Конспект НОД по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников по теме: «Моя дружная семья»


Конспект НОД по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников по теме: «Моя дружная семья» (старшая разновозрастная группа) 
Ведущая образовательная деятельность «Социализация» 
Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; заложить основы тёплого чувства и привязанности к своей семье. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Познавательное развитие: дать детям элементарные представления о семье её роли в жизни человека; закрепить представления о родственных связях и взаимоотношениях. Речевое развитие: упражнять детей в умении составлять рассказы о своей семье, называя близких родственников; развивать речь и расширять словарный запас детей за счет имен существительных (родители, сестра, брат, дочка, сын, внук, внучка); развивать логическое мышление через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра). Социально- коммуникативное: воспитывать у детей нравственные качества по отношению к близким людям; положительные взаимоотношения в семье, любовь ко всем членам семьи; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Физическое развитие: Формировать потребность в двигательной активности; укреплять физическое здоровье детей. Художественно- эстетическое развитие: формировать умение самостоятельно составлять рисунок для украшения рамки; осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с бумагой; воспитывать у детей интерес к продуктивной деятельности Обогащение словаря: семейная фотография, семейные праздники, крепкая, дружная семья, многодетная семья, родственники. Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, продуктивная. Методы и приёмы: организационный момент, беседа, рассматривание, показ воспитателя, чтение стихов, отгадывание загадок, самостоятельная деятельность детей, физминутка, продуктивная деятельность детей, итог. Оборудование: доска магнитная, цветок ромашка с загадками, портреты членов семьи, фотографии, нарисованная ваза, цветы, тарелочки, клей, влажные салфетки для рук, клеёнка, фоторамка из картона.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель:
Здравствуй, Небо!                       Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце!                   Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля!                      Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля!       Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам принесла загадку. Вы ее отгадаете и поймете, о чем мы сегодня будем разговаривать.
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна СЕМЬЯ!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Воспитатель: Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех вас есть своя семья. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая, где детей много двое или трое. Такая семья называется многодетной. В нашей группе многодетными считаются семьи Кияшко Саши, Бурцевых, Даниловых. – Степа, сосчитай сколько человек в твоей семье.
Воспитатель: А знаете ребята, в России есть праздник День семьи, любви и верности (8 июля). Этот праздник отмечается летом. Символом этого праздника – ромашка. Ромашка это самый известный и распространенный цветок в России. Ребята, эта ромашка не простая, а с загадками. Сорвем первый лепесток и отгадаем загадку.
Воспитатель:
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
Дети: Мама.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Выставляет картинку с изображением мамы)(опрос 2-3 детей):
- Как зовут твою маму?
- Кто ты для мамы?
- Как мама называет тебя ласково?
Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
Дети: Папа.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Выставляет картинку с изображением папы)(опрос 2-3 детей):
- Как зовут твоего папу?
- Кто ты для папы?
Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:
 
Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная... (бабушка)
 
Дети: Бабушка.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно! (Выставляет картинку с изображением бабушки) (опрос 2-3 детей):
- Кто ты для бабушки? Как зовут твою бабушку?
Воспитатель: А теперь я прочитаю следующую загадку:
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый... (дед)
 Дети: Дед.
Воспитатель: Да, ребятки, правильно! (Выставляет картинку с изображением дедушки)(опрос 2-3 детей):
- Кто ты для дедушки? Как зовут твоего дедушку?
Воспитатель: Замечательно, ребята!
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Дети: Братишка.
Воспитатель: Да, ребятки, правильно! (Выставляет картинку с изображением брата)(опрос 2-3 детей):
- Кто ты для брата? Как зовут твоего брата?
Воспитатель: А теперь я прочитаю следующую загадку:
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
Дети. Сестренка.
Да, ребятки, правильно! (Выставляет картинку с изображением сестры)
- Кто ты для сестры? Как зовут твою сестру?
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим на выставку с фотографиями. Интересно, кто изображен на ваших фотографиях. Как мы их назовем одним словом?
Дети: семья
Воспитатель: Как будет называться фотография, где изображена семья?
Дети: семейная
Воспитатель: Кем вы друг другу приходитесь?
Дети: родственниками.
Воспитатель: Мне очень интересно узнать о вашей семье. Предлагаю вам составить небольшой рассказ о своей семье.
План рассказа:
1) Семья большая или маленькая.
2) Назвать членов семьи.
3)Описать каждого члена семьи, какой он по характеру и чем занимается Воспитатель: Оказывается, что все мы любим своих мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. - А что значит любить? (То есть любить – это значит помогать во всем, беречь и заботиться, делать приятное, быть рядом друг с другом, жить в мире да согласии, не ссориться)Воспитатель: Спасибо, дети, за такие интересные рассказы. Я думаю, в каждой семье любят отмечать разные семейные праздники, радостные события. Лера, какие праздники принято отмечать в вашей семье? Дети: новый год, дни рождения, 8 марта, Рождество, день Защитника отечества)
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько человек в нашей семье.
Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
«Букет добрых дел»?
Воспитатель. Ребята, мы иногда огорчаем своих родных, но больше радуем хорошими поступками. Давайте составим «Букет добрых дел»? Посмотрите, вот стоит ваза, а цветов нет. Подойдем к вазе, прикрепляя цветок, расскажем всем о добром дело своей семьи.
Примерные ответы детей: подкармливаем птиц, посадили дерево, помогали бабушке собирать урожай картошки, любим и ухаживаем за домашними животными, заботимся о комнатных растениях, вместе на сцене поём песни.
Воспитатель: расскажите, какие стихи вы знаете о семье?
1 ребёнок:
Семья – это слово родное
Сколько в нём света, тепла и добра!
Как мы гордимся своими родными,
За все их заслуги, за все их дела!
2 ребёнок:
Как глаза материнские нас согревают,
Как солнца сияние они горячи,
А руки отца от беды заслоняют
Забота родных, как солнца лучи!
Воспитатель: А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья?
Дети: Детский сад.
Воспитатель: Детский сад -это наша большая семья.
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, трудится, любить друг друга, вместе отдыхать).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хотите порадовать своих родных и сделать подарок своими руками? Вот эту фоторамка для нашей детсадовской семейной фотографии. А вам я предлагаю украсить фоторамку для семейной фотографии.
Воспитатель: Проходите за столы. Перед вами лежат заготовки из картона- это наши рамки. Сейчас рамки выглядят невзрачно. Мы их обязательно украсим и сделаем красивыми. Подумайте, какую рамку вы будете делать! На столе разложены различные цветы для украшения рамок, выбирайте себе необходимый цветок и приступайте к работе.
(Продуктивная деятельность детей)
Воспитатель: Что бы вы хотели своим пожелать родственникам? (Ответы детей —счастья, здоровья, радости, долголетия) .Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Правильно о семье! Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось? Что нужно дорожить семьей! Я хочу вам пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная семья. Любите маму, папу, бабушку, дедушку, братика, сестренку –они самые близкие и родные люди! В счастливые минуты вашей жизни они порадуются за вас, в горести всегда придут к вам на помощь!