Образовательное путешествие_внеурочная деятельность психология общения
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Репьевская средняя общеобразовательная школа»
Образовательное путешествие
Тема: Невербальное общение, как способ выражения настроения
Подготовил
педагог – психолог:
Попова Е.А.
Дата проведения: 19.03.2016 год
с.Репьевка2016 год
Актуальность:
Обучение психологии общения дает возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого ученик приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий обучающиеся раскрывают и развивают навыки самоанализа; учатся пониманию чувств и мотивов поведения других людей; овладевают формами конструктивного повседневного и делового общения; обучаются приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях.
Цель занятия: приобщение обучающихся к психологической культуре,
получение новых знаний, умений и навыков о способах
конструктивного общения.
Задачи:
познакомиться с понятиями общение, виды общения, в том числе «невербальное общение»;
научится эффективно взаимодействовать в парах и группе;
преодолевать возможные преграды в общении ;
учится использовать свой опыт общения;
развивать чувство эмпатиии, внимание, воображение
Оборудование:
- Проектор, ноутбук (для показа презентации);
- Набор карточек с лицами демонстрирующими различные эмоциональные состояния человека (мимика);
- Смайлики.
Формы работы учащихся: в парах, групповая, фронтальная.
Формы УУД:
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, свое умения.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-слушать и слышать;
- вступать в диалог;
- отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы;
- умение работать и общаться в коллективе.
Примечание: Занятия проводят учащиеся пятых классов, регулярно посещавшие модуль по «Психологии общения» и проявившие интерес и старательность в изучении данного курса.
Литература:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. - М.: Современный литератор, 2006.
2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А.А.Бодалев. - М., 1992. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Вачков. - М., 2001г.
3. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. - Новосибирск, 1997 г.
4. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И.Козлов.-Екатеринбург,1997 г.
5. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г.
6. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.
Электронные ресурсы:
1. Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
2. «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/
3. «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: Сайт для психологов и тех, кто интересуется психологией», режим доступа: http://explorateur.narod.ru/library.htm 4.«Антистресс», режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru
5. ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru
6. Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
7. «Продвинутая психология для несовершеннолетних», режим доступа: http://psyberia.ru/about/
8. Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", режим доступа: http://psy.1september.ru/ Ди Снайдер,
Ход занятия.
1. Приветствие (установка контакта с аудиторией):
Упражнение «Мое настроение» - выражение своего настроения с помощью жестов.
2. Введение в основу курса «Психология общения».
Ведущие (учащиеся пятых классов) обращаются к присутствующим:
1 выступающий, обращается к присутствующим:
- А Вы знаете что такое общение?
2 выступающий:
- Общение это очень просто, интересно, важно, неизбежно…..
1 выступающий:
- Все это про общение……. Объясни….
2 выступающий:
Просто потому, что это мы делаем ежедневно с самого раннего возраста…
Интересно потому, что узнаем много нового и интересного для нас….
Важно потому, что без общения мы не смогли бы стать людьми, не смогли бы развиваться и изобретать….
Неизбежно потому, что все люди нуждаются в общении….
3 выступающий:
- Получается, что всем люди на земле могут общаться….
4 выступающий:
- Конечно, но делают они это по разному….. Приветствие важный элемент общения. Приветствуя друг друга, мы говорим обществу о своем желании общаться. В разных культурах приветствия различны и могут рассказать немного о общительности людей. Мы покажем, а Вы попытайтесь отгадать, какой культуре, стране принадлежит приветствие.
Упражнение "Рукопожатие или поклон"
Пояснение: формирует толерантность, уважительное отношение друг к другу.
Ведущие здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах, а участники стараются угадать страну представленного приветствия и характерные черты общения данной культуры.
Вот несколько вариантов приветствия:
- объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия); - легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай); - рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
- легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия); - легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
- поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
- потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
Далее ведущие предлагают присутствующим предложить свой вариант приветствия.
Представленные варианты обсуждаются
1 выступающий:
- А Вы знаете что общение – это не только «разговор», но и мимика и жесты… Как Вы думаете, для чего они нам нужны?
В большинстве случаев эти средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном, неречевом уровне.
2 выступающий:
- Посмотрите, у нас на доске прикреплен мальчик и девочка, у которых часто меняется настроение. Давайте постараемся определим по выражению лица настроение мальчика и девочки, но для этого разделимся на две группы. Кто более точно угадает настроение, то и победитель.
(на доске мальчик/девочка – смайлик: меняем смайлы, выражающие настроение).
После окончания тренинговой игры, участникам образовательного путешествия предлагается сыграть еще в одну подобную игру. Отличие заключается в том, чтобы школьники с помощью невербальных средств как можно точнее передали настроение выбранного смайла другим, которые должны правильно угадать.
Дети достают из мешочка смайлик, показывают его ведущим и обыгрывают настроение.
1 выступающий:
- Вы получили смайлики…. попробуйте сами их обыграть, а остальные попробуют угадать, какой смайл Вам достался…Первого желающего просим выйти….
Ученики угадывают.
2 ведущий комментирует ход выполнения задания.
Упражнение "Правда или ложь?"
Пояснение: игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости.
Подготовка:
Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.
1. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться.
3 ведущий:
- Давайте поиграем в интересную игру «правда или ложь». Просим всех сесть в круг, по очереди называем три свои качества, одно из которых названо не верно, а присутствующие отгадывают правда ли сказанное или нет.
Дети рассаживаются по кругу.
4 ведущий:
Например: я красивая потому, что у меня густые длинные волосы, голубые глаза и стройная фигура, умная, т.к учусь отлично, неопрятная, ведь я разбрасываю свои вещи и не могу их найти. Как вы думаете, какое качество я выдумала, характеризуя себя…..Правильно…неопрятный..
Далее игра продолжается по кругу…..
3. Применение полученных знаний.
Упражнение "Телепатия"
Пояснение: представление невербальных форм общения.
Ведущий объясняет, что "передающий" должен как можно лучше сосредоточиться на каком-нибудь образе и усилием воли внушить его "принимающему" («передающему» разрешается использование невербальных форм общения для подкрепления передаваемого образа, но запрещается издавать какие –либо звуки или произносить слова). Задача "принимающего" - проникнуть в то, на чем сосредоточено внимание его партнера.
1 ведущий:
- Здорово у нас получилось … Теперь мы знаем немного о каждом здесь присутствующем человеке.
Но…...что-то мне подсказывает, что среди нас есть телепаты…
Кто чувствует, что сможет показать свою силу мысли?
(Вызывается из присутствующих ученик, который свое настроение передает другим. Ведущий предварительно уточняет у него, какое настроение он будет передавать… )Несколько раз обыгрываем ситуацию…
4. Рефлексия:
1 ведущий:
- Подводя итоги нашей встречи хотелось бы узнать, что Вы узнали нового?
2 ведущий:
- А может быть все это было Вам знакомо?
3 ведущий:
- Скажите, можно ли сделать вывод о том, что свое настроение мы чаще выражаем не словами, а мимикой и жестами?
Обсуждение среди участников.
4 ведущий:
- Ну вот теперь, я думаю, нам стало понятно почему общаться просто, важно, интересно и неизбежно….
В конце занятия детям предлагается оценить свое настроение, показав жестами, мимикой понравилось занятие или нет.
Приложение
Фотоотчет проведения образовательного путешествия
«Невербальное общение, как способ выражения настроения»
Введение в основу курса «Психология общения»
Упражнение "Рукопожатие или поклон"
Упражнение «Угадай настроение»
Упражнение "Телепатия"
Упражнение "Правда или ложь"
Обсуждение проблемных вопросов в группах участников образовательного путешествия под руководством ведущих