Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников средствами дидактической игры
Формирование слоговой структуры слова
у старших дошкольников средствами
дидактической игры
По мнению психологов, игра - ведущая деятельность дошкольного возраста, то есть основной тип деятельности, способ познания окружающей действительности. Мотив игры лежит в самой игре - ребенок играет потому, что ему это интересно.
Именно воображаемая ситуация, возникающая в игре, позволяет ребенку посмотреть на ситуацию с иной точки зрения, как бы стать другим человеком, что позволяет повысить интерес и мотивацию к занятиям, придает им эмоциональную окраску, позволяет детям лучше усваивать материал.
Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. «Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. Поэтому педагог не должен произносить лишних ненужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной активной речи»
Примеры дидактических игр.
Дидактическая игра «Выполни команду» (двусложные слова из открытых слогов)
Логопед говорит ребенку: «Представь, что я командир и буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять и говорить, что делаешь».
Логопед: Ребенок:
Иди. Иду.
Беги. Бегу.
Дай мяч. Даю.
Дидактическая игра «Скажи наоборот» (трехсложные слова из открытых слогов).
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: «Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов несколько и назовешь их».
Логопед: Ребенок:
острая лопата тупая лопата
домашние гуси дикие гуси
близко далеко
налево направо
Дидактическая игра «Конец слова за тобой» (трехсложные слова из открытых слогов).
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
вавата Ка Катя и иди
мяТА мята ПеТЯ Петя буДИ буди
да дата Ви Витя веведи
Дидактическая игра «Сложи картинку и назови другим словом» (односложные слова, представляющие собой закрытый слог).
Логопед объясняет ребенку, что некоторые предметы можно назвать разными словами. Например, про «дом» можно сказать «здание» и т.д. логопед делит разрезные картинки: одну часть оставляет себе, другую оставляет ребенку. Показывая половину картинки и называя слово, предлагает ребенку найти вторую часть, сложить картинку и назвать изображенный на ней предмет по-другому.
Логопед: Ребенок: здание дом
лошадь конь
дорога путь
Дидактическая игра «Выбери картинку» (односложные слова, представляющие собой закрытый слог).
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать «мой». Ребенок: мой дед, мой мех, мой лед, мой пень. И т.д.
Дидактическая игра «Образуй слова» (двусложные слова из закрытых слогов).
Логопед произносит словосочетания и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
котел из меди медный котел
бульон из рыбы рыбный бульон
день летом летний день
Дидактическая игра «Прятки» (двусложные слова из закрытых слогов).
Логопед говорит ребенку, что животные играют в прятки, а затем предлагает внимательно посмотреть на картинку и сказать, кто где спрятался.
Ребенок: зайчик за окном, медведь за кустом, индюк за углом, павлин за елкой и т.д.
Дидактическая игра «Посмотри и назови» (двусложные слова с закрытым слогом).
Логопед показывает ребенку парные сюжетные картинки и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке.
Логопед: Ребенок:
поют поет
ведет ведут
лепит лепят
Дидактическая игра «Узнай слово» (двусложные слова со стечением согласных в середине слова).
Логопед раскладывает перед ребенком 5 – 6 картинок и говорит: «Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это слово, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала».
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
банбанка ты шорты
кош кошка на ванна
ручручка кисанки
Дидактическая игра «Помоги Буратино» (двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных).
Логопед: Буратино нес слова, а они перепутались. Давай поможем Буратино. Я буду называть части слов, а ты должен поменять их местами, догадаться, какое слово получится и сказать его Буратино.
Логопед: Ребенок:
ник - чай чайник
чик - мальмальчик
кон - бал балкон
бан - чур чурбан
дун - кол колдун
Дидактическая игра «Назови и сделай» (трехсложные слова с закрытым слогом).
Ребенок произносит приставку, а логопед договаривает слово. Затем ребенок называет слово полностью, выполняет действие или имитирует движение.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
ЗА бегать забегать
ЗА водить заводить
У носить уносить
У катить укатить
НА ливатьналивать
НА сыпать насыпать
Так же в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды дидактических игр.
Для развития фонематического и слогового анализа слов [2].
1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово, и длиннее.
4. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
5. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
6. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом — кот, двухэтажный — лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).
7. Объяснить значение слова пароход, из каких 2 слов оно образовано.
8. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. Варианты: слова написаны неправильно; слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).
9. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
10. Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слова.
Например: Дидактическая игра «Телеграф».
Логопед: ты – телеграфист, передай, пожалуйста, телеграммы. Для этого отстучи количество слогов слова, которое я произнесу. Итак, первая телеграмма: кошка (логопед поизносит слова, ребенок определяет количество слогов в каждом слове и отстукивает соответствующий ритм).
Для развития фонематического и слогового синтеза слов:
1. Разгадать ребусы: КОФ. ЛАС. КОС.
2. Из кубиков со слогами «построить» слово, соединив кубики стрелками.
3. Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).
4. Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.
5. Изменить по аналогии: дом — дома, лес — ... (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.
6. Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.
7. Дописать слог в названиях изображенных на картинках предметов: маши..., куби...
Например: Дидактическая игра «Загадочные письма»
Логопед: нам пришло несколько писем, давай посмотрим, что в них. (Ребенок открывает письма по очереди, в каждом – карточки, на которых написаны части одного слова).
Логопед: Это слова. Они рассыпались. Я буду читать части слов на карточках, а ты догадайся, какое слово получится.
Логопед: Ребенок:
кош - ка кошка
со – ба - ка собака и т.д.
Смешанные упражнения на анализ и синтез слов (используются в ходе дидактических игр).
1. Поменять слоги местами, составить слово: рады — дыра, сосна – насос, мышка – камыш и т.д.
2. Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста — чайка; малина + машина — мама
3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.
4. Определить, какой слог пропущен: ко-...-ва; са-...-лет.
Например: Дидактическая игра «Волшебники»
Логопед: представь, что мы с тобой волшебники. Мы будем превращать одни слова в другие. Для этого надо поменять слоги местами и угадать, какое слово получится.
Логопед: Ребенок:
рады дыра
сосна насос
мышка камыш и т.д.
На формирование фонематических представлений:
1. Разложить картинки под схемы слов: дуб, сосна, береза, кот, коза, корова.
2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог).
3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный).
4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).
5. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр — рыба.
6. Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).
7. Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.
8. Подобрать рифму к словам: мак — гамак; зайка — ...
9. Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это?Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.
Например: Дидактическая игра «Ищем родственников»
Логопед: посмотри на картинку (показывает ребенку сюжетную картинку с изображением зимы). Здесь спрятались родственники слова «снег», они называются «родственные слова», давай их найдем.
Ребенок: снеговик, снежок, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад и т.д.
Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, стихов и других текстов. Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия с опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопросы по картинке. Разучивание стихотворений сопровождается играми, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями.
Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью. Для наилучшего «вхождения» ребенка в роль можно предложить ему соответствующую маску или соответствующий атрибут (например, дудочку). На данном этапе целесообразно использовать такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда. Во время занятий с «неговорящими» детьми рекомендуется сопряженное проговаривание рифмованных строк логопедом и ребенком (в пределах речевых возможностей ребенка), чтение стихотворений логопедом и ребенком по ролям.
Например:
Логопед: Гуси! Гуси! Ребенок: Га-га-га!
Логопед: Есть хотите? Ребенок: Да-да-да!
Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объем запоминания до 4—6 строк. Параллельно ведется работа по уточнению звукопроизношения и автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток.
Речевой материал, рекомендуемый для заучивания на начальном этапе коррекционной работы в ходе дидактических игр (потешки, прибаутки, стихи):
« Би-би-би, — гудит машина. — Не поеду без бензина!», «Ква-ква-ква, — кричит лягушка. Ку-ку-ку, — кричит кукушка.», « Жук, жук, пожужжи, где ты прячешься, скажи. — Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я на дереве сижу.», «Чижик в клеточке сидел, Чижик в клетке громко пел:— Чу-чу-чу, чу-чу-чу! Я на волю улечу!»
Игры, направленные на развитие подражательности и формирование
координации речи с движениями.
1. Тук-тук-тук-ток! Бей покрепче, молоток! (Дети имитируют удары молотком.)
2. Мы ручками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп. Мы ножками потопаем: топ-трп-топ. Качаем головой: так-так-так. Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем. Мы руки подаем и бегаем кругом. (Дети выполняют соответствующие движения.)
3. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух! (Дети встают друг за другом и имитируют движения поезда.)
4. Бей в барабан, бей в барабан! Громче бей в барабан! Тра-та-та! (Дети имитируют игру на барабане.)
В зависимости от этапа коррекционной работы в ходе дидактических игр детям можно предложить следующие задания.
1. Детям предлагается хлопать на каждый слог или определенный звук.
2. Придумывание чистоговорки на заданный слог: Са-са-са — ...
3. Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко — не ходите далеко».
4. Договорить незаконченные слова в предложениях: «На солнышке греется коте..», «На него смотрит ще...», « У мышки детеныш мышо.., а у лисы — лисе... » (Какой одинаковый слог прибавляется?)
5.Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.
6. Выбрать из трех слов то, которое подходит для рифмы: «Шепчет ночью мне на ушко сказки разные... (перина, подушка, рубашка).
7. Игра «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).
Односложные слова: «Эй, давай играть в футбол! Забивай в ворота ... (гол)», «Доски на гору везем, будем строить новый … (дом)», «Мишка плачет и ревет: просит пчел, чтоб дали … (мед)».
Двусложные слова: «По ночам сове не спится, ведь сова — ночная .... (птица)», «Солнце светит очень ярко. Бегемоту стало ...(жарко)», «Как на тоненький ледок выпал беленький ...(снежок)».
Трехсложные слова: «Часто к озеру напиться ходит рыжая ...(лисица)», «На даче в лесу жили разные птицы: сороки, стрижи, воробьи и ...(синицы)», «И шалить без передышки целый день могли ...(мартышки)».
Четырехсложные слова: «А рядом бегемотики схватились за ...(животики)», «Елка, елка, елочка — колкая ...(иголочка)», «Золотой и молодой, за неделю стал седой. А денечка через два облысела голова. Спрячу-ка в карманчик бывший ...(одуванчик)».
Подбирать дидактические игры необходимо с учетом уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это — решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.