Родительское собрание беседа «Трудовое воспитание в семье»
Родительское собрание беседа «Трудовое воспитание в семье»
К. Д. Ушинский высказал прекрасную мысль: лучшая форма наследства оставляемая нами детям, не деньги, не вещи и даже не образование; если нам удалось воспитать в них безграничное трудолюбие, оно станет одним из важнейших условий их счастья.
Роль первых школьных лет в этом отношении переоценить трудно. Ведь именно здесь приобретает ребёнок свои первые общетрудовые умения, именно здесь он получает возможность проявить пусть даже элементарную самостоятельность в подходе к решению трудовых задач.
Вот виды трудовой деятельности, к которых обращается школа, чтобы сформировать у детей систему политехнических знаний, общетрудовых умений, психологическую готовность к труду: это технический труд, включающий в себя работу с бумагой, картоном, тканью, разными материалами; техническое моделирование; сельско-хозяйственный труд; общественно-полезный труд.
Многие родители недооценивают роль труда в воспитании младших школьников. О чём вы спрашиваете вернувшегося домой ребёнка? «Что получил по математике, по русскому языку?» Редко кто спрашивает про уроки труда, рисования. Не менее любопытные ответы получают учителя на вопрос: - какую работу выполняете вы? (мою посуду, убираюсь дома, подметаю пол). Но эти поручения дети не все выполняют на самом деле. Отсюда вывод: родители, в общем, понимают, что у ребёнка должен быть в семье определённый круг обязанностей. Но для претворения в жизнь этого понимания у них не всегда хватает настойчивости. Показательно, что дети младшего школьного возраста в своих сочинениях на тему «Как я помогаю маме» обычно ограничиваются словами: сам застилаю свою постель, мету пол, хожу за хлебом. И родителей вполне удовлетворяет это выполнение элементарных обязанностей. Как бы в оправдание родители обычно указывают на два обстоятельства: дети итак загружены уроками, учение отнимает у них много сил; кроме того ведь малы ещё, не умеют ничего толком делать, учить их или переделывать за них ни времени ни терпения не хватает. Между тем труд для ребёнка это не просто дополнительная нагрузка. Без него просто невозможно говорить о воспитании характера, о формировании личности. Вспомним Сухомлинского: «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трёх понятий: надо, трудно и прекрасно». Может, не было бы нужды говорить специально о трудовом воспитании, если бы в школе и в семье царствовало единство. Нет и быть не может воспитания без труда и вне труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать.
Отсутствие внимания и сосредоточенности, проявление небрежности, неумение слушать, забывчивость – всё, что вызывает конфликтную ситуацию на уроке и при выполнении домашних заданий, - есть ни что иное, как психологическая незрелость личности, порождённая не возрастными особенностями, а характером дошкольного воспитания, где не было поставлено цели формирования трудолюбия.
Трудолюбие это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребёнок стремится работать тогда, когда труд даёт ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат своей честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя – свои усилия, своё имя. Радость труда могучая воспитательная сила, благодаря которой ребёнок осознаёт себя как члена коллектива. Это не значит, что труд превращается в развлечение. Он требует напряжения и упорства. Но мы не должны забывать, что имеем дело с детьми, перед которыми только открывается мир.
Надо дать детям возможность испытать и тяжесть и радость всякого труда.
Вспомним требования к детям, пришедшим в школу:
Ребёнок должен уметь работать самостоятельно, не требуя особого внимания. Для этого надо уметь слушать сосредоточенно, быстро и точно исполнять требования учителя, уметь проверить себя.
Он должен уметь работать в паре с рядом сидящим товарищем. Это значит не мешать ему.
Он должен уметь работать в большом коллективе, чувствуя свою необходимость.
Дети должны уметь сами обслуживать себя. Но некоторые родители продолжают опекать не только первоклашек, но и детей старшего возраста в самых простых бытовых делах, которые им давно пора делать самостоятельно (стелить постель, следить за чистотой одежды, убирать вещи на места и т.д.). дело порой доходит до того, что родители укладывают учебные вещи школьника до 4 класса.
Излишней опёкой родители осложняют и собственную жизнь: они боятся отлучиться из дому, так как ребёнок не сможет сам вовремя поесть, сделать уроки и заняться чем-нибудь полезным.
Самообслуживание складывается, конечно, постепенно в совместном труде со старшими. Чем разнообразнее участие ребёнка в бытовом труде семьи, тем быстрее растёт его самостоятельность. Во всякой домашней работе можно найти посильную долю для младших. Сначала поручается какая-то часть работы(отдельная операция), но как можно скорее переводите ребёнка на самостоятельное выполнение посильной работы от начала до конца. Но трудность, оказывается, не только в том, чтобы научить. Допустим вы правильно поставили перед ребёнком задачу(ты повзрослел, теперь будем учиться самостоятельно делать что-то, вот ты и станешь мне добрым помощником). Он охотно учится новому делу, но бывает так: научившись, не хочет брать его на себя, как постоянную обязанность. Сердиться, бранить и наказывать ребёнка бесполезно. Толку от «работы из-под палки» всё равно не будет. Лучше постарайтесь увидеть сами и показать ребёнку, что и в самой обыденной работе есть творческое начало, а главное он должен проникнуться её важностью, испытать радость от хорошо выполненного дела. С другой стороны надо спокойно объяснить, что в жизни человек делает не только то, что хочет, но и то, что надо. Понять необходимость, неизбежность дела – значит обрести естественное стремление сделать его быстро и хорошо.
Помощь взрослым постоянная по собственной инициативе - это не только физическое участие ребёнка в каком-то деле. Это прежде всего воспитание чуткости и отзывчивости.
Но у младшего школьника должны быть и постоянные обязанности, как у члена семейного коллектива, например: заваривать вечерний чай, следить за тем, чтобы в доме всегда было мыло, кормить кошку, собаку. Чем больше доверено маленькому человеку, тем серьёзнее он относится к порученному делу, тем быстрее растёт его чувство ответственности и самоуважения. А это так важно для утверждения нравственных начал формирующейся личности.
Планируя режим дня ребёнка необходимо достаточное время отвести на творческий труд, который бы увлёк его своим содержанием, процессом работы, конечным результатом работы. Это могут быть занятия в каком то кружке, самостоятельные занятия с бумагой, пластилином и т.д.
В выборе любимого дела и постоянных трудовых обязанностей не следует делать различий между мальчиками и девочками. В занятии домашним хозяйством нет ничего такого, что бы делало это занятие более соответствующим индивидуальности женщины или мужчины. Но когда взрослые начинают с самых ранних лет проводить разницу между мальчиками и девочками, то не удивительно, что в мальчиках воспитывается презрение к девочкам и их занятиям. Но если совершенно неразумно оберегать мальчиков от женской работы, то столь, же неразумно отгораживать девочек от труда технического.
Исследователи отмечают, что в младшем школьном возрасте интерес к технике у девочек столь же велик как и у мальчиков. Но интерес этот не находит во многих случаях поддержки со стороны взрослых. Вольно или невольно отвращая девочек от увлечения техникой. Многие родители исходят из той предпосылки, что технические умения и навыки в жизни не пригодятся им. Это неверно. Она не учитывает того факта, что в наши дни резко увеличилась доля женщин, работающих в высокомеханизированных автоматизированных отраслях промышленности.
Родители, как и школа должны стремиться к тому, чтобы разные виды труда гармонически сочетались, чтобы переход от одного к другому нёс с собой радостные переживания, пробуждая стремление к новой работе. Но тут подчас подстерегают большие трудности. Как привлечь ребёнка к ежедневному будничному труду. Мы уже говорили, что к труду нельзя принуждать. Постарайтесь в доходчивой форме пояснить ребёнку известное положение о том, что именно этот труд и требует самого большого героизма. Недопустимо прибегать к наказанию трудом. Нельзя в наказание заставлять мыть посуду, чистить картошку. И дело не только в том, что ребёнок, прошедший через такое наказание, не воспылает любовью именно к данному виду труда. Вопрос сложнее. Едва ли можно измерить тот нравственный урон, который при этом наносится всему делу воспитания, если у ребёнка сложится убеждение, что труд это наказание. В школе дети узнают о том, что любой труд почётен, они знакомятся с разнообразными профессиями, получают представление о том сколько людей прикоснулись к любой несложной вещи, прежде чем она попала к нам в руки. Но этого ещё недостаточно для того, чтобы дети осмыслили цену труда, цену вещей, созданных трудом. Дети часто не понимают цены вещам, деньгам, не способны понять, что родителям приходится себе в чём-то отказывать, чтобы обеспечить всем необходимым прежде всего своих детей. Тот кто с детства не приучен к бережливости, никогда не вырастет рачительным хозяином , умеющим ценить и свой и чужой труд. Бережливость воспитывается с тех самых малых лет, когда мать учит убирать ребёнка игрушки, когда она вместе с ним «лечит» старого потрёпанного мишку, подклеивает разорванную книжку, собирает хлебные крошки со стола, чтобы покормить ими птиц. Великая заповедь нашего народа «любой труд почётен» незримо подрывается тем едва заметным тоном пренебрежения, который проскальзывает порой в разговорах родителей. Если же ребёнок видит, как уважительно здороваются его родители с почтальоном, уборщицей, если при этом он заметит, что взрослые берегут их труд, то он поймёт очень важную истину: всякий труд, нужный людям достоин уважения. И если человек делает его добросовестно, то достоин уважения и он сам.
Отношение к труду тесно связано с культурной и качественной его стороной. Хорошо организованная работа, в которой всё продумано, спорится, как бы сама по себе идёт, гораздо меньше утомляет нравственно и физически. За что бы ни брался ребёнок, надо чтобы он подготовил вначале рабочее место, необходимые инструменты и приспособления, разложил всё удобно, продумал, как следует сделать, чтобы поменьше насорить, ничего не испачкать, как избежать лишней суеты, перекладывания вещей. Тогда в ходе работы всё внимание может быть сосредоточено на качестве, на поиске рациональных приёмов работы. Дети склонны без надобности часто прерывать начатое дело, переключаться на что-то незначительное, не заканчивать задуманное. Это приводит к небрежности, расхлябанности. Дисциплина труда важная цель и условие воспитания.
Несколько слов об эстетической стороне дела. Нельзя понимать эстетику труда как задачу создания привлекательных красивых изделий. Важно, чтобы сам труд был красивым. Когда рабочее место удобно, когда инструмент по руке, когда материалы подобраны правильно, когда понимаешь что делать и как, работа приобретает соответствующую эмоциональную окраску. Самому работнику кажется красивой.
Решающее условие воспитания у ребёнка любви к труду это личный пример взрослых, их отношение к делу играет первостепенную роль. Нужно, чтобы каждый ребёнок в годы своего детства, отрочества, юности поработал как можно дольше вместе со взрослыми, для которых труд – счастье, наслаждение.
15