Сценарий Литературной гостиной по теме Проблема добра и зла в романе Ф.Достоевского
4682490-38671500-737870-43434000Литературная гостиная
Проблема добра и зла в романе
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Есть только один способ положить конец злу —
делать добро злым людям.
Толстой Л. Н.
Цели:
- образовательная подвести итог циклу уроков по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», обобщить и углубить знания учащихся о романе;
- развивающая развивать аналитическое и ассоциативное мышление, память, речь, творческое воображение.
- воспитательная воспитывать гуманизм и сострадание; формировать эстетический вкус и культуру чтения художественных произведений? стимулировать учащихся к внимательному, углубленному прочтению русской классики; формировать духовные ценности; воспитывать любовь к литературе, искусству.
Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, презентация, виды Петербурга.
Форма проведения: урок-литературная гостиная
Место проведения: сельская библиотека
( на фоне мелодии «Душевная»)
Учитель. Как часто нам приходится слышать: современные дети равнодушны к книге, не умеют видеть за словом образ, у них отсутствует интерес к чтению. И это серьезная проблема нашего времени.
Так ли это? (ответы детей)
Сегодняшняя наша литературная гостиная переместилась в библиотеку, в самое сердце книг, которые хранят в себе силу и величие литературного слова, мудрость и ответы на многие интересующие нас вопросы. Библиотека — храм знаний и просвещения, а его работники — самые настоящие хранители этого бесценного клада.
Л.И.Понамарева – хозяйка этого храма.
Библиотекарь. В целях поддержки интереса к чтению и книге, содействия развитию читательской грамотности, создания условий для популяризации чтения в современном обществе Указом главы Донецкой Народной Республики 2016 год объявлен годом чтения
5234305-3429000Учитель. Дети, которые читают, станут взрослыми, которые думают.
А вы согласны с этим высказыванием? (ответы детей)
Библиотекарь4863465159575500. Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кто из русских писателей является выразителем национального духа, и они обязательно назовут Достоевского, который уже много лет разделяет первые места с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым среди наиболее читаемых за рубежом русских авторов. Известный японский кинорежиссер Акира Куросава сказал, что единственный писатель, который близко подошел к тайне человеческого существования, это Достоевский.
Учитель. Немецкий писатель Томас Манн повторял, что душевное состояние Толстого не стоит патологии Достоевского, потому что именно в этой патологии мы ближе всего подходим к проблеме борьбы со злом. И именно в этом падении мы достигаем истины.
469328530289500У Михаила Булгакова (в романе «Мастер и Маргарита») есть такая сцена:
– Вы – не Достоевский, – сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
– Ну, почем знать, почем знать, – ответил тот.
— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
— Протестую! — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!
Как вы думаете. Почему такое отношение к Достоевскому?
457771536512500(-проблемы, которые он затрагивает, близки каждому человеку- раскрывает человеческую душу)
Учитель. В январском журнале «Русский вестник» за 1866 год началась публикация первой части романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Не сложно понять, что сегодня речь пойдет не просто о романе, который прочитан, осмыслен, масштабен по своему философскому, духовно-нравственному содержанию. Перед нами книга-юбиляр. В 2016 году исполняется 150 лет роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Наша встреча – еще одна попытка проникнуть в суть художника Достоевского, точнее, – это попытка понять самих себя. Итак, начнем с литературной разминки.
Литературная разминка.
(работа в тетради, записать ответ)
1. Молодой человек был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. 2. Она была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами. 3. Наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача. 4. Она была замечательно хороша собой - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, не отнимало у её движений мягкости и грациозности. 5. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. 6. Это был человек лет уж за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. 7. Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками... Глаза её блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо... Раскольникову она показалась лет тридцати. 8. Девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмаках, и держала себя чистоплотно... Смуглая такая, точно солдат переряженный... У неё такое доброе лицо и глаза... А улыбка у ней даже очень хорошая.
9. «Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурой бородой и довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен»
10. Лицо её всё ещё сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась моложе своих лет. Волосы ее уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щёки впали и высохли от заботы и горя, и всё-таки это лицо было прекрасно.
1.Раскольников. 2. Соня. 3. Разумихин. 4. Дуня. 5. Алёна Ивановна.6. Мармеладов.7. Катерина Ивановна. 8. Лизавета. 9. Свидригайлов.10. Пульхерия Александровна.
Игра «Черный ящик» (Конкурс, в котором могут принять участие все без исключения: и болельщики, и члены жюри, и участники команд)
Задание: Этот подарок получит тот, кто назовет еще одного значимого героя романа «Преступление и наказание»
(В черном ящике спрятан магнит с изображением Санкт-Петербурга – еще одного героя романа)
Учитель.456946069215000 А теперь обратите внимание на картину известного венгерского художника Тивадара Чонтвари-Костка, "Старый Рыбак". Написана картина в 1902 году, но сравнительно недавно в ней обнаружен скрытый подтекст.
А вы можете увидеть секрет?
Если к середине картины приставить вертикально
зеркало, то в зависимости от того, куда оно обращено, можно
увидеть или ...
505650536766500353187034036000Бога, сидящего в лодке, со спокойной горой на заднем плане, или . ..
Диавола, сидящего на вулкане со штормовым озером сзади.
Искусствоведы утверждают, что художник хотел показать, что в каждом человеке живет и Бог, и дьявол
Библиотекарь. Добро и зло… Никто не может придать чёткую форму ни одному из понятий и поставить жирную точку.... потому что они не постоянны и могут меняться в процессе познания.... Слишком тонкая грань и ни один человек ЗАРАНЕЕ не может сказать, что ОН НЕ переступит грань ДОБРА в сторону ЗЛА... Жизнь по- разному может прижать, и выживать добром или злом решает каждый...
Учитель. Ребята, что для вас есть добро, а что – зло?
Учитель. Как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал - добра и зла - в сердце человеческом, замыслил Достоевский "Преступление и наказание".
Объявление темы и задач урока.
Учитель. Главный философский вопрос романа Достоевского — границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. Итак, сегодня мы попробуем разобраться в «Проблеме добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В чьем протесте наиболее четко выражены грани добра и зла?
(в протесте Р. Раскольникова)
Библиотекарь. Ребята, давайте вспомним, сюжет романа «Преступление и наказание».
Ученик: Сюжет разворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Раскольников сам очень беден, он не может оплатить не только учёбу в университете, но и собственное проживание. Мать и сестра его тоже бедны; вскоре он узнаёт, что его сестра (Дуня Раскольникова) готова выйти замуж за человека, которого не любит, ради денег, чтобы помочь своей семье. Это было последней каплей, и Раскольников совершает преднамеренное убийство старухи-процентщицы и вынужденное убийство её сестры, свидетельницы. Но Раскольников не может воспользоваться краденым, он прячет его. С этого времени начинается ужасная жизнь преступника. Жизнь Родиона Раскольникова после преступления превращается в замкнутый круг. Теория, которая кажется ему логичной и обоснованной, не совпадает с его чувствами и ощущениями. Осмелившись на убийство, вступив в ряды людей «высшего разряда», он не может смириться с чудовищностью своего поступка. Беда Раскольникова состоит и в том, что содеянное не разрешило в его душе противоречий. Желая помочь «униженным и оскорбленным», он уничтожил себя. Так сильно любя людей, он сам оторвал себя от них. У героя «Преступления и наказания» есть два пути: путь простой - самоубийство и путь тяжелый и тернистый - покаяние и смирение. Выбрав вторую дорогу, Раскольников обрекает себя на долгие и тяжкие душевные муки и страдания, но именно так его трагедия может обернуться чем-то более светлым. В своем романе Ф.М. Достоевский затрагивает глубокую христианскую мысль о том, что, совершив грех, человек рвет нить, связывающую его с Богом, и лишь вера и раскаяние способны воскресить его.
Учитель. Возможно, когда мы поставим себя на место героев романа, нам легче будет разобраться в данной проблеме.
Я предлагаю ролевую игру. Итак, нам нужны судья, секретарь, свидетели стороны обвинения и защиты, прокурор и адвокат.
Судья. Слушается дело Родиона Раскольникова, 24 лет, бывшего студента юридического факультета, нигде не работающего, который обвиняется в совершении тяжкого убийства коллежской регистраторши, процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы.
Секретарь. Слово предоставляется свидетелям.
Свидетель защиты:
В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия.
Свидетель обвинения:
В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию “двух разрядов людей”, которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание “идеи крови по совести”, когда любого человека можно убить ради высших целей и принципов. Раскольников совершает злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что, по существу, означает вседозволенность. Это приводит к тому, что границы зла перестают существовать.
Свидетель защиты:
Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова.
Судья: Спасибо, свидетели. Присаживайтесь. Подсудимый, вам предоставляется последнее слово.
Раскольников: Я признаю себя виновным в убийстве старухи-процентщицы и Лизаветы. Мне искренно жаль Лизавету. Но не старуху! Преступление? Какое преступление? То, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это-то преступление? Не думаю я о нём, и смывать его не думаю. Только теперь вижу ясно всю нелепость моего малодушия. Просто от низости и бездарности моей решился я сознаться, да разве ещё от выгоды, как предлагал этот… Порфирий. Я сам хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел вместо одной этой глупости, даже не глупости, а просто неловкости, так как вся эта мысль вовсе не так была глупа. Этой глупостью я хотел только себя поставить в независимое положение, первый шаг сделать, достичь средств, а там всё загладилось бы неизмеримою, сравнительно, пользой. Но я и первого шага не выдержал, потому что я – подлец! И всё-таки вашим взглядом не стану смотреть: если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан!
Судья: Присаживайтесь, подсудимый. Приступим к судебным прениям. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Ваша честь, выслушав показания свидетелей, я нисколько не сомневаюсь в том, что подсудимый совершил социально опасное деяние и подлежит изоляции. Убил двух беззащитных женщин не только чтобы ограбить, а для проверки своей теории, для удовлетворения собственных амбиций. А что если каждый возомнит себя Наполеоном да начнёт крушить головы другим людям? Подсудимый нарушил важнейшие библейские заповеди: «Не убей», «Не укради», «Не завидуй», «Возлюби ближнего своего как самого себя». Перед нами гордый, замкнутый, честолюбивый человек, который нисколько не раскаялся в содеянном. Однако, учитывая то, что подсудимый сам явился с повинной, содействовал следствию, указал, где спрятаны украденные вещи и нисколько ими не воспользовался, я предлагаю назначить ему наказание в виде 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания на каторжных работах.
Судья: Спасибо, присаживайтесь. Слово для защиты подсудимого предоставляется адвокату.
Адвокат: Ваша честь, да, подсудимый совершил это двойное убийство, но давайте углубимся в материалы дела. Перед нами скромный, застенчивый юноша, оказавшийся в чужом городе без родительской опеки. Он горд и самолюбив. Подсудимый оказался без гроша за душой, из-за чего был вынужден оставить учёбу на юридическом факультете университета. Ему приходилось жить лишь на деньги старушки матери, посылаемые со скромного пенсиона, но и их не хватало. Он задолжал квартирной хозяйке, по несколько дней бывал голоден. Перед нами растерявшийся перед тяготами жизни человек, запутавшийся в себе, поэтому и создавший свою ужасную теорию и решившийся её проверить. Но мой подзащитный – не закоренелый убийца, об этом говорит и его волнение, и целый ряд ошибок, совершённых во время преступления: он не запирает дверь в квартиру Алёны Ивановны, берёт грошовые заклады, оставив наиболее ценные и деньги. Кроме того, абсолютно все свидетели отмечают болезненное состояние подсудимого, граничащее с помешательством. Из показаний свидетелей видно, что Раскольников – добрый и милосердный человек, он готов отдать последнее, что у него есть. Помимо этого, зная, что за убийство понесёт наказание другой человек и чувствуя себя абсолютно свободным, мой подзащитный нашёл в себе силы для явки с повинной, а это ли не шаг к исправлению? Ваша честь, я прошу назначить для подсудимого минимально возможный срок наказания.
Судья: Спасибо. Присаживайтесь. Суд удаляется на совещание. (Выходит).
Секретарь: Встать. Суд идёт.
Судья: Подсудимый Родион Романович Раскольников признаётся виновным в убийстве старухи-процентщицы Алёны Ивановны и её сводной сестры Лизаветы Ивановны. Он присуждается к каторжным работам 2 разряда на срок 8 лет, во уважение явки с повинной и некоторых облегчающих вину обстоятельств. Судебный процесс объявляется закрытым.
Библиотекарь. Раскольников оказался на каторге, но желанной свободы души не ощутил, так как по-прежнему полагал, что его теория совершенна, просто он слабый человек. Соня последовала за ним, чтобы быть вместе и в горе, и в радости. Возрождение души Родиона произошло в тот момент, когда он понял, как много значит для него эта девушка. Как пишет Достоевский, душу его возродила любовь. «Сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
Учитель. Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное меньшенство”?
Ответы детей
Ученик 1. - Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь. Раскольников, совершив двойное убийство, убивает еще одного человека – самого себя. Все это нарушение причинно – следственной связи делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя.
Ученик 2: В конце концов Раскольников приходит к выводу: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут - таки разом и себя ухлопал навеки ”.
Ученик 3: Достоевский показывает, что человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем стираются границы между добром и злом. Поэтому Достоевский видит спасение и истину в вере. Христос для него — высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.
Библиотекарь. Каторга не сломила самого Достоевского. Непомерные физические и нравственные перегрузки в годы каторги не уничтожили Достоевского, благодаря неистребимому желанию "быть человеком среди людей", неистребимому желанию "разгадывать тайну человека ".
Учитель. Своим романом Достоевский хотел показать и предупредить, что никакая теория или идеология, никакая благовидная цель не может оправдать зла, преступления против жизни. Как бы ни был благороден преступник, как бы ни была отвратительна его жертва, убийству нет оправдания. Убийство не только лишает жизни жертву, но и навсегда калечит душу убийцы.
Библиотекарь. Великий персидский поэт, математик, философ Омар Хайям говорил
38157154953000Не зли других, и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
И если что не так – смирись!
Будь поумней и улыбнись.
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.
Учитель. Тема добра и зла волновала не только писателей, поэтов, художников, но и музыкантов, композиторов
Предлагаю посмотреть танец Добра и зла, и попробовать отыскать вокруг себя кусочки зла, которые пытаются проникнуть в Вас. А помогут нам избавиться от злых сил Ангелочки.
(Исполняется танец «Белое и черное» ), две девочки – ангелочки собирают у присутствующих импровизированные (черные человечки) кусочки злы, рвут их и бросают в мусорную корзину.
Все участники Литературной гостиной
Учитель. Ребята! Мы попытались сегодня прикоснуться к тайне двух извечных противостояний – добра и зла, старались придать им чёткую форму. Но в чем мы абсолютно уверены, так это то, что слишком тонкая между ними грань…
Библиотекарь. Найдите время для чтения. Что может быть упоительнее встречи с книгой, особенно с новой. Это сродни первому свиданию! Не лишайте себя этих трогательных минут, ощущения новизны и приобщения к Великой Тайне Слова.
Ведь "мы читаем книги, чтобы узнать, кто мы такие" (Урсула Ле Гуин).
Учитель: Закончить нашу встречу мне хотелось бы словами Великого Достоевского:
(Прием «Собери предложение») - работа в группах
«Перестать читать книги — значит перестать мыслить».
А еще пожелать, чтобы всех нас всегда окружало только добро, а для этого, друзья, давайте совершать только добрые поступки и дела.
Спасибо за внимание!