Воспитание навыков культуры в повседневной жизни воспитанников детского дома


Воспитание навыков культуры в повседневной жизни воспитанников детского дома.
Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Умение жить и работать в коллективе, быть внимательным и вежливым по отношению к товарищам и взрослым, бережно относиться к общественному имуществу, иметь культурный облик, соблюдать гигиенические требования – являются основными требованиями в культуре поведения. Формирование этих качеств возможно с раннего детства, поэтому воспитание их должно занять соответствующее место в работе воспитателя детского дома.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования навыков. В этот период закладываются основы характера человека.
При воспитании навыков необходимо помнить, что формирование их должно проходить в процессе повседневной деятельности ребёнка под руководством воспитателя.
Чтобы ребёнок мог овладеть навыками, он должен знать правильные приёмы действия, осознать значение навыка, а затем в процессе упражнения закрепить его.
Для этого воспитатель должен показать приёмы того или иного действия, объяснить его понятно для ребёнка, проследить за правильностью его выполнения. Надо помнить, что ребёнок легче и быстрее овладевает навыками, если педагог в процессе воспитания их опирается на чувства детей, не ограничивается только словесными объяснениями.
В воспитании навыков культурного поведения, так же как и во всей работе с детьми, необходимо избегать случайных приёмов. Эта работа должна быть построена воспитателем в определённой системе, основываясь на твёрдых педагогических принципах.
Такими принципами являются систематичность, последовательность и непрерывность воспитательного воздействия. Чтобы воспитатель мог строить свою работу по привитию навыков культурного поведения в определённой системе он должен вести ребёнка от более простых и знакомых ему действий, правил поведения к более сложным, не знакомым, подводя его к постепенному усвоению их.
Ребёнок в детском доме общается со своими сверстниками, сотрудниками этого детского дома и воспитателями. Поэтому влияние личности воспитателя на детей особенно велико.
Только тот воспитатель, который сам владеет практическими умениями и навыками сможет правильно руководить активной деятельностью детей, привить детям навыки культурного поведения.
Являясь образцом дисциплинированности, аккуратности и порядка,он воспитывает тем самым культурные навыки и привычки у детей. Культурный воспитатель сумеет создать культурную обстановку в группе, поддержать чистоту и порядок.
Воспитатель должен быть приветливым, отзывчивым и в то же время требовательным. Ласковое и внимательное обращение с детьми и взрослыми, вежливые манеры служат примером для детей, учат их культурному обращению друг с другом и взрослыми.
В понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека, этикет, правильное поведение в общественных местах, культура быта, гигиена.
Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли.
В детском доме «Проталинка» по воспитанию культуры поведения ведётся большая работа. Проводятся следующие мероприятия:
- Беседа «Из истории этикета»; диспут «Уважаешь других, уважают тебя»; час этики «Здравствуйте, спасибо, пожалуйста»; практическое занятие «Телефонный разговор»; беседа «Мы принимаем гостей»; круглый стол «Правильная речь, этикет разговора»; школа хороших манер «Поведение на улице, в транспорте, магазине, музее…» ; семейный разговор «Поговорим о воспитанности»…
Единая педагогическая направленность воздействия на детей всего коллектива дадут возможность воспитать устойчивые навыки культурного поведения детей.