Игра по химии Справочное бюро
МБОУ ВМР «Семенковская основная школа имени С.В.Солодягина»
Игра «Справочного бюро»
8 класс
Автор
учитель химии
Худякова Е.И.
п.Семенково
2016 год
Игра «Справочного бюро» 8 класс
Тема «Решение расчетных задач на приготовление растворов заданной концентрации»
Цель-
1.Закрепить знания и умения учащихся при решении расчетных задач на приготовление растворов заданной концентрации.
2.Научиться готовить растворы необходимой концентрации.
Оборудование и реактивы - карточки с заданиями, весы, разновесы, колба, химический стакан, мензурка, стеклянная полочка, ложечка для насыпания веществ, вода, поваренная соль.
Ход урока
Учитель обращается к учащимся: «Сегодня на уроке вы будете работниками «Справочного бюро», которое работает под девизом «Спрашивайте - отвечаем». Сейчас мы отправимся в отдел кадров, где вас примут на работу. Для этого нужно ответить на вопросы:
Какие растворы называют концентрированными, а какие разбавленными?
Что показывает массовая доля растворённого вещества?
Формула для расчета массовой доли растворённого вещества.
Как приготовить раствор с определённой массовой долей вещества?
После фронтальной беседы, учащиеся в парах проверяют друг у друга решение домашней задачи. Далее ученики поделены на команды.
Учитель продолжает: « Итак, вы проверили свои знания и можете приступить к работе в «Бюро». Поступили заявки. Вы решаете задачи, кто решит первым поднимает флажок.
Работники «общепита» просят рассчитать массовую долю поваренной соли в пшённой каше.
Задача 1. Для приготовления рассыпчатой пшённой каши требуется взять соли 25 г на 1,7 л воды, а для вязкой каши положено 40 г соли на 3,2 л воды. Рассчитайте массовую долю соли в обоих случаях.
( «Справку» даёт тот, кто первым решит задачу).
Задача 2. Для того, чтобы удалить запах и улучшить вкус мяса диких животных, его маринуют, т.е заливают на 1-3 дня маринадом, Для приготовления маринада берут репчатый лук, морковь, петрушку, сельдерей, зелёный лук: нарезают, кладут в посуду, заливают 2-процентным раствором уксуса. Добавляют соль, сахар, лавровый лист, перец: кипятят 15-20 минут, после чего охлаждают и маринад готов. Сколько чайных ложек уксуса надо взять на 1 л воды? ( В одной чайной ложке 10 г уксуса).
Следующая заявка из аптеки, где готовят йодную настойку. Без неё не обойтись, если вы поранились. Помогите химикам-фармацевтам сделать расчёт.
Задача 3. Для дезинфекции ран в медицине применяют йодную настойку, представляющую собой раствор йода в спирте с массовой долей йода 10%. Какие массы кристаллического йода и спирта необходимо взять для приготовления настойки массой 200 г?
Кто даст справку?
А теперь несколько «справок» просят дать работникам сельского хозяйства.
Задача 4. Для подкормки растений совхозу требуется 250 кг раствора нитрата калия с массовой долей удобрения 0,5%. Какие массы нитрата калия и воды необходимо взять для приготовления данной массы раствора?
В этом же совхозе неприятность: на полях появился свекловичный долгоносик. Надежда у работников совхоза только на наше «Бюро». Нам необходимо им помочь, Кто даст ответ, решив задачу 5?
Задача 5. Для опрыскивания свеклы против долгоносика требуется раствор массой 800 кг с массовой долей хлорида бария 4%. Какие массы хлорида бария и воды необходимо взять?
Нужно сделать ещё один расчёт для работников сельского хозяйства.
Задача 6. Для протравливания семян пред посевом их обрабатывают формалином. Формалин – это 40% раствор газообразного формальдегида в воде. Каковы массы формальдегида и воды в растворе массой 50 кг?
А теперь давайте дадим ответ строителям. Они просят сделать расчёт для приготовления «травянки» (так называют раствор медного купороса, применяющегося для протравливания помещений перед побелкой).
Задача 7. Медный купорос широко используется в малярном деле. Сколько соли нужно взять для приготовления 700 кг раствора с массовой долей в нём медного купороса 10%?
В наше «Бюро» поступило заявление из заводской лаборатории объединения «Химволокно».
Задача 8. На объединении «Химволокно» для обработки целлюлозы используют 20% раствор гидроксида натрия. Какие массы гидроксида натрия и воды необходимы для приготовления 100 кг такого раствора?
Задача 9.
Практическая задача
Приготовить 150 г раствора 10 процентного раствора хлорида натрия, т.е. нужно найти, сколько для этих целей необходимо соли (г) и воды (мл).
Задача 10.
Практическая задача
Приготовить 250 мл двумолярного раствора поваренной соли?
Подведение итогов: подсчет набранных баллов.
Заключительное слово, обобщение.
Использованная литература.
1.Кузнецова Н.Е. , Титова и др. Химия. Учебник для учащихся 8 класса ОУ всех видов, М, «Вентана - Граф», 2010.
2. Фельдман Ф. Г, Рудзитис Г.Е.. Химия. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учебных заведений, М, «Просвещение», 2001.
3.Урок закончен - занятия продолжаются. Внеклассная работа по химии. Под редакцией Э.Г. Злотникова, Москва, «Просвещение»,1992.
4. Предметные недели в школе. Химия. Физика. Составители Л.М. Брейгер, П.В.Глинская, Волгоград,2001.
15