Конспект урока ОРКСЭ по теме Правда и ложь

Конспект урока
 
ОУ
МБОУ «Дюсьметьевская средняя общеобразовательная школа»

ФИО учителя
Семенова Светлана Ивановна

Тема
Правда и ложь

Цель темы

Познакомить учащихся с ценностью «правда» и понятием «ложь»
Развивать речь и мышление, умения анализировать различные нравственные проблемы, умение отстаивать свою точку зрения
Формировать умения распознавать понятия «правда» и «ложь», проводить между ними различия, умения отличать фантазию от лжи.
Воспитывать нравственные качества – честность, справедливость

Планируемый результат
Сформировать у детей понятие о правде и лжи

Тип урока
Урок- беседа

Основные понятия
Правда, ложь, вымысел, умысел. Фантазия.



Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение,

Ресурсы:
- основные
- дополнительные

Учебник , мультимедиа (презентация), наглядный материал (опорные слова и «Собери пословицу»)



Организация пространства
Работа индивидуальная, в группах


Подготовительный этап:
- Заранее подготовить листочки с ложными и верными высказываниями.
(Дети сидят не за партами.)
1.Орг. момент
- Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.
- Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу.
2.Определение темы.
- Начинаем наш урок со сказки:
За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесёт». Честный человек её не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа. Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай, себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и ни кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё избавиться.
- О чём мы будем говорить?
- Тема нашего разговора «Правда и ложь»
(Обсуждение определений «правда» и «ложь»)
- Попробуем дать определение этим понятиям.
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою, правда, рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить.
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
3. Раскрытие темы.
- Обсудите и выберите из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.

Правда Ложь
истина неправда
действительность обман
откровенность враньё

- Что у вас получилось.
- Что такое правда? Ложь?
- В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:
Правда – это то, что соответствует действительности, истина.
Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.
Игра « Правда или ложь»
Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».

* На березе растут шишки.
* Волк может сидеть на дереве.
* Зимой идет снег.
* Иглы ели - видоизмененные листья.
* Если у рыбы хорошее настроение, она поет.
*Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.
* Если дому становиться скучно, он идет гулять.
* ЖИ, ШИ пиши с буквой И.
* ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.
* Вчера был четверг.
* Наша земля плоская.
* Писатели пишут книги.
* Петух играет на рояле.
* На елке растут яблоки.
* Ложь обычно используется в корыстных целях.
* Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
* Ложь может приносить вред окружающим.

(Стихотворный персонаж ЖЕНЯ просит разобраться:)
А Фантазия? Это правда или ложь?
Учитель предлагает детям взять листок, на котором написано слово «фантазия». Дети должны подумать, к чему это слово ближе - к правде или ко лжи.
(Вопросы для беседы:)
*Чем фантазия отличается от правды?
*Чем фантазия отличается ото лжи?
Некоторые люди путают фантазию и ложь
-В чем отличие фантазии ото лжи?
*Кто людям более приятен: фантазер или лжец, и почему?
* Нужно ли учиться лгать?
* Нужно ли учиться фантазировать? *Всегда ли нужно говорить правду в глаза?
*Как вы понимаете утверждение: «Самый опасный человек - лжец»?
Как вы считаете, хорошо, или плохо фантазировать всю жизнь?
(Ответы детей)
-Способность фантазировать сохраняют на всю жизнь далеко не все люди. Многие так заняты собственными проблемами и неурядицами, что на такую вещь, как фантазия, у них просто нет времени. А люди, которым удалось сохранить способность фантазировать, обычно занимаются творческими профессиями: художники, музыканты, писатели. Их работа - создавать фантазийные иллюзии, и многие занимаются своим любимым делом всю жизнь.
-Каждый из вас слышал и от родителей, от воспитателей, от учителей, что лгать плохо.
Но объясняли ли они вам, почему это делать нехорошо? Пытались ли с вами разобраться, почему люди начинают лгать?
(Ситуации из школьной жизни.)
- Поговорим о ситуациях из школьной жизни.
Как вы поступаете, если:
- получили двойку;
- потеряли сменную обувь;
- опоздали на урок;
- гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?
- разбили красивую вазу?
- А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?
- Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?
(Работа с пословицами)
- О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже работали.
- Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.
(Каждой группе даются две одинаковые пословицы)
Красива ложь, да от правды не уйдёшь.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.
- А вы знаете пословицы о правде и лжи?
4. Подведение итога
- Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.
5. Итог работы.
(Составление правил честного поведения. )
- Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения.
1) Сказал – сделай.
2) Не уверен – не обещай.
3) Ошибся – признайся.
4) Говори только то, что думаешь.
5) Не можешь сказать правду – объясни почему.
6) Поступай только честно.
-Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою, правда, рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а будем, лишь
Правду говорить!
- Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш урок затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.
Домашнее задание. Читать материал по учебнику

15