Презентация по русскому языку на тему Наречие как часть речи (7 класс)
Наречие как часть речи Урок русского языка7 классПодготовила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 г.Россоши Воронежской обл. Е.А.Сидоренко
Цели урока: Повторить сведения о наречии, полученные в 5-6 классах; формировать умение находить наречия в тексте, сопоставлять с другими частями речи; формировать умение определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль.Развивать умение сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы; формировать коммуникативные умения.Прививать интерес к урокам русского языка; развивать языковое чутьё; формировать умение работать в команде; воспитывать дух толерантности.
Наш язык и скромен, и богат,В каждом слове скрыт чудесный клад.Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь.Вспомнится наречие «светло», И увидишь – солнышко взошло.Если скажешь ты «темно»,Сразу вечер постучит в окно.Если скажешь «ароматно» ты,Сразу вспомнишь ландыша цветы.Ну, а если скажешь ты «красиво» - Пред тобою сразу вся Россия!
Верите ли вы, что это наречия?Верите ли вы, что наречия могут иметь разное грамматическое значение?Верите ли вы, что наречия связаны с глаголом?Верите ли вы, что наречия не могут зависеть от прилагательных? Верите ли вы, что наречия изменяются? Верите ли вы, что наречия в предложении чаще всего являются обстоятельствами?
кластер
style.rotation
Происхождение наречий Обратите внимание на корень -РЕЧЬ-. Он был известен еще в древнерусском языке. Слово «РЕЧЬ» имело значение «говорить». Давайте переведем слово «Наречие» с древнерусского языка. на+реч+ие = на+глагол+иеНаречие почти всегда «работает» рядом с глаголом.
Вносим добавления в «Кластер»
style.rotation
Задание для I группы. Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия. ________ ночью пошел дождь. Он ______ стучал в окна, _______ шумел в густой листве деревьев, ___________ журчал в водосточных трубах. ________ он затихал, и _________ слышно было, как крупные дождевые капли _______ и ________ падают в бочку, стоявшую под окном. ______, как бы набравшись сил, дождь ________ начинал лить густыми потоками. (Л. Лагин) Слова для вставки: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, солидно, снова, звонко, лихо.
Задание для II группы. Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия. Тимошка ____________ быстро оказался _____________ с ней (Дашей) и, борясь с потоками воды, которые _______________ падали _____________, несколько раз ________ отряхнулся, затем сел и __________ посмотрел на промокшую Дашу. Дождь _________ шумел в листьях яблони, _________ все кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ________ водой. (П. Проскурин) Слова для вставки: доверху, очень, по-прежнему, вокруг, рядом, весело, яростно, непрерывно, сверху. * Чьим помощником является наречие?
Задание для III группы. Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия. Над землей _______ поднимается холодное солнце, __________ бежит холодный ветерок, ______________ несутся холодные тучи... Жизнь замирает _____, _____. Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона. И __________ наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую землю ____ начинают падать миллионы _______красивых снежинок, и вся она становится ______ белой. (В. Короленко) Слова для вставки: медленно, тихо, вдруг, ослепительно, удивительно, быстро, низко, незаметно. * Чьим помощником является наречие?
Вносим добавления в «Кластер»
style.rotation
Алгоритм рассуждения 1. Найдите в тексте слово, похожее на наречие. 2. Найдите слово, от которого можно поставить вопрос к наречию. 3. Поставьте вопрос, образуйте словосочетание. 4. Подумайте, что обозначает наречие. 5. Сделайте вывод, какая это часть речи.
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен... (А.И.Куприн)
Пусть наши руки не так еще умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Напишите пейзажную зарисовку(эссе), используя наречия. К какому стилю относится составленный вами текст? Какова роль наречий в художественном стиле?
Синквейн «Наречие»Тема (существительное)____________________________________________ Описание (два прилагательных)______________________________________ Действие (три глагола)______________________________________________ Чувство (фраза из 4-х слов)__________________________________________ Повторение сути (синоним темы)_____________________________________
Подведем итоги - Оцените ваше эмоциональное состояние по окончании урока. Изменилось ли оно? - Что нового вы узнали?- Какие задания показались сложными, а какие – нет?
Домашнее задание Выучить материал по кластеру; из книги, которую читаете во внешкольное время, выбрать и выписать на карточку текст с наречиями (до 100 слов).