет)
6 . Предлагается объединиться по творческим группам, составить перечень вопросов по теме. Определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.
Второй этап (практический)
1. Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.
2. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
3 . Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии.
Заключительный этап.
1. Еще раз обговаривается критерии оценки итоговой работы.
2. Оглашается последовательность выступления групп.
3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.
Заключение
Плюсы проектной деятельности
навыки самообразования и самоконтроля;
моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
навыки групповой деятельности;
индивидуальный подход;
интерес к познавательной деятельности
Выполняя проектную работу учащиеся становятся внимательнее и ответственнее относиться к усвоению нового материала, выполнению заданий, научились адекватно и критически оценивать свои творческие работы. Подростки начинают принимать активное участие в предметных неделях (выставках) и различных конкурсах.
ЛИТЕРАТУРА
1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. – с.10.
2 Методика организации проектной деятельности школьников. knowledge.allbest.ru
3 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. / М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
4 Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как... bg-prestige.narod.ruproekt/
5 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. / М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
















13PAGE \* MERGEFORMAT14115








15