Развитие творческих способносте младших школьников через реализацию развивающих задани


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ
Спасенкова И.С.
МБОУ «Боброводворская СОШ»
В современных условия, когда окружающая нас действительность меняется прямо на глазах, когда нам приходится приспосабливаться к новым экономическим, политическим реалиям, когда вдруг оказывается, что мы, наша страна должна быть очень сильной, потому что от этого в буквальном смысле зависит безопасность не только России, но и всей Европы, большая ответственность ложится на учителя, на его способность подготовить поколение людей, способных не только не ослабить нашу страну, но и сделать её сильнее.
В свете этого как никогда становится актуальной задача развития творческих способностей ребёнка, умение их применять в жизни, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения, оценивать свою деятельность.
Особая ответственность ложится на учителей начальных классов, так как наиболее активное развитие интеллекта у ребёнка происходит в младшем школьном возрасте и зависит от творческого потенциала учителя, его желания, умения создать такие условия на уроках и внеурочной деятельности, которые бы обеспечивали полноценное развитие интеллектуальных способностей детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности.Как правило, отсутствие творческого начала у младших школьников зачастую становится одним из главных препятствий в старших классах, где от ученика требуется решение нестандартных задач. Следовательно, творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству. [3]
Очень многие взрослые считают, что практически каждому человеку от рождения даются те или иные таланты и способности и, самое главное в воспитании - просто не мешать им проявляться. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут самостоятельно понять, на что они способны. И даже те, кто всё-таки сумел увидеть у себя что-то необычное , без поддержки взрослого человека, целенаправленной работы с его стороны по развитию наклонностей ребёнка, могут не сохранить надолго творческие способности, а попросту растерять их, «зарыть талант в землю». Именно в школьные годы наступает критический момент для формирования и развития различных способностей человека. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации. 
Развивающие творческие задания могут применяться на всех уроках, а также во внеурочной и внеклассной работе. Особенно важно использование таких заданий в работе с отстающими в обучении детьми, поскольку реализация развивающих заданий оказывает благотворное влияние на развитие как интеллектуальной, так и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, познавательной активности, а также самостоятельности младшего школьника.
Развитие творческих способностей младших школьников невозможно без сформированной у них высокой мотивации к обучению, получению новых знаний, желанию самому добывать эти знания и осваивать что-то новое.. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению, развитию интеллектуальных способностей, развитию познавательных процессов, мотивации обучения. Учителям необходимо систематически использовать в учебно - воспитательном процессе занимательные, логические задачи, головоломки, ребусы, анаграммы, игровые психотренинги. Небходимо как можно чаше включать в работу самые разнообразные задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.
Всё это способствует формированию существенных позитивных сдвигов в развитии творческих и интеллектуальных способностей младших школьников. Таким образом, использование вышеприведенных методов и приемов способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Список литературы
1. Матюшкина А.Н. Развитие творческой активности школьника -М.: Педагогика, 1991.
2. Речницкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников : Учебно-метод. пособие.-М.;:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,1999.-128 с.
3. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника:Популярное пособие для родителей и педагогов-Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.