Викторина по истории России по теме: «Эпоха Петра Великого»
МБОУ СОШ №17
7 общеобразовательный класс
Геворкова Светлана Михайловна учитель истории и обществознания
Внеклассное мероприятие. Викторина
Тема: «Эпоха Петра Великого»
Цель курса: закрепить и обобщить знания по эпохе Петра Великого
задачи:
образовательная:
- знать внутреннюю политику Петра Великого, общественно-политическую обстановку в первой четверти XYIII века
развивающая:
- развивать умение работать со схемой, исторической картой;
- развивать умение анализировать и сопоставлять добытую информацию, уметь выделять главное, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения;
- развивать умение работать в группе
воспитательная:
- прививать интерес к истории России;
-воспитывать чувство патриотизма
7. Оборудование: историческая карта «Россия в XYIII веке» , атласы, схемы сражения у м. Гангут и Полтавской битвы, иллюстрации (Петропавловская крепость, Сухарева башня), портреты исторических личностей (ПетрI, ЕкатеринаII, А.Д.Меньшиков, Алексей, Елизавета Петровна, ИванY, Анна Иоанновна, ПетрIII, гетман Мазепа). Карточки с заданиями, матрицы.
8.Подготовка: участники делятся на две команды ( обучающиеся двух классов или одного класса). Назначается жюри из обучающихся-старшеклассников, секретарь для подсчета баллов. Участники заранее готовят эмблемы с названием команды, девиз. После каждого задания жюри называет командам оценки, секретарь объявляет общее количество баллов.
9. Эпиграф: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо»
№
Конкурсы
Баллы
Команда №1
Команда
№2
1
Приветствие
3
2
Разминка
5
3
Путешествие
6
4
«Какое событие?»
3
5
Историческая задача
6
6
Знаешь ли ты исторических деятелей
5
10. Ход мероприятия
Тема: «Эпоха Петра Великого»
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Вводное слово.
Один из современников Петра Великого говорил: «На что в России ни взгляни, все его началом имеем, и что бы впредь ни делалось. От сего источника черпать будут».
Действительно, нет такой сферы, которой бы не коснулась рука ПетраI, он был неутомимым работником. Его эпоха полна событий и перемен инициатором, которых являлся этот выдающийся человек. И сегодня мы с вами вспомним эти события в рамках состязания.
Итак, уважаемые участники, вы должны проявить находчивость и смекалку, а также умение состязаться. При этом вы должны быть взаимно вежливы и уважительны друг к другу.
Конкурс №1 «Приветствие»
Команды объявляют свое название, девиз.
Конкурс №2 «Разминка»
Петр Великий с ранних лет обладал хорошей смекалкой, думаю, что наши участники также ею не обделены.
(В качестве разминки предлагается работа с матрицами, в которых необходимо найти и выделить слово)
Приложение №1
Обучающиеся работают с матрицами
Конкурс №3 «Путешествие
Во время великого посольства Петр Великий посетил много стран и узнал много нового. Мы сейчас с вами также совершим небольшое путешествие по памятным местам и событиям.
(участники выбирают конверты с заданиями. В конвертах находятся маршруты, схемы, иллюстрации и задания.
Маршрут №1: «Вслед за полководцами».
В конверте 2 схемы-сражение у м. Гангут, сражение под Полтавой.
Задание: определить схему сражения, указать на карте место сражения, назвать враждующие стороны, кратко рассказать о сражении. Схемы закрепить на настенной карте
Маршрут №2: «К памятникам архитектуры».
В конверте 2 иллюстрации Петропавловская крепость, (Санкт-Петербург), Сухарева башня (Москва)
Задание: назвать архитектурные памятники, указать место нахождения на карте, кратко рассказать о памятниках )
От каждой команды после завершения работы выступает участник с готовым ответом
Конкурс №4 «Какое событие?»
В эпоху ПетраI происходило большое количество значимых событий как внутриполитического так и внешнеполитического характера.
Давайте попытаемся определить эти события.
(от каждой команды приглашаются по одному участнику
Задание: определить, о каком событии идет речь).
Приложение №2
Участники по очереди вытягивают карточки с краткой характеристикой определенного события. Прочитав о событии, они его называют.
Участникам необходимо дать как можно больше правильных ответов.
Конкурс №5 «Историческая задача»
Имея незаурядный ум, Петр Великий решал достаточно сложные задачи государственного порядка, мы также попытаемся решить задачи, но исторического характера.
Приложение №3
Участники получают задания с историческоми задачами. По завершению работы один из участников дает ответ
Конкурс №6 «Знаешь ли ты исторических деятелей?»
Петр Великий, выдающаяся, но не единственная личность данной эпохи, его окружали родные , друзья, противники, которые также оказывали влияние на развитие страны.
Знаете ли вы эти исторические личности?
(Участникам предлагаются портреты личностей.)
После подготовки участники называют имена исторических личностей: ПетрI, царевна Софья, КарлXII, Алексей, ЕкатеринаI, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, ПетрII, гетман Мазепа,ИванY
Заключение
Итак, мы с вами сегодня снова побывали в эпохе Петра Великого и в очередной раз отметили значимость тех событий и небывалую мощь русского государства во главе с выдающейся личностью, о которой А.С.Пушкин писал:
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Объявление результатов. Поздравление команд.
Приложение №1
Задания №1
1. Форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть
2. Высшее правительственное учреждение
3. Учреждения заменившие приказы
4. Лицо, выполнявшее обязанности главы церкви, вследствии не избрания патриарха
5. Крупные единицы в новом административно-территориальном делении
Матрица
ллегии
осенат
кгабсо
муберл
ебминю
сурсит
тьртии
олетиз
блюстм
Ответы
1.Абсолютизм
2. Сенат
3. Коллегии
4. Местоблюститель
5. Губернии
Задание№2
1. Экономическая политика, направленная на сохранение капитала в стране
2. Подать взимаемая с мужского населения податных сословий
3. Крестьяне, работавшие на казенных или частных заводах
4. Крестьяне, вынужденые уходить на заработки
5. Государственные крестьяне, переданные властями в частные руки
Матрица
пмеркан
омзилит
дувалют
ошнаяпа
тходире
посеииы
ныескпн
ноисиис
Ответы
1. Меркантилизм
2. Подушная
3. Приписные
4. Отходники
5. Поссесионные
Приложение №2
Задания
1. Важной задачей посольства было также знакомство царя с жизнью и порядком европейских стран
2. В 1700г. ПетрI запретил проводить новые выборы патриарха.
3. Турция же, со своей стороны соглашалась не просто выпустить русскую армию из окружения, но и сохранить за ней и оружие.
4. В результате царями были провозглашены Иван и Петр, престол был разделен на две части..
5. Недостатки были учтены Петром в ходе подготовки ко второму походу 1696г. Командывал армией генералиссимус Шеин А.С. ..
6. Особенностью этих светских балов было то, что там могли участвовать женщины.
7. Непосредственным поводом к восстанию стало прибытие в Уфу царских чиновников для сбора налогов.
8. Детище Петра создавалось по передовым европейским образцам.
9. В итоге русская армия оказалась без снаряжения и артиллерии
10. В 1703г. в устье Невы была заложена крепость..
Ответы
1. Великое посольство
2. Упразднение патриаршества
3. Прутский поход
4. Двоевластие
5. Азовские походы
6. Ассамблеи
7. Башкирское восстание
8. Строительство Санкт-Петербурга
9. Поражение под Нарвой
10. Кронштадт
Приложение №3
Историческая задача №1
При ПетреI было положено начало брадобритию, что потрясло современников. Царские указы повелевали расстаться с бородой. Желавшие сохранять бороды должны были платить специальный налог, который был очень высоким. От бритья бород освобождалось лишь духовенство.
Вопрос: почему для населения было настоящим потрясением расстаться с бородой?
Ответ: борода считалась признаком солидности и добропорядочности.
Историческая задача №2
При ПетреI была введена особая присяга для сенаторов и всех государственных служащих.
Приносившие ее обязывались «ревностно исполнять, во-первых, верность своему государю и государству, второе-право и правый суд между народом; третье-в собирании казны и людей и прочего всего, что государя моего и государства сего интересы требуют.
Вопрос: почему в этой присяге сначала упоминается о верности государю, а уже затем государству?
Ответ: так как при абсолютной монархии, которая сложилась в России, вся полнота власти находилась в руках монарха, он своей волей мог казнить, а мог помиловать.
15