Конспект урока на тему На сколько больше? На сколько меньше
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж г. Тамбова»
Утверждаю:
Преподаватель ТОНКМ с методикой
преподавания:
_________/ С.В. Мельникова/
Согласовано:
Учитель ______/ Н.В. Лазутова/
Конспект
урока по математике
«На сколько больше? На сколько меньше?»
Провела студентка группы ПНК-31: Баранова Е.А.
Место проведения: 1 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в
с. Тулиновка
Дата проведения: 20.09.16
Оценка за конспект:.. () методист: _________/ С.В.Мельникова /
Оценка за урок:.. () учитель: _____________/ Н.В. Лазутова /
Оценка за урок:.. () методист: ____________/ С.В.Мельникова /
Тамбов
2016
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения правила разностного сравнения.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные УУД:
- сравнивать объекты с целью выявления общих и различных свойств;
-классифицировать объекты по общему признаку
3. Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.
4. Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Оборудование к уроку:
- интерактивная доска;
- проектор;
- компьютер;
- презентация к уроку;
- учебник математики;
- тетрадь на печатной основе;
-демонстрационный материал
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Здравствуйте, дети! Сегодня урок математики у вас проведу я. Меня зовут Елена Александровна.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Долгожданный дан звонок – Начинается урок.
Садитесь.
2) Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии
Начнем наш урок с повторения основных понятий, с которыми вы познакомились раньше.
Внимание на экран.
Что вы видите?
Разбейте фигуры на группы по цвету.
Сколько получится групп?
Как будет называться первая группа?
Сколько в ней будет геометрических фигур?
Какие это фигуры?
Как будет называться вторая группа?
Сколько в ней будет геометрических фигур?
Какая это фигура?
Молодцы!
Разбейте фигуры на группы по форме.
Сколько получится групп?
Как будет называться первая группа?
Сколько в ней будет геометрических фигур?
Какие это фигуры?
Как будет называться вторая группа?
Сколько в ней будет геометрических фигур?
Какая это фигура?
Молодцы!
Разбейте фигуры на группы по размеру.
Сколько получится групп?
Как будет называться первая группа?
Сколько в ней будет геометрических фигур?
Какие это фигуры?
Как будет называться вторая группа?
Сколько в ней будет геометрических фигур?
Какая это фигура?
Молодцы!
Посмотрите на следующий слайд. На этом дереве живет гусеница. Дерево большое, а гусеница маленькая. Она любит путешествовать. Живет гусеница в нижней части дерева, в дупле. Ответьте на вопрос: куда ползла гусеница, чтобы оказаться там, где вы ее видите?
А теперь?
Молодцы! А теперь третье задание. Какие геометрические фигуры вы видите на слайде?
Сравните количество кругов и квадратов.
Чего больше?
Чего меньше?
Почему?
Правильно. Если установить взаимно однозначное соответствие, то есть пары, то первому кругу достанется в пару первый квадрат, второму кругу – второй квадрат, третьему кругу – третий квадрат. А вот четвертый круг останется одиноким. Ему не хватит пары! Поэтому кругов больше, а квадратов меньше.
Сравните количество звездочек и треугольников.
Чего больше?
Чего меньше?
Почему?
Рассмотрите рисунок. Кто на нем нарисован?
Кого больше?
А как, не считая жучков и бабочек, узнать, кого на рисунке больше?
Отдохнем.
Поднимайся, 1 класс!
Отдыхать начнём сейчас!
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Ребята, посмотрите на слайд.
Рассмотрите рисунок. Что вы видите на рисунке?
Чего на нём поровну?
Сколько их?
Чего больше, чем 5?
Почему?
Как узнать, на сколько больше стульев, чем тарелок?
Геометрические фигуры
Две
Красные фигуры
4
Большой красный круг, два маленьких красных круга, маленький красный квадрат
Больше кругов.
Меньше квадратов.
Фиолетовые фигуры
1
Большой фиолетовый квадрат
Круги
Квадраты
Большие фигуры
Маленькие фигуры
Кругов
Квадратов
Поровну.
Жуки и бабочки.
Жуков больше, чем бабочек.
Необходимо найти пару каждой бабочке.
Детей, тарелок, вилок.
5
Стульев больше, например, чем тарелок
Если составлять пары, то одному стулу не хватит тарелки.
3)Этап выявления места и причины затруднения;
При составлении пар мы увидели, что только одному стулу не хватило пары, значит, стульев на 1 больше, чем тарелок, а тарелок на меньше, чем стульев
4) Этап построения проекта выхода из затруднения
Ребята, как же узнать, на сколько количество предметов одной группы больше или меньше, чем количество предметов другой группы?
Откройте учебник на странице два два. Сегодня мы работаем с темой «На больше. На меньше. Посмотрите на задание в верхней части страницы. Авторы учебника составили к нашему заданию модель.
Как вы думаете, что обозначают голубые круги?
Как вы думаете, что обозначают зеленые квадраты?
Что обозначают линии, соединяющие круги и квадраты?
Почему стульев на 1 больше, чем тарелок?
Как вы думаете, что можно сделать, чтобы стульев и тарелок стало поровну?
Нужно составить пары. Количество предметов, оставшихся без пары, покажет нам, на сколько предметов в большей группе больше, а в меньшей меньше.
Тарелки
Стулья
Процесс составления пар
Убрать один стул или поставить одну тарелку.
5) Этап реализации построенного проекта
Посмотрите на следующий слайд. Чего больше: чашек или блюдец? Чего меньше? Почему? Как сделать, что бы стало поровну?
Что мы видим на рисунке?
Дети, давайте посчитаем сколько белочек?
А сколько шишек? Давайте подарим каждой белочке по шишке. (По рисунку ведем стрелку от первой белки к шишке и аналогично со второй белкой).
Дети что же у нас получилось?
Правильно, одной белочке не досталось шишки.
А как вы думаете почему?
Белочек больше, а на сколько больше?
А как же вы узнали?
Белочек у нас на рисунке столько же, сколько и шишек, и еще одна.
Что мы видим на рисунке?
Дети, давайте посчитаем, сколько кругов, используя прямой порядковый счет.
Сколько же кругов?
Что можно сказать о кругах?
Дети, давайте посчитаем, сколько квадратов, используя прямой порядковый счет.
Сколько же квадратов?
Что можно сказать о квадратах?
Сравните количества кругов и квадратов.
На сколько же меньше квадратов, чем кругов?
На сколько же больше кругов, чем квадратов?
Как можно добиться того, чтобы квадратов и кругов стало поровну?
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись,А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи,Чтоб сидеть нам было легче,
Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Квадраты и круги.
Первый,
5 кругов.
Они имеют одинаковую форму и цвет, но различный размер.
3 квадрата.
Они имеют одинаковую форму и цвет, но различный размер.
Кругов столько же сколько и квадратов, и еще 2.
7) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Ребята, как же узнать, на сколько количество предметов одной группы больше или меньше, чем количество предметов другой группы?
Нужно составить пары. Количество предметов, оставшихся без пары, покажет нам, на сколько предметов в большей группе больше, а в меньшей меньше.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Дети, откройте рабочую тетрадь, возьмите в руки красный карандаш. Обозначим в тетради начало урока.
Задание для самостоятельной работы.
Посмотрите на слайд.
Что мы видим на рисунке?
Приготовьте про себя ответ на вопрос: чего больше: медвежат или мячей. Не произносите ответ вслух. Мысленно проговорите, почему вы так ответили на вопрос.
Теперь возьмём в руки простой карандаш.
Выполним задание самостоятельно.
Нарисуй в тетради столько кругов, сколько мячей на рисунке, пропустив одну клеточку вниз столько квадратов, сколько медвежат. Установите, чего больше
Повторите рисунок, пропустив одну клеточку вниз.
Измените рисунок так, чтобы кругов и квадратов стало поровну.
Поднимите руку, кто еще не справился с заданием.
А теперь посмотрите на эталон и проверьте, такой ли у вас рисунок?
Поднимите руку, кто ни разу не ошибся! Вы молодцы! Кто допустил только одну ошибку?
Кто совсем не справился с заданием?
Выполним задание до конца или исправим ошибки.
А теперь откройте тетрадь с печатной основой
Задание1.Что мы видим на рисунке?
Проводя линии, определите чего больше, чего меньше.
Задание 2. Сравни количество цветов и вазочек на каждом рисунке.
Задание 3.Составляя пары, выясни где предметов больше над чертой или под ней.
Задание 4. Продолжи рисунок
Каких кружков получилось меньше: больших или маленьких?
.
.
8) Этап включения в систему знаний и повторения
Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание для девочек и мальчиков:
Используя ключ, магниты и рисунки, составьте картинку. Девочки выходят по одному.
Ключ для девочек.
1.вверху облачко.
2.внизу поле.
3.на поле растёт ромашка.
4.справа от ромашки ручей
5.слева от ромашки ползет гусеница.
6.между ромашкой и ручьем вырос гриб
7. под облачком капля дождя
8.над ромашкой летает бабочка
Ключ для мальчиков.
1.вверху крыша.
2.на крыше труба с левой стороны крыши.
3.под крышей дом.
4.с правой стороны внизу у дома ступеньки
5.справа от дома стоит мальчик.
6.в правой руке мальчика мяч
7. мальчик хочет играть со щенком, сидящим между мальчиком и домом
8.над крышей пролетает воробей
Молодцы ребята!
Дети выходят к доске и выполняют задания.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
С какой темой мы сегодня работали?
Ребята, как же узнать, на сколько количество предметов одной группы больше или меньше, чем количество предметов другой группы?
Кто сегодня на уроке работал особенно активно?
Ребята, а довольны ли вы своей работой на уроке, покажите при помощи кружочков. Если вам было легко на уроке, возьмите зелёный кружок. Если были трудности – жёлтый, а если было очень трудно, то – красный кружок.
Ребята, посмотрите друг на друга. Как вы думаете, нам удалось справиться с новой темой?
Урок окончен. Спасибо за урок.
Рисунок 2Рисунок 315