Научно — исследовательская работа Алещанова Максима Вакцинация как один из способов иммунизации населения


Управление образования города Дзержинска Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1»
Научно-практическая конференция «Старт в науку»
Секция «Основы безопасности жизнедеятельности»
Вакцинация – один из способов
иммунизации населения
Работу выполнил ученик 9 «А» класса
Алещанов Максим Витальевич

Научный руководитель:
Васильева Наталья Романовна
Дзержинск
-2016-
Содержание
I. Введение……………………………………………… …………………………3
II. Основная часть………………………………………………………………….4-17
1. Обзор литературы……………………………………..……… ………………..4-11
2. Методика исследований………………………………...………………………12
3. Результаты и их обсуждение…………………………………. …………….....13-17
III. Выводы ………………………………………………………………………...18-19
Список литературы……………………………………….…..................................20
Приложение………………………………………………………………………...21-33
Введение
Предмет нашего изучения: вакцинация и её значение для сохранения здоровья.
Актуальность выбранной темы.
Во всем мире с 24 по 30 апреля традиционно проходит неделя иммунизации. Проводится она и в нашей школе. Медики убеждают население в необходимости профилактики с помощью прививок. Оказывается, находятся те, кто сомневается в их пользе. В связи с этим мы заинтересовались эффективностью проводимой вакцинации, уровнем информированности учащихся и родителей и их отношением к иммунизации.
Цель нашего исследования: изучить уровень информированности учащихся и их родителей об инфекциях, преимуществах и безопасности вакцинации, выявить связь между уровнем информированности, вакцинацией и заболеваемостью.
Гипотеза: низкий уровень информированности учащихся и родителей о необходимости вакцинации и отказ от прививок приводит к росту заболеваемости учащихся школы гриппом и ОРВИ.
Задачи:
1. Изучить литературу и тематику школьных предметов «Биология», «Экология», «ОБЖ» по данному вопросу.
2. Провести тестирование среди учащихся 8-11 классов и их родителей.
3. Ознакомиться с данными медицинских работников школы.
4. Выявить связь между уровнем информированности, вакцинацией и заболеваемостью.
5. Разработать внеклассные мероприятия для просвещения учащихся и их родителей в вопросах иммунизации.
II. Основная часть
Обзор литературы
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) из 130 млн. детей, ежегодно рождающихся на земном шаре, примерно 12 млн. умирают в возрасте до 14 лет, причем 9 млн. из них – от инфекционных заболеваний. Всего же из 51 млн. человек ежегодно умирающих в мире у одной трети (около 16 млн.) причиной смерти являются инфекционные болезни. В РФ ежегодно регистрируется 30-50 млн. случаев инфекционных заболеваний. В структуре общей заболеваемости они составляют более одной трети, а среди детей до 14 лет – более половины всех случаев заболеваний. В настоящее время одним из ведущих методов профилактики инфекционных заболеваний является вакцинация. Активный поствакцинальный иммунитет сохраняется в течение 5-10 лет у привитых против кори, дифтерии, столбняка, полиомиелита, или в течение нескольких месяцев у привитых против гриппа, брюшного тифа. Однако при своевременных повторных прививках он может сохраняться всю жизнь.
Не секрет, что общество по-разному относится к введению иммунобиологических препаратов. До настоящего времени есть представители, в том числе среди медицинских работников, кто считает прививки опасными. Но с уверенностью можно сказать, что эти люди не видели тяжести заболеваний, которые сегодня можно предупредить. Ведь если бы не вакцина, то человечество до сих пор умирало бы от страшного, особо опасного заболевания - натуральной оспы.
Снижение иммунной прослойки среди населения к вакциноконтролируемым инфекциям приводит к вспышкам заболеваемости. Так было и в отношении дифтерии в 90-х годах прошлого столетия, и полиомиелита, и кори, которые мы наблюдаем сейчас.
Кто хотя бы раз видел, как протекает токсическая форма гриппа, как умирает пациент от крупа при дифтерии, не имея возможности вздохнуть, каковы последствия клещевого энцефалита, тем не нужно доказывать необходимость.
Чтобы оценить важность и необходимость вакцинации приведем ниже примеры.
Если ребенка не прививать, то он:
обязательно переболеет корью и будет подвергаться риску умереть от нее и гораздо большему – перенести тяжелое осложнение, вплоть до поражения центральной нервной системы в виде энцефалита;
будет мучительно кашлять в течение 1-2 месяцев при заболевании коклюшем и, не исключено, перенесет коклюшный энцефалит;
может заболеть дифтерией (вероятность 10-20%), от которой умирает каждый десятый;
рискует умереть или остаться на всю жизнь калекой после перенесенного полиомиелита;
не будет защищен от туберкулеза;
перенесет эпидемический паротит (свинку) и если это мальчик, то есть перспектива стать бесплодным;
может заразиться краснухой, которая при относительно легком течении у детей, в подростковом и более старшем возрасте может вызвать поражение суставов, а у беременных женщин - стать причиной внутриутробного поражения плода;
может заразиться гепатитом В с высокой вероятностью развития в последующем хронического гепатита, цирроза или рака печени;
будет вынужден при каждой травме получать противостолбнячную сыворотку, что чревато развитием анафилактического шока или других анафилактических реакций.
Каждый хочет быть здоровым, ведь здоровье - это главная ценность и важнейшая потребность человека. Оно определяет способность человека к труду, решению основных жизненных задач, является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Крепкое здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Что же такое здоровье? Всемирная организация здравоохранения дает нам следующее определение здоровья: «Здоровье – состояние духовного, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.»
Здоровым можно назвать человека со стойким иммунитетом. Иммунитет и здоровье - это взаимосвязанные понятия. Каждый из нас прекрасно понимает, что иммунная система служит своеобразной защитой организма от микробов и различных вирусов.
Иммунитет (лат. immunitas - освобождение, избавление от чего-либо) - это способность иммунной системы избавлять организм от генетически чужеродных объектов (вирусов, бактерий, простейших, грибков).
Иммунитет – явление непостоянное и может меняться в течение жизни. На него оказывают влияние разные факторы:
физические и умственные нагрузки;
стрессы;
экологически неблагоприятные условия;
неправильное питание;
возрастные изменения и др.
Чтобы организм мог противостоять инфекциям, он должен обладать устойчивым иммунитетом. Задачей каждого из нас является его укрепление, что достигается закаливанием, занятиями физической культурой и спортом, соблюдением гигиенических правил, правильным питанием, применением витаминных комплексов и др.
Виды иммунитета

Методом создания активного иммунитета против инфекционных болезней является вакцинация.
Под термином «вакцинация» подразумевается введение в организм антигена, в ответ на который иммунная система обучается вырабатывать защитные вещества, называемые антителами, а также, что гораздо важнее и интереснее, клетки памяти. Если эти клетки встречаются с «диким» возбудителем (так называют природных, не вакцинных возбудителей, способных вызвать заболевание), они узнают его и уничтожают. Антиген – это белковая или белково-углеводная структура с поверхности микроорганизма, которая является его своеобразным «паспортом». Именно по этому паспорту иммунная система узнает микроорганизм.
Препараты вакцин получают из бактерий, вирусов и других микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности. Эти вакцины применяют для активной иммунизации людей и животных с целью специфической профилактики и лечения инфекционных болезней.
Что же такое инфекция и как люди заболевают?
Инфекция - это внедрение возбудителей болезни в организм человека, сопровождающееся комплексом реактивных процессов. После проникновения микробов организм начинает «защищаться» - вырабатывает антитела, активно «борющиеся» с болезнетворными микроорганизмами. После перенесения инфекции в организме остаются антитела, т.е. вырабатывается иммунитет. Если возбудители той же болезни снова попадают в организм, антитела их обезвреживают. У человека, перенесшего определенную инфекционную болезнь, вырабатывается к ней иммунитет, т.е. происходит его естественная «вакцинация». После перенесения некоторых болезней вырабатывается пожизненный иммунитет.
Методы иммунизации
Орально (живая полиомиелитная вакцина)
Подкожно (коревая, краснушная, паротитная)
Внутримышечно (АКДС, АДС, АДС-М, ГЕПАТИТ В и др.).
Внутрикожно или накожно (туляремийная, р-манту, БЦЖ, БЦЖ-М)
В последнее время в стране регулярно появляются публикации и передачи в средствах массовой информации, акцентирующие внимание на негативных эффектах прививок, причем не всегда доброкачественные в подборе материала.
Негативную позицию в отношении прививок почти всегда занимают люди, не имеющие профессионального медицинского образования, а чтобы родителям принять правильное решение о вакцинации, понять ее необходимость, нужно знать всю информацию о прививках, ее плюсы и минусы. Этими знаниями обладает только квалифицированный врач.
Социальный вред антипрививочной пропаганды велик. Повышается число отказов по немедицинским показаниям, падает охват прививками и повышается частота заболеваний корью, коклюшем, дифтерией, полиомиелитом и другими управляемыми инфекциями.
Один из лозунгов антипрививочной пропаганды: «Вакцинация – причина неизлечимых болезней», давно уже опровергнут временем. По данным ВОЗ, во всем мире более 12 миллионов детей умирают ежегодно в возрасте до 5 лет. По меньшей мере 2/3 этих смертей вызваны болезнями, которые могут быть предотвращены с помощью используемых сегодня вакцин. Например, самая частая причина гибели детей на Африканском континенте - корь - происходит из-за недостатка вакцин. Ни одной медицинской науке человечество не обязано спасением стольких жизней, как вакцинологии, изучающей разработку и применение препаратов для профилактики заразных болезней. Иммунизация ежегодно спасает миллионы жизней, и этот успех следует закрепить.
Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», предоставляет право гражданам отказаться от прививок (в том числе их детей), при этом они должны дать письменную расписку. Но и общество имеет право защитить себя от последствий действия таких лиц, так что Закон предусматривает, например, недопущение к некоторым видам работ не привитых граждан, а также недопущение не привитого ребенка в детский сад, учебное или санаторное учреждение при возникновении особой эпидемиологической ситуации. Перед тем как отказаться от проведения прививок своему ребенку, родители должны осознать, что этим они нарушают право ребенка на здоровье, а в некоторых случаях и на жизнь.
Ежегодно около трех миллионов детских жизней спасает иммунизация, но еще три миллиона детей погибает в мире от инфекций, которые могли быть предупреждены вакцинацией.
Каждый год в нашей стране, как и во всём мире, возникает вспышка заболеваемости гриппом и ОРВИ. Ситуация меняется стремительно. Эпидемический порог гриппа превышен в 47 регионах.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщила, что в России за время нынешней эпидемии гриппа умерли 107 человек. По ее данным, это в шесть раз меньше, чем во время эпидемии 2009 года. Она подчеркнула, что «все до единого» умершие не были привиты от гриппа. В большинстве случаев больные поздно обращались за медицинской помощью (на 3-7 день от начала заболевания) и имели хронические соматические заболевания (сахарный диабет, ожирение, сердечно - сосудистая патология, бронхиальная астма и др.). Большинство были больны свиным гриппом. В регионах доля свиного гриппа составляет от 75% до 95%, а остальные два штамма существенно легче, и их заразность в два раза ниже, чем у свиного гриппа. Впервые в России в этом году от гриппа привита треть населения - 45 млн человек, причем вакцинами действенными для распространенной сейчас разновидности гриппа. Нынешняя эпидемия «средней интенсивности». По ее словам, в группу риска прежде всего попадают дети до двух лет, беременные женщины и взрослые, страдающие хроническими заболеваниями, а также поздно обратившиеся ко врачу. Как отмечают в Роспотребнадзоре, предотвратить заражение гриппом можно, если ограничить посещение людных мест, в том числе поездок в общественном транспорте, чаще проветривать помещения, использовать защитные маски. Завершения эпидемии медики ожидают в феврале.
В Нижегородской области и г. Нижнем Новгороде осенью 2015 года было привито 29% населения. На 26 января заболеваемость гриппом и ОРВИ в Нижегородской области достигла эпидемического уровня. Превышение эпидемических порогов отмечается среди всех возрастных групп населения. Зафиксировано 177 лабораторно-подтвержденных случаев заболевания свиным гриппом.
В Нижнем Новгороде и в области по причине высокой заболеваемости ОРВИ и гриппом продолжают закрываться школы и детские сады, лечебные учреждения. Вышел приказ о закрытии всех организаций дополнительного образования, в том числе спортивных секций. 
Почему у нас столько больных, если 45 миллиона привиты от гриппа?
Большинство людей валит все же не грипп, а обычная простуда или острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Как поясняет один из ведущих исследователей гриппа ученый-биолог Георгий Базыкин, вакцина от гриппа при ОРВИ бесполезна (это другие семейства вирусов):
- На практике часто возникает путаница - человек сделал прививку от гриппа, заболел ОРВИ, которая по симптомам похожа, и думает, что вакцина не помогла (Приложение №1).
Но существует и другое мнение. В специальных исследованиях, посвященных оценке профилактической эффективности иммунизации против гриппа, было показано, что вакцинация приводит к снижению заболеваемости не только гриппом, но и другими ОРВИ, в случае болезни привитых заболевание протекает в легкой форме, без осложнений; проиллюстрирована важная роль создания иммунной прослойки для обеспечения противоэпидемической эффективности. Оценка противоэпидемической эффективности вакцинопрофилактики среди школьников девяти школ г. Подольска Московской области показала, что вакцинация снижает заболеваемость гриппом привитых в 4,7 раза по сравнению с непривитыми, другими ОРВИ - в 1,4 раза; также было показано, что в школах с высоким охватом прививками (> 60% учащихся) общий уровень заболеваемости ОРВИ (число случаев на 1000 человек) был на 40% ниже по сравнению со школами с охватом прививками < 60% .
В исследовании, посвященном оценке профилактической эффективности вакцинации школьников г. Санкт-Петербурга, анализ тяжести течения заболевания среди привитых и непривитых выявил, что частота случаев средней тяжести болезни у привитых была в 2,5 раза ниже по сравнению с непривитыми. Особо отмечалось, что иммунизация против гриппа способствовала уменьшению в 2,5 раза числа вторичных осложнений ОРЗ по сравнению с непривитыми.
Таким образом, отечественный опыт вакцинопрофилактики согласуется с данными зарубежных авторов - своевременные корректные мероприятия по иммунизации позволяют существенно ограничивать эпидемический процесс, способствуют улучшению качества жизни населения и обеспечивают существенный экономический эффект.

Методика исследования
Для изучения исследуемой проблемы мы использовали литературные источники (Список литературы с.20)
Изучение тематики уроков по данному вопросу проводилось на основе рабочих программ по предметам «Биология», «Экология», «ОБЖ».
С целью получения сведений об информированности учащихся 8-11 классов и их родителей о вакцинации и выявления отношения к ней мы провели тестирование. (Приложение №3,4)
Данные медицинских работников школы мы использовали для выявления связи между вакцинацией и заболеваемостью учащихся гриппом.
Полученные результаты были оформлены в виде таблиц и диаграмм.
Для проведения Европейской недели иммунизации разработаны внеклассные мероприятия для просвещения учащихся и их родителей по вопросам вакцинации.
Результаты и их обсуждение
Изучение литературных источников по исследуемой проблеме позволило выявить зависимость здоровья человека от иммунитета, значение вакцинации, взаимосвязь её с заболеваемостью людей.
Изучив рабочие программы по биологии, экологии и ОБЖ мы выяснили, что в рамках этих предметов учащиеся получают достаточный объём информации о здоровье человека, факторах, на него влияющих, путях сохранения и укрепления здоровья. (Приложение №2)
Для получения сведений об информированности учащихся 8-11 классов и их родителей о вакцинации и выявления отношения к ней мы провели тестирование.
Результаты теста «Иммунопрофилактика» среди учащихся оказались следующими:
Из 80 анкетированных:
знают термины: «прививка» – 80 человек, «вакцина» – 75 человек, «иммунитет» –77 человек, «иммунизация» – 73 человека, «инфекция» - 77 человек.
Делали прививку
от гриппа Не делали прививку
от гриппа
Болели 11 человек (21%) 17 человек (63%)
Не болели 42 человека (79%) 10 человек (37%)
Таким образом, из тестирования учащихся мы выявили, что информированность учащихся в вопросах вакцинации довольно высокая. На эффективность прививок от гриппа указывает меньший процент переболевших ОРВИ детей из числа привитых по сравнению с непривитыми.
Тестирование родителей (43 человека) показало, что:
1. Считают себя информированными в вопросах профилактики гриппа - 77%
2. Выбирают прививку как меру для профилактики гриппа - 42%
3. Считают прививку от гриппа эффективным средством предотвращения болезни - 46%
4. Считают вакцинацию от гриппа детей обязательной (вне зависимости от желания родителей) - 21%, по желанию родителей - 79%
5. Делают прививку от гриппа - 36%
6. 35% считают, что нужно вакцинироваться от гриппа ежегодно в начале осени
7. Основной причиной отказа от вакцинации против гриппа является боязнь тяжелых осложнений (26%), убеждены в неэффективности (0,9%), мало известно о вакцинации (0,6%), имеют аллергию на куриный белок (0,4%)
8. У большинства респондентов отсутствует негативное отношение к вакцинации (51%). У 19% негативное отношение сложилось из личного опыта.
9. Наиболее популярным способом предоставления информации о вакцинации и профилактике гриппа считают передачи на радио и телевидении (49%)
Несмотря на то, что большинство родителей считают себя информированными в вопросах профилактики гриппа, мы выявили «средний уровень» их представлений о вакцинации.
1. 23% родителей считают себя недостаточно информированными в вопросах вакцинации.
Поэтому необходимо вести разъяснительную работу.
2. 26% родителей отказываются от вакцинации против гриппа из-за боязни тяжелых осложнений.
Осложнениями прививки от гриппа считают сильную реакцию на вакцину. В первую очередь к осложнениям относят тяжелые аллергические реакции, в том числе анафилактический шок, крапивницу, сильный зуд и высыпания. Также возможно снижение количества тромбоцитов в крови на недолгий период времени, невралгия, судороги или нарушения чувствительности (по типу "бегания мурашек"). Крайне редко могут развиваться осложнения со стороны сосудов (васкулиты) и нервной системы – энцефаломиелит, невриты, синдром Гийена-Барре. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, за истекший период с 2009 года было введено 45 миллионов доз вакцин против гриппа. На эти 45 миллионов доз было зарегистрировано 25 случаев развития тяжелых осложнений со стороны нервной системы и 23 смерти. Таким образом, осложнения вакцины от гриппа являются действительно очень редким явлением.
Чтобы избежать осложнений, перед ведением прививки необходимо употреблять витаминные комплексы для повышения иммунитета, обследовать ребёнка у врача, максимально сократить время пребывания в поликлинике (чтобы избежать заражения от больных людей). Лучше всего занять очередь и пойти погулять на улице недалеко от поликлиники. После прививки избегать мест массового скопления людей.
3. Часть родителей убеждена в неэффективности вакцин, другая не знает о существовании вакцин от гриппа, не содержащих куриный белок.
Эффективность вакцинации от гриппа оценивается не только по невосприимчивости к инфекции, но и по тяжести симптомов заболевания, длительности патологического процесса и количеству осложнений. Именно совокупность данных показателей и позволяет считать вакцинацию от гриппа весьма эффективной мерой, которая снижает заболеваемость, тяжесть течения инфекции и осложнений, а также уменьшает частоту смертельных исходов. Поэтому Всемирная организация здравоохранения рекомендует применять прививку от гриппа, чтобы минимизировать возможные риски, связанные с данным инфекционным заболеванием.
4. О невысоком уровне информированности говорит негативное отношение к прививке от гриппа 19 % опрошенных, привитость 36% родителей.
5. По результатам теста наиболее популярным способом предоставления информации о вакцинации и профилактике гриппа опрошенные считают передачи на радио и телевидении (49%).
Следовательно, особая роль в пропаганде иммунизации отводится СМИ.
Результаты тестирования родителей показали необходимость продолжить работу с данной категорией по разъяснению преимуществ и безопасности вакцинации.
Для выявления связи между вакцинацией и заболеваемостью учащихся гриппом мы использовали данные медицинских работников школы. Нами был выявлен процент учащихся школы, привитых от гриппа, за последние 4 года:
в 2012-2013 уч.г. из 448 учащихся вакцинировано 245 человек;
в 2013-2014 уч.г. из 434 человек привито 187;
в 2014-2015 уч.г. из 402 привито 190 учащихся;
в 2015-2016 уч.г. из 394 детей вакцинировано 218.


В этом учебном году отмечен самый высокий процент привитых от гриппа детей (55%). Следует отметить, что заболеваемость учащихся школы гриппом и ОРВИ в этом году не достигла эпидемического порога. Это говорит об эффективности вакцинации. Подтверждением эффективности вакцинации является и тот факт, что полная вакцинация учащихся нашей школы от гепатита А в 2006-2007 годах привела к отсутствию больных этим заболеванием до настоящего времени (до вакцинации наблюдались единичные случаи заболевания гепатитом А).
Таким образом, мы установили взаимосвязь между вакцинацией и заболеваемостью.
Ежегодно наша школа принимает активное участие в Европейской неделе иммунизации. Деева Александра, ученица 5б класса, стала призёром городского творческого конкурса в рамках Недели 2015 года в номинации «Слоганы и речёвки о прививках», а Сотникова Дарья, ученица 5б класса, - в номинации «Плакаты о прививках».
В 2015 году мы разработали и провели внеклассные мероприятия для просвещения учащихся и их родителей в вопросах вакцинации. (Приложение №5)
В 2016 году наша школа снова примет участие в Неделе иммунизации. Для неё нами разработаны следующие внеурочные мероприятия:
№ Мероприятия Участники
1 «Прививки – наши друзья!» (Приложение №6) Учащиеся 1-4 классов
2 Конкурс рисунков «Нам болезни не страшны!» Учащиеся 1-4 классов
3 Демонстрация презентации родителям «Иммунизация как средство сохранения здоровья детей и взрослых» Родители учащихся
4 Ознакомление учащихся с исследовательской работой «Вакцинация - один из способов иммунизации населения» Учащиеся 8-11 классов
5 Книжная выставка «Береги своё здоровье» Учащиеся 1-11 классов, школьный библиотекарь
6 Викторина «Стоп! Инфекция!» Учащиеся 5-6 классов, классные руководители
7 Конкурс агитбригад «Если хочешь быть здоров» Учащиеся 7-9 классов
Мы считаем, что данные мероприятия повышают уровень информированности о вакцинации у учащихся, родителей, педагогов, формируют убеждённость в её необходимости и безопасности, тем самым снижая уровень заболеваемостью ОРВИ и гриппом и другими инфекционными болезнями.
III. Выводы
Мы решили поставленные задачи:
1. Изучили литературу и тематику школьных предметов «Биология», «Экология», «ОБЖ» по данному вопросу.
2. Провели тестирование среди учащихся 8-11 классов и их родителей.
3. Ознакомились с данными медицинских работников школы.
4. Выявили связь между уровнем информированности, вакцинацией и заболеваемостью.
5. Разработали внеклассные мероприятия для просвещения учащихся и их родителей в вопросах иммунизации.
Используя разнообразные методики при выполнении данной работы, мы выявили:
довольно высокий уровень информированности учащихся о вакцинации достигнут благодаря преподаваемым школьным предметам ОБЖ, биологии, экологии, а также мероприятиям, проводимым ежегодно в рамках Европейской недели иммунизации;
о среднем уровне информированности родителей учащихся об инфекциях, преимуществах и безопасности вакцинации говорят следующие результаты тестирования:
- 23% родителей считают себя недостаточно информированными;
- 26% родителей отказываются от вакцинации против гриппа из-за боязни тяжелых осложнений;
- часть родителей убеждена в неэффективности вакцин, другая не знает о существовании вакцин от гриппа, не содержащих куриный белок;
- негативное отношение к прививке у 19 % опрошенных, привиты 36% родителей;
- не привитыми от гриппа в этом учебном году осталось 45% школьников.
Следовательно, необходимо и в дальнейшем информировать родителей о необходимости вакцинации (в том числе и через СМИ);
на эффективность прививок от гриппа указывает меньший процент переболевших ОРВИ детей из числа привитых (21%) по сравнению с непривитыми (63%), а также тот факт, что заболеваемость учащихся школы гриппом и ОРВИ в этом году (на момент выполнения данной работы) не достигла эпидемического порога.
Таким образом, цель нашей работы - изучить уровень информированности учащихся и их родителей об инфекциях, преимуществах и безопасности вакцинации, выявить связь между уровнем информированности, вакцинацией и заболеваемостью, наметить пути повышения уровня информированности - достигнута.
Наша гипотеза - низкий уровень информированности учащихся и родителей о необходимости вакцинации и отказ от прививок приводит к росту заболеваемости учащихся школы гриппом и ОРВИ - частично подтвердилась.
Результаты данной работы мы используем при проведении Европейской недели иммунизации в 2016 году.
Список литературы
Завадский И. Б. Прививки для детей и взрослых. "За" и "против": Изд. Вектор, 2010
Коток А. Прививки в вопросах и ответах для думающих родителей. Гомеопатическая книга: Новосибирск, 2009
Рабочие программы по ОБЖ Васильевой Н.Р.
Рабочие программы по биологии Мухиной Т.З.
Рабочие программы по экологии Лобановой Е.В.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8Fhttp://www.lvrach.ru/2011/08/4525544/http://vestinn.ru/news/society/54482/http://www.nnmama.ru/news/nn/news_112229/
http://www.tiensmed.ru/news/fluvaccine-z8d.htmlhttp://tass.ru/obschestvo/2621203
Приложения
Приложение №1

Приложение №2
Темы уроков по биологии, экологии и ОБЖ о здоровье человека, факторах,
на него влияющих, путях сохранения и укрепления здоровья
№ Класс Предмет Тема
1 6 Биология Значение бактерий в природе и для человека
2 7 Биология Клещи. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей.
3 7 Биология Насекомые – переносчики заболеваний, борьба с ними.
4 8 Биология Науки об организме человека
5 8 Биология Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Работы Пастера и Мечникова.
6 8 Биология Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания.
7 8 Биология Питание и здоровье.
8 8 Биология Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД и др.).
9 8 Экология Человек как биосоциальное существо. Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.
10 8 Экология Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Проектная деятельность. Здоровье как главная ценность (вакцинация).
11 8 Экология Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Аллергия. СПИД. Лабораторная работа № 3. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.
12 8 Экология Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.
13 8 Экология Здоровье как одна из главных ценностей.
14 9 Биология Вирусы – неклеточная форма жизни.
15 11 Биология Особенности бактериальных клеток.
16 11 Биология Вирусы, их разнообразие, строение. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний.
17 5 ОБЖ О здоровом образе жизни.
18 5 ОБЖ Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья.
19 5 ОБЖ Рациональное питание. Гигиена питания.
20 5 ОБЖ Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.
21 5 ОБЖ Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия).
22 6 ОБЖ Укусы насекомых и защита от них.
23 6 ОБЖ Клещевой энцефалит и его профилактика.
24 6 ОБЖ Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
25 6 ОБЖ Компьютер и его влияние на здоровье.
26 6 ОБЖ Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
27 6 ОБЖ Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
28 6 ОБЖ Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.
29 6 ОБЖ Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
30 7 ОБЖ Эпидемии.
31 7 ОБЖ Стресс и его влияние на человека.
32 7 ОБЖ Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
33 8 ОБЖ Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.
34 8 ОБЖ Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
35 8 ОБЖ Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.
36 8 ОБЖ Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.
37 8 ОБЖ Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
38 8 ОБЖ Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
39 8 ОБЖ Вредные привычки и их влияние на здоровье.
40 8 ОБЖ Профилактика вредных привычек.
41 8 ОБЖ Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
42 9 ОБЖ Профилактика наркомании.
43 9 ОБЖ Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.
44 9 ОБЖ Здоровый образ жизни и его составляющие.
45 9 ОБЖ Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
46 9 ОБЖ Ранние половые связи и их последствия.
47 9 ОБЖ Инфекции, передаваемые половым путём.
48 9 ОБЖ Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
49 10 ОБЖ Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
50 10 ОБЖ Здоровый образ жизни.
51 10 ОБЖ Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.
52 10 ОБЖ Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
53 10 ОБЖ Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
54 11 ОБЖ Правила личной гигиены и здоровье.
55 11 ОБЖ Нравственность и здоровье.
56 11 ОБЖ Инфекции, передаваемые половым путём. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики.
Приложение №3
Тест «Иммунопрофилактика»
1. Знаете ли Вы, что такое:
№ п/п Термины Да Нет
1 Прививка 2 Вакцина 3 Иммунитет 4 Иммунизация 5 Инфекция 2. Знаете ли Вы, прививки от каких заболеваний Вам делали?
№ п/п Заболевания Да Нет
1 Грипп 2 Туберкулез 3 Дифтерия 4 Коклюш 5 Полиомиелит 6 Паротит 7 Корь 8 Клещевой энцефалит 9 Столбняк 10 Другие (перечислить):
3. Заболевали ли Вы гриппом, после сделанной прививки?
Если болели, то сколько раз?
4. Если Вам не делали прививку от гриппа, болели ли Вы?
Приложение №4
Анкета
«Изучение уровня информированности родителей о вакцинации и профилактике гриппа»

Считаете ли вы себя информированным в вопросах профилактики гриппа?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
Какие меры Вы принимаете для профилактики гриппа?
а) лук, чеснок б) фрукты (в частности цитрусовые)
в) витамины г) иммуностимулирующие средства
д) противовирусные препараты е) прививка против гриппа
ж) избегание людных мест з) маска
и) закаливающие процедуры к) своевременное лечение органов дыхания
л) другие меры_________________ м) не применяю никаких средств профилактики
Как Вы оцениваете эффективность прививки от гриппа?
а) прививка может предотвратить болезнь б) не оказывает никакого влияния
в) прививка делает только хуже г) другое _____________________
Как Вы относитесь к вакцинации от гриппа детей
а) это необходимая мера и прививки детей нужно сделать обязательными, вне
зависимости от желания родителей
б) это личное дело каждого родителя делать или не делать прививку своему ребенку
в) затрудняюсь ответить
Делаете ли Вы прививку от гриппа?
а) да б) нет

Когда нужно вакцинироваться от гриппа?
а) не позднее, чем за 2-3 недели до прогнозируемого начала эпидемии гриппа
б) ежегодно в начале осени в) лучше привиться поздно, чем никогда
Назовите причину отказа вакцинации от гриппа
а) убеждение в неэффективности б) боязнь тяжелых осложнений
в) уверенность в наличии других, более эффективных способов защиты
г) мало известно о вакцинации д) другое_____________________________________
У Вас есть негативное отношение к вакцинации от гриппа?
а) нет б) да, из личного опыта в) да, из средств массовой информации
г) да, от знакомых д) да, от сотрудников медицинских учреждений
е) другое____________________________________________
Какие способы предоставления информации о вакцинации и профилактике
гриппа наиболее популярны и понятны для Вас?
а) передачи на радио, телевидении б) лекции, беседы специалистов
в) статьи в популярных газетах, журналах г) самообучение
д) наглядные средства агитации (плакаты, буклеты, памятки)
Приложение №5
Европейская неделя иммунизации 2015 года в МБОУ «Средняя школа №1»
Мероприятия, проводимые в школе в рамках Европейской недели иммунизации
№ п/п Мероприятия Участники
1 Дебаты по теме «Вакцинация: за и против» Учащиеся
8 - 10 классов
2 Конкурс листовок и плакатов «Мы – за иммунизацию!» Учащиеся
5 - 8 классов
3 Книжная выставка Учащиеся
5-11 классов
4 Размещение материалов Недели иммунизации на сайте школы Учащиеся и их родители, учителя
5 Создание исследовательских работ, связанных с темой «иммунизация» Учащиеся
8 классов
6 Конкурс слоганов «Вакцинации – да!» Учащиеся
5-8 классов
7 Литературный конкурс. Эссе на тему «Иммунизация – зло или благо?» Учащиеся
8 - 11 классов
8 Игра «Кто хочет стать отличником?» по теме «Иммунизация» Учащиеся
8 - 11 классов
9 Игра «Три мудреца» по теме «Иммунизация» Учащиеся
8 - 11 классов
10 Создание Памятки и Буклетов о вакцинации, использование их классными руководителями на родительских собраниях и классных часах Классные руководители
Дебаты по теме «Вакцинация: за и против»

Конкурс листовок и плакатов «Мы – за иммунизацию!»
Призерами конкурса стали: Алещанов Максим (8 класс), Силуянова Ирина
(5 класс), Сотникова Дарья (5 класс), Кузнецова Елена (5 класс), Седова Карина
(5 класс), Беляков Кирилл (5 класс), Филиппова Ксения (5 класс), Теребилина Ольга (5 класс).
78549595250384543098571
Призеры конкурса листовок «Мы – за иммунизацию!» из 5а класса
Конкурс слоганов «Вакцинации – да!»
3926205159385745675151619

Призеры конкурса слоганов «Вакцинации – да!» из 5б класса
Минеева Ксения, ученица 5Б
Прививка - это верный друг,
С ней побеждаем мы недуг!
Погорелов Михаил, ученик 8А
Вакцинацией мы оспу
Победили смело,
Это Мечников с Пастером
Действуют умело.
Проскурина Полина, ученица 5Б
Мы гриппом не болели –
Привиться мы успели.
******
Вот прививка БЦЖ –
Выздоравливай уже!
Дима Суханов, ученик 8А
ВОЗ зовет всех прививаться
И болезням дать отпор,
Так не надо упираться
И бежать во весь опор.
317371252634Игра «Кто хочет стать отличником?» по теме «Иммунизация»
437957330205235648521590
Какой вид иммунитета вырабатывается после прививки?
(один из вопросов презентации)
A Естественный врожденный C Искусственный активный
B Естественный приобретенный D Искусственный пассивный
Препарат из ослабленных микробов (или их ядов)
A Лечебная сыворотка C Плазма крови
B Вакцина D Тромбоциты
Биологическая наука, изучающая защитные реакции организма
A Иммунитет C Иммунохимия
B Иммуногенетика D Иммунология
Создание Памяток для классных руководителей и родителей учащихся
219710316230о профилактических прививках
Памятка
для классных руководителей и родителей учащихся МБОУ «Средняя школа №1»
о профилактических прививках
По инициативе Всемирной организации здравоохранения в период с 20 по 25 апреля 2015 года в Российской Федерации планируется проведение 10 Европейской недели иммунизации (ЕНИ-2015). Проведение мероприятий в текущем году приурочено к Всемирной неделе иммунизации, которая пройдет под лозунгом «Ликвидировать пробелы в иммунизации». Периодически возникающие в последние годы в ряде Европейских стран вспышки кори, полиомиелита, вызванного «диким» полиовирусом и других инфекционных заболеваний, завозные случаи этих заболеваний в сопредельные страны, в том числе в Россию,  доказывают существующую угрозу распространения болезней через границы. Иммунизация широко признана одной из самых успешных и эффективных мер здравоохранения по сохранению жизни и здоровья людей из всех существующих. Иммунизация позволяет ежегодно предотвращать до 3 миллионов смертей от инфекционных болезней в мире и этот успех необходимо закрепить и поддерживать. Убежденность в том, что каждый ребенок заслуживает здорового начала жизни, должен быть привит и защищен от инфекций – необходимо донести до каждого родителя, и это является основной целью Европейской недели иммунизации.
Историческая справка
Вакцинация – это способ профилактического лечения. В 1880 году французский ученый, основоположник современной микробиологии и иммунологии Луи Пастер нашел способ предохранения от заразных заболеваний введением ослабленных возбудителей, который оказался применимым ко многим инфекционным болезням. Но, прежде чем метод прививок получил полное признание, Пастеру пришлось выдержать нелегкую борьбу. Чтобы доказать правильность своего открытия, в 1881 году Пастер произвел массовый публичный опыт. Он ввел нескольким десяткам овец и коров микробы сибирской язвы. Половине подопытных животных Пастер предварительно ввел свою вакцину. На второй день все невакцинированные животные погибли от сибирской язвы, а все вакцинированные не заболели и остались живы. Этот опыт, протекавший на глазах у многочисленных свидетелей, был триумфом ученого. Пастер разработал способ прививок против бешенства, употребляя для этого особым образом высушенный мозг зараженных бешенством кроликов. 6 июля 1885 года он впервые успешно испробовал вакцину на человеке. В дальнейшем были разработаны вакцины против различных инфекционных заболеваний.
На заметку
Вакцины могут быть живые, инактивированные, химические, рекомбинантные.
1.Живые вакцины содержат ослабленный живой микроорганизм. Например вакцины против полиомиелита, кори, паротита, краснухи или туберкулеза. Они способны размножаться в организме и вызывать выработку защитных факторов, которые обеспечивают невосприимчивость человека к патогену. Утрата вирулентности у таких штаммов закреплена генетически, однако у лиц с иммунодефицитами могут возникнуть серьезные проблемы.
2.Инактивированные (убитые) вакцины (например цельноклеточная вакцина против коклюша, инактивированная вакцина против бешенства), представляют собой патогенные микроорганизмы, инактивированные (убитые) высокой температурой, радиацией, ультрафиолетовым излучением, спиртом, формальдегидом и т.д. Такие вакцины реактогенны и в настоящее время применяются редко (коклюшная, против гепатита А).
3.Химические вакцины содержат компоненты клеточной стенки или других частей возбудителя.
4.Анатоксины - это вакцины, состоящие из инактивированного токсина продуцируемого бактериями. В результате специальной обработки токсические свойства его утрачиваются, но остаются иммуногенные. Примером анатоксинов могут служить вакцины против дифтерии и столбняка.
5.Рекомбинантные вакцины получают методами генной инженерии. Суть метода: гены болезнетворного микроорганизма, отвечающие за синтез определенных белков, встраивают в геном какого - либо безвредного микроорганизма (например, кишечная палочка). При их культивировании продуцируется и накапливается белок, который затем выделяется, очищается и используется в качестве вакцины. Примером таких вакцин могут служить рекомбинантная вакцина против вирусного гепатита B, вакцина против ротавирусной инфекции.
В Российской Федерации зарегистрировано 67 вакцин календаря прививок, из них 26 вакцин национального календаря прививок и 40 вакцин, применяемых по эпидемическим показаниям.
Первая группа препаратов содержит вакцины для профилактики 9 инфекций - туберкулез, дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, корь, краснуха, эпид.паротит, вирусный гепатит В. С 2013 года в национальный календарь так же введена прививка против пневмококковой инфекции. Вторая группа препаратов - это иммунобиологические препараты для профилактики сезонных, природно-очаговых заболеваний. Показаниями для их применения являются эпидемические показания - сезонный подьем заболеваемости, профессиональный риск инфицирования, прибывание в районах, опасных заражением той или иной инфекцией.
Как относиться к вакцинации?
Не секрет, что общество по-разному относится к введению иммунобиологических препаратов. До настоящего времени есть представители, в том числе среди медицинских работников, кто считает прививки опасными. Но с уверенностью можно сказать, что эти люди не видели тяжести заболеваний, которые сегодня можно предупредить. Ведь если бы не вакцина, то человечество до сих пор умирало бы от страшного, особо-опасного заболевания - натуральной оспы.
Снижение иммунной прослойки среди населения к ваакциноконтролируемым инфекциям приводит к вспышкам заболеваемости. Так было и в отношении дифтерии в 90-х годах прошлого столетия, и полиомиелита и кори, которые мы наблюдаем сейчас.
Кто хотя бы раз видел, как протекает токсическая форма гриппа, как умирает пациент от крупа при дифтерии, не имея возможности вздохнуть, каковы последствия клещевого энцефалита, тем не нужно доказывать необходимость вакцинопрофилактики.
Всегда заболевание легче предупредить, чем вылечить.
Сегодня спектр вакцин так широк, что можно выбрать безопасный и эффективный препарат.
Таким образом, показанием к вакцинации является профилактика, предупреждение возникновения инфекционных заболеваний.
360235544450244475125730Создание Буклетов о неделе иммунизации и о профилактических прививках
Приложение №6
Мероприятие «Прививки - наши друзья!»
Данная разработка рассчитана на учащихся 1-4 классов, содержит текстовый документ и презентацию.
Чтобы посмотреть мультфильм кликните на картинку. Слайд содержит гиперссылку на сайт, где содержится мультфильм. Для проведения викторины целесообразно использовать приготовленные карточки для голосования с буквами (А, Б, В, Г). На слайдах презентации для проверки правильного ответе имеется гиперссылка в виде смайлика.
Цели: познакомить со способами профилактики гриппа и первых действиях при заболевании.
Ход мероприятия
Введение
Сейчас проходит Европейская неделя иммунизации. В рамках этой недели мы проводим наше мероприятие «Прививки - наши друзья!». Начнем наше мероприятие с просмотра мультфильма «Про бегемота, который боялся прививок».
1 ведущий: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о прививках. Вам всем знакомо это слово? Что оно означает? А знаете ли вы где и когда впервые появились прививки?
2 ведущий: Идея прививки появилась в Китае в ΙΙΙ в. н.э . В Европе прививки появился в ХVΙΙ веке.
1 ведущий: В конце 1769 года начинается новый виток истории вакцинации. Английский аптекарь Эдвард Дженнер провел первые прививки против оспы.
2 ведущий: Большой вклад в развитие вакцинации внес французский химик Луи Пастер. Он провёл первые прививки против бешенства.
1 ведущий: в 1913 - Эмиль фон Беринг создал первую профилактическую вакцину против дифтерии
2 ведущий: В 1921 - была проведена первая вакцинация против туберкулеза
1 ведущий: В 1936 - была проведена первая вакцинация против столбняка
2 ведущий: В 1936 - была проведена первая вакцинация против гриппа
1 ведущий: В 1939 - первая вакцинация от клещевого энцефалита
2 ведущий: В 1992 - была создана первая вакцина для профилактики гепатита А
1 ведущий: В 1996 - была создана первая вакцина для профилактики гепатитов А и В
В XX веке выдающимися учеными были разработаны и успешно применяются прививки против полиомиелита, гепатита, дифтерии, кори, паротита, краснухи, туберкулеза, гриппа.
2 ведущий: На сегодняшний день самой распространённой инфекцией среди людей является инфекция гриппа.
Несмотря на то, что эпидемии гриппа случаются в нашей стране почти каждый год, и мы уже привыкли воспринимать эту болезнь как данность, недооценивать ее не стоит. Вирус гриппа вездесущ. Во время эпидемии всего один больной может заразить 35 человек, оказавшихся от него в радиусе двух-трех метров. А ведь грипп может иметь летальный исход. Как же защитить себя и своих близких от этой напасти?
Профилактика и лечение гриппа
1 ведущий: Одним из самых эффективных методов профилактики гриппа является ежегодная вакцинация. Привитые люди реже болеют гриппом и в случае заболевания легче его переносят. Идеальное время вакцинации – октябрь-ноябрь, так как необходимо, чтобы после прививки выработался иммунитет.
2 ведущий: Если вы по каким-либо причинам не смогли сделать в этом году прививку, не расстраивайтесь: существуют профилактические меры, предпринять которые никогда не поздно. Например, включить в свой ежедневный рацион лук и чеснок – природные антибиотики, активно уничтожающие микробы и бактерии.
В преддверии эпидемии рекомендуется в свой рацион включать фрукты и овощи, содержащие большое количество витамина С: апельсины, лимоны, капусту.
1 ведущий: Вирус гриппа передается воздушно-капельным путем и прежде всего, попадает на слизистые оболочки носа и горла. Поэтому перед выходом на улицу желательно смазывать ноздри оксолиновой мазью. Вернувшись, домой, не забывайте тщательно вымыть руки с мылом.
2 ведущий: Если уберечься от болезни не удалось, главное – начать правильно лечиться. В первую очередь необходим постельный режим, иначе возможны осложнения. И обязательно вызовите врача!
Чтобы не распространять инфекцию по дому, постоянно носите марлевую повязку. Желательно, чтобы заболевший находился в отдельной комнате. В этой комнате необходимо делать проветривание и регулярно проводить влажную уборку. Для больного необходимо выделить отдельное полотенце и посуду.
Во время болезни пейте больше жидкости: вода выводит токсины и вредные микроорганизмы. Идеальное питье – чай с лимоном, малиной, черной смородиной, шиповником, минеральная вода.
Викторина «Что ты знаешь о гриппе»
1 ведущий: А сейчас викторина «Что ты знаешь о гриппе».
Зачитывается вопрос, учащиеся выбирают из нескольких ответов правильные.
1) Как передается вирус гриппа?
а) через воду;         в) воздушно-капельным путем;
б) через пищу;         г) через рукопожатие.
2 ведущий:2) Для профилактики заболевания гриппом необходимо:
а) сделать прививку;         в) есть овощи и фрукты;
б) пить минеральную воду;         г) принимать витамины.
1 ведущий:3) Для того чтобы больной гриппом не заразил окружающих, ему необходимо:
а) носить марлевую повязку;         в) пить витамины;
б) иметь отдельную посуду;         г) есть лук и чеснок.
2 ведущий:4) Во время болезни врачи рекомендуют пить чай:
а) с лимоном;         в) с сахаром;         д) с вишней;
б) с малиной;         г) с бутербродом;         е) с черной смородиной.
1 ведущий:5) При первых признаках заболевания необходимо:
а) вызвать врача;         в) идти в школу;
б) лечь в постель;         г) принять лекарство.
А теперь узнаем правильные ответы.
Подведение итогов.
2 ведущий: Теперь мы поняли, друзья:
С гриппом нам шутить нельзя!
Не простужайтесь, закаляйтесь,
Гриппа все остерегайтесь!
1 ведущий: Защита от гриппа надежная есть:
Прививку сделать, овощи, фрукты есть,
Помазать мазью оксолиновой в носу,
Не забыть про марлевую полосу.
2 ведущий: Не болейте гриппом, дети,
Здоровье – важней всего на свете.
Чтоб болезней избежать,
Организм свой надо закалять!
1 ведущий: Желаем здоровья вам от души,
Берегите себя, вы уж не малыши.
О профилактике гриппа знакомым своим расскажите,
Как уберечься и как лечиться, подскажите.
Ссылка на презентацию к мероприятию:
http://yadi.sk/d/RLQyiMNo5jj3yИспользованные материалы:
информация http://sbyakshen2.edusite.ru/мультфильм «Про бегемота, который боялся прививок» http://www.youtube.com/watch?v=dS4-LU5Xe-sкартинки для презентации «Яндекс картинки»