ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛУХА И УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СЛУХОВЫМИ АППАРАТАМИ И КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В.А. Кривовоз, И.В. Королёва
Санкт-Петербург
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛУХА И УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СЛУХОВЫМИ АППАРАТАМИ И КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Развитие речи и остаточного слуха являются одними из главных направлений коррекционной работы с дошкольниками с нарушенным слухом (Воспитание …, 1991; Головчиц Л.А., 2001; Корсунская Б.Д., 1969; Леонгард Э.И., 1971; Микшина Е.П., 1987 и др.). Сегодня благодаря современным слуховым аппаратам (СА) и кохлеарным имплантам (КИ) у детей с разной степенью снижения слуха, в том числе и глухих, есть возможность слышать все звуки речи, а значит, возможность осваивать речь естественным способом – посредством слуха (Королева И.В., 2008). Однако опыт работы с детьми в условиях коррекционных учреждений показывает, что формирование речи у таких детей продолжает опираться, прежде всего, на зрительный анализатор. По нашему мнению, возможная причина этого - несформированность функционального слуха у детей с СА/КИ, который включает использование слуха для ориентации в окружающей среде, восприятия речи на слух в бытовых ситуациях, контроля своей речи.
Для проверки этого предположения исследовались слухоречевые навыки у детей с нарушенным слухом на базе дошкольного образовательного учреждения «Всеволожский детский сад компенсирующего вида». В исследовании принимало участие 12 детей (8 мальчиков, 4 девочки) в возрасте 3-7 лет с врождённой или приобретённой на первом году жизни сенсоневральной тугоухостью III - IV степени или глухотой. 6 детей использовали КИ на одном ухе, 6 детей использовали 2 СА.
Сформированность слухового восприятия звуков и речи у детей оценивалась с помощью батареи тестов «Оценка слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами, EARS» (Королева И.В., 2008). Она включает 7 тестов и 2 анкеты, позволяющих оценить различные навыки слухоречевого восприятия и использования слуха и устной речи у детей с КИ/СА.
Выявлено, что у обследованных детей с СА/КИ процессы слухоречевого анализа в основном сформированы. В целенаправленных заданиях дети способны обнаруживать неречевые звуки и речь, различать слова по числу слогов и узнавать их при закрытом выборе из 6 и 12 слов. Некоторые из них успешно узнавали односложные слова при выборе из 12 слов, что свидетельствует о сформированности у этих детей фонематического слуха. Во всех этих заданиях дети с КИ имели лучшие показатели, чем дети, использующие СА. Особенно значительно преимущество детей с КИ проявлялось в заданиях по узнаванию слов в слитной речи. Для выполнения этого задания ребенку необходимо запомнить 3 слова. Это позволяет сделать вывод, что у детей с КИ значительно лучше сформирована кратковременная слухоречевая память. Это преимущество определяет и их лучшие показатели выполнения тестов, оценивающих понимание простых вопросов и восприятие незнакомых предложений. Лучшее развитие слухоречевой памяти также обеспечивает больший объем пассивного словаря у детей, что важно для выполнения этих заданий. Обнаружено, что дети старшего возраста значительно лучше справляются с большинством заданий, что свидетельствует о лучшей сформированности у них слухового внимания, памяти, большем объеме пассивного словаря. В определенной степени это объясняется большей длительностью коррекционного воздействия.
Однако оценка использования детьми слуховых навыков и устной речи в течение дня с помощью анкет «Шкала слуховой интеграции» и «Шкала использования устной речи» выявила, что большинство детей практически не пользуются своими слуховыми навыками вне занятия: они редко реагируют на имя и окружающие звуки, не понимают слова, которые хорошо узнают на занятии. Важно отметить, что у большинства детей есть потребность носить КИ/СА, причем, эта потребность выше у детей с КИ. Выявлено, что дети редко используют устную речь для общения, хотя у них достаточно сформированы произносительные навыки. Исключение составлял ребенок с КИ, который потерял слух в возрасте 2 лет. Этот ребенок активно пользовался слухом и речью в течение всего дня.
Для определения причин этого была проанализирована организация воспитательной работы в коррекционном учреждении. Было выявлено, что воспитатели недостаточно активно используют речь при общении детьми, не привлекают их внимания к окружающим звукам и голосу, регулярно не используют повторяющиеся режимные ситуации для вызывания у ребенка интереса к звукам и необходимости, потребности использовать устную речь для общения. Таким образом, у ребенка закрепляется «не функциональное» использование формируемых слуховых и речевых навыков: для него эти навыки нужны только на занятии, а не в жизни. Ребенок не понимает и не знает, как пользоваться речью в ежедневных ситуациях. Учитывая это, в одной из групп был изменен подход в коммуникации воспитателя с детьми. При этом во всех режимных моментах приоритет отдавался ситуациям, стимулирующим интерес ребенка к ежедневно встречающимся звукам и голосу взрослого, использованию умения узнавать звуки и голос для ориентации в окружающем пространстве, использованию режимных ситуаций, делающих необходимым использование у ребенка голоса и речевых навыков для общения.
После изменения работы воспитателя уже через 4 месяца были отмечены значительные изменения в слухоречевом поведении детей. Дети стали спонтанно реагировать на голос и разные окружающие звуки, у них сформировались адекватные реакции на разные звуки, они стали спрашивать об их значении, стали активнее использовать голос и устную речь при общении. У детей, воспитывающихся в других группах, таких изменений не наблюдалось. Важную роль сыграло также привлечение родителей. Наилучшие результаты достигались у детей, родители которых стали активно стимулировать использование слуха и речи у ребенка в бытовых ситуациях.
Полученные данные позволяют положительно оценить предложенную систему коррекционно-образовательной работы с детьми по развитию слухоречевых навыков ребенка с КИ/СА в ежедневных ситуациях общения и режимных моментах. Проведённое экспериментальное обучение обеспечило создание для детей условий, способствующих возникновению речевой активности и стимулирующих их к речевому общению. Словарь детей значительно обогатился существительными и глаголами, которые обобщённо характеризуют предметы, явления, действия с ними.
Таким образом, результаты свидетельствуют, что воспитателю принадлежит особая роль в развитии слуха, понимания речи и устной речи как средства общения у детей с нарушенным слухом, использующих СА/КИ. Это обусловлено тем, что многие дети находятся в коррекционном детском саду круглосуточно, поэтому именно воспитатель имеет возможность формировать у ребенка положительный опыт в развитии навыков слушания, говорения и общения. Занятия сурдопедагога-дефектолога, даже если они проводятся каждый день, не приведут к желаемому результату, если воспитатель не будет стимулировать ребенка использовать слух и речь для общения в ежедневных ситуациях и режимных моментах, создавать ситуации, в которых слух и речь будут для ребенка необходимым инструментом для достижения желаемого результата. Эта работа включает также и обучение родителей развитию у ребенка слуховых и речевых навыков в сходных ситуациях в домашних условиях.
Важно как можно раньше организовать правильную работу воспитателя по развитию у ребенка умения использовать имеющиеся у него на данный момент слуховые, языковые и произносительные навыки в режимных моментах и игровых ситуациях, чтобы максимально использовать сенситивный период для развития речи. Главным достижением стало то, что дети из исследуемой группы стали общаться со слышащими детьми во время прогулки, на музыкальных и физкультурных занятиях.
ЛИТЕРАТУРА
Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 260 сКоролева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых . СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. 752 с
Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. — М., 1969.
Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. - М.: Просвещение, 1971. - 267 с.
Микшина Е. П. Обучение глухих дошкольников устной речи в первоначальный период (на специальных занятиях): Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Л., 1987. - 25 с.
Кривовоз Виктория Алексеевна воспитатель ГКДОУ ЛО "Всеволожский Детский Сад Компенсирующего Вида" тел 8(911) 76 30174