Экологическое воспитание на логопедических занятиях
Выступление на педсовете
«Экологическое воспитание на логопедических занятиях»
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Ребенок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особо внимание педагогу следует уделять своей речи, она должна быть четкой и внятной. К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребёнка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Для повышения эффективности экологического воспитания используются экологические игры. Игра способствует активному развитию словаря, грамматического строя, связного высказывания. Вместе с тем окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В.А.Сухомлинский). Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства.
Экологические игры бывают:
ролевые;
дидактические;
имитационные;
соревновательные;
игры-путешествия.
Ролевые игры. Например, игра «Строительство города».
Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении демонстрации экологических знаний, навыков, умений.
К ним относятся: конкурсы, экологические викторины, «Поле чудес» и т. д. Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия.
Дидактические игры: «Кто где, живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания, у кого какой дом» (об экосистемах); «Живое – не живое», «Птицы-рыбы-звери», «Что потом?» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.
Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.
Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения –ребенок учится играя.
В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно – оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
В своей работе я использую такие дидактические игры:
«Рассели животных по Земле» (знакомство детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособление животных к разным климатическим условиям.
Содержание игры:
Выбрать себе какой-то один материк. Отобрать животных, которые там живут. Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем. Придумать рассказ о жизни животных на своем материке. Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный рассказ, получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше фишек.
Игра «Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание.
Содержание:
Логопед располагает картинки или маленькие игрушки животных на карте с ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их. Выигрывает ребёнок, правильно исправивший большее количество ошибок.
Игра «Кто поможет малышу?»
Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.
Содержание: Ведущий выбирает картинку с одним из животным и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие - хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников. Например: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? и т.д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.
«Какого животного не стало?»
На столик выставляется четыре или пять игрушек (животное или картинка). Дети их запоминают. Логопед предлагает детям закрыть глазки и убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и вспоминают, какое животное исчезло. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество животных на столе.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают корм для зверей. Угадывают, для кого он предназначен, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
Игра с мячом «Я знаю».
Дети становятся в круг, в центре – логопед с мячом. Логопед бросает мяч и называет животное. Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю детеныша например, волка – волчонок» и возвращает мяч.
Игра « Кто, где живет»
У логопеда картинки с изображением животных, а у детей – с изображением мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Логопед показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и, если совпадает с его картинкой, «поселяет» у себя, показав карту логопеду.
Игра «Летает, плавает, бегает»
Логопед показывает или называет детям объект живой природы. Дети изображают способ передвижения этого объекта. Например, при слове «заяц» - начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Обобщения - Дикие животные наших лесов.
Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Назови двумя словами всех, к нарисован. Что ты знаешь об этих животных? Чем питается каждый из них Назови хищных и травоядных животных. А какие животные всеядные? (Медведь). Какие животные на зиму меняют шубку? (Белка, заяц.) Как называются, по каким признакам можно отличить оленя от лося?
Обобщения - Дикие животные жарких стран.
Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Где они живут? (В жарких странах).
Расширяя представление о природе на логопедических занятиях стараюсь воспитывать у детей гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с природой. Ставлю перед собой следующие задачи:
- обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;
- воспитывать эстетические чувства к родной природе;
- формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы.
Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, которые использую в работе с детьми для развития творческой продуктивности через экологическое воспитание.
Экологические минутки.
Решаются речевые задачи:
- развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;
- совершенствовать монологическую речь детей;
- поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.
Например, «Почему деревья белые?». Исправить ошибки и обосновать:
«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?»
Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме.
Экологические сказки.
Цель – развитие детской фантазии.
Например, «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки».
Реклама.
Цель – развитие образного мышления.
Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу, ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности.
Например, ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания: «Я белочка, живу в лесу. У меня крепкие зубки, с их помощью я очень легко грызу кедровые орешки, в которых много полезного для того, чтобы я смогла выжить лютой зимой».
Дидактические игры.
Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи, часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют умению играть вместе.
Например, «Меню для белки»:
Завтрак – стакан малинового сока и каша из кедровых орехов;обед – грибной суп, котлеты с листьями крапивы и компот из черники;ужин – творог из ореховой пасты и чай из зверобоя и мяты.
Все меню детей склеиваются в книгу: «Лесные рецепты».
Например, «Гимн природе»:
Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме. Дети могут быть травинками, осенними листочками, капельками дождя.
Сочинение загадок, стихов.
Цель – развитие звучности рифм.
Например, у нас получились вот такие загадки:
Ходит, но не человек.Летает, но не самолет.Каркает, но не ворона. (Галка.)
Зеленая, как трава. Мохнатая, как медведь.Колючая, но не кактус. (Ель.)
Рифмовки.
Цель – развитие словесного творчества детей через рифмовки.
Рифмовки – это, как правило, стихотворение, состоящее из 4-6 строк. Они создаются группой детей, где ведущую роль играет логопед.
В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».
Например, «Жила-была прозрачная сосулька»
Жила-была прозрачная сосулькаБыла она твердая, как пулька.Подошел к ней мальчик и сбил,И себе он в рот положил.А потом мальчик заболел.
И Айболит к нему прилетел.
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы. После рассматривания картины «Птицы зимой» – появились новые рифмовки о зимующих птицах, зимних явлениях.
Например, «Жило-было ветвистое дерево»
Жило-было ветвистое деревоВесной и летом было оно зелено. Но когда оно с зимой подружилось,Наше дерево от листочков освободилось,
Наблюдения.
Решаются речевые задачи:
- уметь выстраивать диалог;
- уметь излагать свои мысли;
- совершенствовать монологическую речь детей;
- осознавать грамматические формы и правильно их использовать.
Общение с детьми построено на принципах сотрудничества и взаимоуважения. Логопедические занятия стараюсь проводить:
- с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Лес» мне «помогал» проводить сказочный Лесовик, по теме «Озеро» – Водяной, по теме «Животные» – покровительница животных – богиня Фауна, по теме «Растения» – покровительница растений – богиня Флора;
- с использованием разнообразных наглядных пособий: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал;
- с использованием художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки. Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению их словаря.
Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления, и главная роль в этом мире речевой культуре отдается взрослому. Именно от него зависит не только речевые возможности ребенка, но и отношение к окружающему миру, познавательные способности и представления о себе.
Используемая литература:
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. – М., 2005.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 2007.
Степанова О.А.Организация логопедической работы в ДОУ. – М., 2007.
Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
Библиотека журнала «Логопед».