Экологическое воспитание младших школьников в процессе обучения

Комплексная проверочная работа по окружающему миру в 3 классе
(*Комплексные работы. Рабочая тетрадь ученика 1, 2 классов. Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодежи». 2011;
*Окружающий мир. 2 класс. Тематические тестовые задания в формате экзамена/Автор – составитель Нянковская Н.Н. – Ярославль: Академия развития, 2011
*Итоговая контрольная работа по окружающему миру за курс начальной школы (Образовательная система «Школа 2100») Н.З. Каирова;
* http://sputnik.lang-gimn6.edusite.ru)

Данная комплексная работа проводится среди учащихся начальной школы в новой форме в рамках требований к образовательным результатам итоговой аттестации.
Цель работы – выявление умения решать учебные и практические задачи средствами учебных предметов, воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса окружающего мира. Содержание заданий работы позволяет обеспечить полноту проверки учебной подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. Кроме того, за счет включения заданий различной сложности работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню учебной подготовки и зафиксировать достижение учащимся планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне.
Работа содержит 12 заданий и рассчитана на один урок (40 мин). Оценка выполнения заданий работы и работы в целом представлена в разделе «Характеристика цифровой отметки».
Рекомендации учителю по проведению комплексной работы.
На выполнение комплексной работы отводится 40 минут. Для выполнения работы каждому ученику нужны ручка, карандаш и линейка. Перед началом работы учитель сообщает детям: «Сегодня вы будете выполнять комплексную работу. Сейчас я раздам листы с заданиями. Не начинайте выполнять работу без моего разрешения».
После раздачи листов с заданиями учащиеся подписывают их. После этого учитель говорит учащимся: «В начале работы вы видите Инструкцию для учащихся. Давайте вместе ее прочитаем. Я буду читать вслух, а вы следите за моим чтением».

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.
В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде числа или слов в специально отведенном для этого месте.
В работе будут задания, в которых надо записать решение или краткий ответ и объяснение этого ответа.
Внимательно читай задания!
Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным. Желаем успеха!
«Есть ли у вас вопросы?»
После ответов на вопросы следует сказать: «Внимательно читайте каждое задание, отмечайте или записывайте свои ответы так, как это указано в задании. На выполнение работы дается 40 минут. Приступайте к работе».
По мере того, как дети будут справляться с заданиями, учитель подходит к ним и проверяет, на все ли задания они ответили (некоторые дети могут пропустить задание, забыть выполнить, отвлечься и т.п.).
После завершения работы учитель собирает листы с выполненными заданиями, передает их представителю администрации или эксперту.





Содержание проверочного задания
Цель проверки
Выполнение задания
Баллы
Максимально возможное количество баллов

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

1. Задания с выбором ответов (задания закрытой формы)

А)
Выбери правильный вариант, в котором стороны света перечислены по ходу часовой стрелки, начиная с севера:
а) 1. Север. 2. Юг. 3. Запад. 4. Восток
б) 1. Север. 2. Запад. 3.Юг. 4. Восток
в) 1. Север. 2. Восток. 3. Юг. 4. Запад
г) 1. Север. 2. Восток. 3. Запад. 4. Юг
Умение использовать знания о сторонах горизонта и определять их порядок.
Ответ: в
1
1

Б)
Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;
они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.
Умение отличать живые существа от предметов неживой природы и определять их особенности.
Ответ: 1
1
1

В)
Что называют телом природы? Выбери букву.
всё то, что сделано руками человека;
любой предмет, любое живое существо;
любое растение, насекомое, птицу или животное.
Умение определять тело природы.
Ответ: 2
1
1

Г)







В каких телах промежутки между частицами наибольшие?
в твёрдых;
в жидких;
в газообразных.

Умение использовать знания о корне как общей части однокоренных слов.





Ответ:
газообразных






1







1








Д)
Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?
азот;
кислород;
углекислый газ.
Умение использовать знания о дыхании человека.
Ответ: 2
1
1

Е)
В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?
при нагревании воздух расширяется;
при охлаждении воздух сжимается;
воздух плохо проводит тепло.

Умение использовать знания о свойствах воздуха в практической работе.
Ответ: 3
2
2

Ж)
За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
вода, превращаясь в лёд, расширяется;
вода, превращаясь в лёд, сжимается;
повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

Умение использовать знания о свойствах воды в решение практической задачи.
Ответ: 1
2
2


Итого: 9

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ

2. Задания в закрытой форме и с кратким свободным ответом

А)
Ты вымыл пол в доме. Почему через некоторое время он стал сухим? Объясни свой ответ.
________________________________________________________
Умение объяснить жизненную ситуацию, опираясь на свойства воды.
Ответ:
вода с поверхности пола испарилась
2
2




Дан односложный ответ
1


Б)
Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Составьте цепочку этого движения и покажите, как она вновь окажется в облаках?
облако ..
облако
капелька воды
испарение воды
поверхность океанов, морей, рек и суши
водяной пар;
Умение применить знания о тексте как языковом средстве.
Ответ: Облако, капелька воды, поверхность океанов, морей, рек и суши, испарение воды, водяной пар, облако
3
3

В)
Зачем нужно знать свой организм?
________________________________________________________


Умение использовать знания о человеке как живом существе природы и строить осознанное речевое высказывание.
Ответ: чтобы сохранять и укреплять здоровье
2
2

Г)
Прочитайте предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова:
Вода . при нагревании и при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший Воду можно очистить с помощью .

Умение использовать знания о свойствах воды в практической работе.
Ответ: закипает, остывает, растворитель, фильтра
3

3











Ответ содержит правильные утверждения не менее 3.
2




ИТОГО: 10

3. Задания с открытым ответом

А)
Тебе предстоит сделать сообщение по теме «Характеристика России» по плану.
Прочитай текст о России.
1. Россия – самая большая страна. 2. Она занимает третью часть гигантского континента Евразия. 3. Водные границы нашей страны проходят по Тихому и Северному Ледовитому океанам, по Балтийскому и Черному морям. 4. На территории нашей страны расположены крупные равнины: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. 5. Возвышаются горы: Уральские, Алтайские, Саяны и другие. 6. Уральские горы условно делят Россию на две части: Европейскую и Азиатскую. 7. Самые высокие вершины находятся на Кавказе. 8. Так, высота Эльбруса – 5 642 метров.
Вопрос: Запиши номера предложений в пункты плана, чтобы получилось сообщение о России.
План:

А. Название страны


Б. Занимаемая территория


В. Водные границы страны


Г. Горы


Д. Равнины




Осознано воспринимать текст, извлекать необходимую информацию, вести рассудительную деятельность, обобщать и делать выводы.
В таблицу внесены ответы, соответствующие информации текста.
4
4




Ответ дан не полный, но смысловую нагрузку несет.
2




ИТОГО: 4

ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ: 23



Характеристика цифровой отметки:
«3» - верно выполнена только базовая часть задания
Если же учащийся выполнил задания повышенного уровня, система баллов переводится следующим образом:
18 – 23 баллов – отметка «5»
14 – 17 балла – отметка 4
11-13 баллов – отметка «3»
< 11 баллов – отметка «2»

СОСТАВИТЕЛЬ: Адамбаева Л.А.
10.01 13г.









МКОУ «Школа № 5»













15