Экологическое воспитание младших школьников на примере внеурочной проектной деятельности
Экологическое воспитание младших школьников на примере внеурочной проектной деятельности
В современном мире экологические проблемы приобретают глобальный характер. Важным аспектом в решении вопроса сохранения природных богатств, ресурсов планеты Земля, является экологическое воспитание.
Оно включает в себя: теоретические знания о природе, практическую связь с природой, воспитание добрых чувств, воспитание экологического мышления, физическое совершенство.
Главная цель экологического воспитания - формирование экологической культуры. Экологическая культура — ответственное отношение к окружающей среде.
Формирование экологической культуры начинается с самых первых шагов детей в образовательном учреждении: в дошкольном, затем в школьном. Ведь именно в этом возрасте у ребёнка возникает интерес к окружающему миру. Именно познавая его, ребёнок черпает знания о явлениях природы.
У младших школьников на этой основе может быть сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности и привиты правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природе, социуме.
Задачи экологического воспитания:
1) Вовлечь учащихся в конкретную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
2) Сформировать ответственное отношение подрастающего поколения к окружающей среде и здоровью человека.
3) Привить навыки экологической культуры, доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.
Задачи экологического воспитания успешно реализуются во внеурочной проектной деятельности.
Метод проектов возник в начале нынешнего столетия в США. Он привлек внимание русских педагогов в начале 20 века. Его называли также методом проблем. Проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный результат. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления.
Основной девиз проектной деятельности «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить». В проекте предполагается использование учителем следующих принципов личностно-ориентированного подхода:
-принцип детоцентризма: возможность ребенка реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.
-принцип кооперации: осуществление взаимодействия учащихся с учителем и между собой.
-принцип опоры на субъектный опыт учащихся: возможность ребенка применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.
-принцип учёта индивидуальности: интересы, темп работы, уровень обученности участников проекта;
-принцип свободного выбора: темы проекта, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.
-принцип связи исследования с реальной жизнью: соединение знаний и практических действий.
-принцип трудной цели: легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
К проектам предъявляются следующие требования:
- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
- выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы: проектирование проекта, его конечного продукта и формы презентации.
- каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
- информации, которая будут представлять участники проектной группы должна быть осознанная.
- подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Известный русский педагог Е.Г. Кагаров (1926г.) указывал на следующие этапы реализации проекта:
1.Составление плана.
2.Выполнение проекта:
а) сбор информации;
б) группировка материала, выделение основного;
в) применение полученных знаний на практике.
3. Подведение итогов: коллективное обсуждение, оценка работы, составление отчёта о ней.
Педагогическая значимость проектов велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации предметных знаний ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Представляю темы проектных работ по экологии:
1. «Зеленые барометры сада»
Цель: создать иллюстрированный буклет растений сада - огорода
2.«Каждой пичужке своя кормушка»
Цель: изготовить идеальную кормушку для птиц
3. «Третья жизнь елки»
Цель: найти оптимальный способ применения новогодней ели для данной местности.
4. «Сохраним елочку»
Цель: через листовки, обратить внимание жителей микрорайона на проблему вырубания хвойных лесов.
5. «Очистим мир от мусора»
Цель: Через творческие работы учащихся, рассказать горожанам об основных способах безопасной утилизации бытовых отходов.
Таким образом, внеурочная проектная деятельность помогает вовлечь учащихся в работу по охране окружающей среды, сформировать ответственное отношение к делу сохранения природы, привить навыки экологической культуры, быть образцом для одноклассников, родителей, соседей.