Родительское собрание. «Трудовое воспитание в семье» ( 2 — 4 класс )


Родительское собрание.
«Трудовое воспитание в семье» ( 2 - 4 класс )
Цель:
- получить информацию об организации труда в семьях учащихся;
- расширить представление родителей о том, как привить детям привычку трудиться;
Оформление классной доски: на доске – цитаты из произведений известных учёных
– педагогов о трудовом воспитании детей:
«Ручной труд является огромным фактором умственного развития детей»
(П.П. Блонский);
«Дети гораздо менее склонны к лени, чем взрослые; и если некоторая часть
этого деятельного настроения не направляется на полезные вещи, то в этом
следует винить взрослых» (Д. Локк);
- видео презентация «Трудовые дела 2 класса».
Участники: родители учащихся 2 - го класса, классный руководитель.
Подготовка:
I. Дети в классе отвечают на вопросы анкеты:
Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения? Какие?
Ты выполняешь их сам, или тебя нужно просить?
Какие дела ты хотел бы выполнять?
Что ты знаешь о работе своих родителей?
Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь? Классный руководитель анализирует ответы учащихся и готовит сообщение на родительском собрании о результатах анкетирования детей.
I I. Родители отвечают на вопросы анкеты перед родительским собранием, затем
анализирую, обсуждают вместе с классным руководителем и родителями.
Анкета для родителей
Есть ли общие трудовые дела у взрослых и детей в вашей семье?
Кто моет посуду, ходит в магазин, убирает квартиру?
Любит ли сын или дочь выполнять домашние дела?
Есть ли у вашего ребёнка постоянные трудовые дела? Как он к ним относится?
Что вы делаете, если ребёнок отказывается делать домашнюю работу?
Знает ли ваш ребёнок, где родители работают и что делают на работе? Был ли он у вас на работе?
Ход проведения собрания:
1.Родители отвечают на вопросы анкеты, пока собираются все родители в класс.
2. Классный руководитель открывает собрание, объявляет повестку дня и
регламент работы:
Итоги III учебной четверти (контрольные работы, техника чтения, задание на каникулы);
Трудовое воспитание в семье (сообщение классного руководителя, итоги анкетирования, обсуждение анкетирования вместе с родителями, совместные выводы по данному вопросу);
Разное;
Решение родительского собрания;
3. Выступает с сообщением классный руководитель. В выступлении используются
материалы статьи Г.Б. Резнюк «Как воспитать любовь к труду». (Диалоги о воспитании: Кн. для родителей / под ред. В.Н. Столетова. М., 1985). Классный руководитель: Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства.
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном, требующем от воспитателя большого терпения.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребёнка трудолюбивым.
Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов и результатов лёгких нельзя. Во – первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, в во – вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением.
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Привычка, умение делать что – то своими руками пригодиться ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребёнка.
Мы должны приучать ребёнка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу, - благороден. Не внушив этого детям в детстве, мы вырастим белоручек и чистоплюев, которым тяжело придётся в семье, в коллективе, в жизни.
Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, не должен быть эпизодическим. Здесь необходима систематичность. Ребёнок должен усвоить, что трудовые обязанности – это нечто важное, не выполнять их нельзя. Вырабатывая у ребёнка трудовые привычки путём постоянных упражнений и повторений, надо развивать навык в той или иной деятельности, пока не приобретется автоматизм в движениях и действиях, пока ребёнок не будет выполнять всё работу механически, при незначительном контроле со стороны сознания.
Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться.
Кто должен выполнять домашнюю работу? Как привить детям привычку трудиться? Сколько трудовых обязанностей должно быть у детей? Какими должны быть мотивы, побуждающие к труду? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить, используя коллективный опыт воспитания детей.
Обсуждение в кругу родителей темы собрания.
Классный руководитель знакомит родителей с анкетами детей, родители сравнивают со своими ответами, обсуждают, делают выводы для себя и для всех родителей (по желанию).
Классный руководитель докладывает о том, какие выводы можно сделать на основе анализа результатов коллективного обсуждения проблем трудового воспитания в семье детей младшего школьного возраста.
Решение собрания:
Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам.
Не скупиться на благодарность и похвалу, если ребёнок хорошо потрудился, выполняя домашнюю работу.
Не платить детям за выполнение повседневных дел.
Не прибегать к наказанию трудом.
Приучать детей к бережливости; учить ценить и свой, и чужой труд.
Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.
Послесловие к собранию: Для выяснения эффективности проведённого собрания о трудовом воспитании младших школьников классный руководитель на последующих родительских собраниях возвращается к данному вопросу (кратко), выслушивает сообщения и мнение родителей о проведённой работе в семьях, достижениях и неудачах детей и родителей, приглашает на индивидуальную консультацию к психологу, социальному педагогу (по запросу или желанию).