Программа кружка Лоскутное шитьё


Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукодельница» (далее – программа) имеет художественную направленность, является модифицированной. Работа кружка «Рукодельница» рассчитана на 1 год обучения и направлена на то, чтобы показать обучающимся ценность ручного труда, как источника эмоциональной духовности и культуры народов Верхневолжья. Изучение истории жизни народов Верхневолжья позволяет познакомиться с видами прикладного творчества, которые помогали людям создавать произведения искусства.Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Поэтому в последнее время художники все чаще обращаются к истокам народного искусства, органически соединяя прошлое и настоящее в одежде и предметах быта.Необходимо в процессе работы кружка показать обучающимся, что рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
В основе данной программы лежат:
1. Примерная программа предмета «Технология»
2. Учебно- методическое пособие для учителя: Нагель О.И. «Художествнное лоскутное шитьё». Москва, Школа- Пресс,2000г.
3.М.В.Максимова, М.А.Кузьмина Лоскутики. Г. Тверь «ЭКСМО-Пресс», 1998г.
4.И.Ю.Костикова Школа лоскутной техники. Москва, Культура и традиции,1997г.
Актуальность программы: лоскутное шитьё – вид декоративно- прикладного творчества. Как народное ремесло нашей культуры, лоскутное шитьё способствует развитию творческой личности ребёнка, воспитанию патриотизма, умению ценить общественную жизнь. Программа кружка призвана сформировать у обучающихся художественно- эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности, наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Программа является здоровьесберегающей, так как во время занятий проводится пальчиковая гимнастика, а практические работы (шитьё вручную) направлены на развитие мелкой моторики рук обучающихся.
Теоретические и практические занятия кружка призваны:
1.Познакомить обучающихся с историей лоскутного шитья народов Верхневолжья.
2.Закрепить навыки работы с инструментами и принадлежностями, тканями и материалами.
3.Научить обучающихся работать с утюгом, ножницами, иглами, соблюдая правила безопасной работы.
4.В процессе работы использовать отделочные материалы.
Цель программы: комплексное развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.
Задачи:
- научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива;
-развивать творческие способности обучающихся;
-формировать технологическую культуру;
-формировать качества личности–настойчивость, терпение, аккуратность в труде.
Отличительная особенность программы: взят только один блок «Лоскутная техника».
Срок реализации: 1 год.
Возраст детей: 10-11лет.
Форма и режим занятий:1 раз в неделю 2 часа.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и ручными инструментами;
-историю лоскутного шитья;
-техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «полоска», «треугольник», «уголки», «ромбы»;
-способы выполнения аппликации, стёжки,
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы выполнения влажно- тепловой обработки;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Обучающиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы»;
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-делать аппликацию;
-определять качество готового изделия.
Форма подведения итогов:
-проведение выставок работ обучающихся в кабинете школы;
-участие в школьном фестивале «Кириллица»;
-участие в выставках городского центра детского творчества.
Содержание программы кружка «Рукодельница»:
1направление:
1.Вводное занятие.
Теоретическая часть. Знакомство с кабинетом «Швейная мастерская». Правила безопасной работы в кабинете. Беседа «Лоскуты из сундука».
Практическая работа. Ткани, необходимые для работы. Отбор тканей.
2.Стирка и утюжка лоскутных изделий.
Теоретическая часть. Сортировка лоскутов перед стиркой. Подготовка моющего раствора. Сушка лоскутов. Декатировка ткани. Цветовое сочетание в лоскутном шитье. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Практическая работа. Создание эскиза изделия при помощи теплых и холодных цветов.
3.Что необходимо для работы?
Теоретическая часть.Инструменты для ручных работ: иглы, наперсток, ножницы, нитки, сантиметровая лента, линейка, треугольник, миллиметровая бумага, калька, булавки.
Практическая работа. Овладение безопасными приемами работы с инструментами.
4.Назначение шаблонов (трафаретов).
Теоретическая часть. Форма и размеры шаблонов, материала из которых они изготовлены. Шаблон с «окошком» и прозрачный шаблон..Практическая работа. Изготовление шаблонов (трафаретов) из картона или плотной бумаги.
5.Характеристика и выбор ткани.
Теоретическая часть.Ткани: хлопчатобумажные и льняные, шелковые и шерстяные, синтетические. Свойства тканей. Виды тканей по отделке: гладкокрашеные, набивные, с рельефным ткацким узором, пестротканые.
Практическая работа. Отбор хлопчатобумажных тканей для работы.
6.Ручные швы.
Теоретическая часть. Виды ручных швов: сметочные (вперед иголку, назад иголку), обметочные( косой, петельный), подшивочный.
Практическая работа. Выполнение швов на образце.
7.Ручные швы: «козлик», потайной.
Теоретическая часть. Применение ручных швов, техника выполнения.
Практическая работа. Выполнение швов на образце.
8.Как обработать углы изделия.
Теоретическая часть. Приемы обработки углов изделия. Способы обработки углов: прямого угла «под рамку», подкладочной тканью изделия.
Практическая работа. Выполнение образцов.
9.Выполняем оборки.
Теоретическая часть. Что такое «оборки»?
Практическая работа.Раскрой оборок, прокладывание стежков для сборочек, присбаривание, пришив оборки по краю изделия. Выполнение образцов.
2направление:
10.Выполнение игольницы в виде сердечка.
Теоретическая часть. Назначение и виды игольниц.
Практическая работа. Подбор ткани для игольницы, раскрой изделия по шаблону, подготовка деталей кроя к работе. ПБР с ножницами.
11.Выполнение игольницы в виде сердечка.
Теоретическая часть. Способы украшения игольниц.
Практическая работа. Сборка изделия, украшение кружевом, тесьмой, бисером.
12.Выполнение игольницы в виде шляпки.
Теоретическая часть. Подбор ткани для игольницы.
Практическая работа. Раскрой изделия по шаблонам разного размера, подготовка деталей кроя к работе. ПБР с ножницами.
13.Выполнение игольницы в виде шляпки.
Теоретическая часть. Способы украшения игольницы.
Практическая работа. Обработка краев деталей косым швом, набивка деталей, сборка деталей и украшение лентой, тесьмой или кружевом.
14.Выполнение куклы– закрутки.
Теоретическая часть. Работа с использованием линейки, мелка для раскроя. ПБР с ножницами.
Практическая работа. Раскрой изделия, обработка деталей кроя.
15.Выполнение куклы – закрутки.
Теоретическая часть. Способы изготовления рубашки куклы из хлопчатобумажной ткани, рук из лент, волос из ниток.
Практическая работа. Сборка деталей куклы. ПБР с иглой.
16. Выполнение куклы – закрутки.
Теоретическая часть. Способы украшения одежды куклы кружевом, тесьмой, вышивкой, бисером, отделка головного убора. ПБР с утюгом.
Практическая работа. Украшение одежды куклы. Влажно- тепловая обработка.
17.Организация и проведение выставки работ обучающихся в кабинете школы.
Теоретическая часть. Беседа «Что такое выставки»?
Практическая работа. Подготовка стендов для оформления выставки. Расположение и укрепление работ на стендах.
18.Экскурсия обучающихся в музей города. Инструктаж по технике безопасности: правила поведения в автобусе во время движения, в залах музея во время экскурсии.
19.Экскурсия обучающихся в ГЦТТУ на выставку. Инструктаж по технике безопасности: правила поведения в автобусе во время движения, в залах центра во время экскурсии.
20.Учимся работать на швейной машине.
Теоретическая часть. Устройство швейной машины.ПБР на швейной машине.
Практическая работа. Заправка верхней и нижней нитей в машину. Намотка нитки на шпульку.
21.Машинные швы.
Теоретическая часть. Ширина шва. Обрезной край детали. Виды машинных швов: соединительные, краеобметочные. Стачной шов взаутюжку, стачной шов вразутюжку. Технология их выполнения.
Практическая работа. Выполнение образцов стачного шва.
3 направление:
22.Техника шитья из полос.
Теоретическая часть. Приемы шитья из разноцветных полос. Техника «колодец», «радужный ряд», «пашня». ПБР с портновскими булавками.
Практическая работа. Раскрой полосок по шаблонам.
23.Стачивание полосок с помощью основы.
Теоретическая часть. Основа: тонкая ткань или флизелин. Влажно- тепловая обработка ткани. ПБР с утюгом.
Практическая работа. Скрепление полосок при помощи булавок. Настрачивание полосок на основу. Утюжка швов во время работы.
24.Стачивание полосок без основы.
Теоретическая часть. Способы соединения полосок в полотно.
Практическая работа. Выкраивание деталей из полотна. Составление композиции.
25.Соединение полосок в изделие (прихватка по типу «колодец»).
Теоретическая часть. Составление схемы прихватки. Способы расположения полосок в прихватке по типу «колодец».
Практическая работа. Раскрой изделия по шаблону или при помощи линейки и мелка.
26.Соединение полосок в изделие (прихватка по типу «ЕЛОЧКА»).
Теоретическая часть. Составление схемы прихватки. Расположение полосок в прихватке «елочка».
Практическая работа. Раскрой изделия по шаблону или при помощи линейки и мелка.
27.Выполнение изделий выбранным способом.
Теоретическая часть. Сметывание и стачивание полосок в прихватку «колодец» или «елочка». ПБР на швейной машине.
Практическая работа. Раскрой обратной стороны и утеплителя прихватки. Соединение деталей прихватки. Пришив петли.
28.Техникашитьяизквадратов. Теоретическая часть. Беседа «Веселые квадратики». Использование квадратов для выполнения изделий: прихваток, салфеток, одежды для кукол, ковриков, панно. Демонстрация готовых изделий.
Практическая работа. Изготовление шаблонов из плотной бумаги или картона.
29.Соединение квадратов.
Теоретическая часть. Выбор рисунка. Составление эскиза изделия. Подбор тканей. Практическая работа. Раскрой изделия из квадратов. ПБР с ножницами.
30.Соединение квадратов в полотно.
Теоретическая часть. Способы соединения квадратов. Сметывание и стачивание деталей. Использование прокладочных материалов.
Практическая работа. Выполнение панно или коврика.
31.Двухцветная «шахматка» из квадратов.
Теоретическая часть. Ткани, контрастные по цвету. Использование гладкокрашеной и набивной тканей. Способы соединения квадратов в «шахматке»: по диагонали и в шахматном порядке.
Практическая работа.Раскрой изделия. Выполнение платья для куклы. ПБР с иглой и булавками.
32.Выполнение грелки на чайник.
Теоретическая часть. Составление эскиза грелки из квадратов или полос. Подбор ткани для работы. Утеплитель для грелки: ватин или синтепон.
Практическая работа. Раскрой изделия. ПБР с ножницами.
33.Выполнение изделия: грелка на заварочный чайник.
Теоретическая часть. Сметывание и стачивание деталей изделия: грелки, утеплителя и чехла.
Практическая работа. Соединение деталей. Выкраивание косой бейки. Окантовка нижнего среза грелки. ПБР на швейной машине.
34.Оформление и проведение выставки работ обучающихся в кабинете школы. Теоретическая часть. Подведение итогов работы за год.
Практическая работа. Подготовка стендов. Отбор работ. Укрепление работ
обучающихся на стендах. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пТЕМА Количество часов
Теоретическая часть Практическая работа
1 год обучения 1. Лоскутное шитьё 17ч. 51ч.
1направление «Лоскуток за лоскутком» 5ч. 13ч.
2 направление «Фантазии из лоскутков» 4ч. 20ч.
3 направление «Дизайн интерьера» 8ч. 18ч.
Итого:68ч. 17ч. 51ч.
Методические указания
На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.
Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватки, подставка под горячее, грелка на чайник, панно и т.п. по выбору обучающихся).
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, вызывает желание к последующей деятельности.
Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают свои индивидуальные изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.
Формой активизации учебно – воспитательного процесса является посещение историко – архитектурного музея города Ярославля, музея истории города, выставок декоративно – прикладного творчества, где происходит знакомство с творчеством народных умельцев нашего края.
Лучшие работы обучающихся выставляются на выставках, ярмарках.
Итоговый контроль проводится в форме опроса, тестирования, практических занятий, самостоятельной работы и защиты проектных работ.
Направления программы.
1направление «Лоскуток за лоскутком»
На первом этапе обучающиеся узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Обучающиеся под руководством педагога осваивают виды орнаментов, такие как шахматная доска, мозаика из полос, изучают цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии, дополнительное время, а главное – усидчивость. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывая практическое применение даже самого маленького изделия.
2 направление «Фантазии из лоскутков»
По мере усвоения обучающимися приёмов декоративно – прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у обучающихсяразвивается потребность в общении с прекрасным и в жизни и в декоративно – прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно- образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончании данного этапа обучающиеся должны уметь выполнять простейшие чертежи, подбирать ткани в соответствии с цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы обучающиеся освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия.
3 направление «Дизайн интерьера»
На данном этапе помощь педагога становится всё более минимальной: обучающиеся осваивают составление эскизов, находят дизайнерские решения. Деятельность обучающихся приобретает творческий характер. Изменяется и роль руководителя кружка, он становится наставником, пробуждая фантазию, помогая ощутить обучающимся себя мастерами и творцами.
Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы кружка.
После изучения программы обучающиеся должны уметь:
*правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правили безопасности труда;
*выполнять различные виды лоскутных сборок вручную и при помощи швейной машины;
*проводить сборку, влажно- тепловую и окончательную обработку лоскутного изделия.
Обучающиеся должны знать:
*основные этапы становления рукоделия;
*типы лоскутной техники;
*способы построения композиции лоскутного изделия;
*различные виды стежков и особенности их исполнения вручную и при помощи швейной машины;
*правила безопасности труда на швейной машине и шитья ручными инструментами.
Ресурсное обеспечение программы:
Кадры: учитель технологии Калачёва О. Н.
Материально- техническое: ткань (лоскутки), ручные иглы, швейные машины, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек, линейки, утюг, гладильная доска, портновские булавки, сантиметровая лента.Наглядные средства обучения: фотографии с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, готовые поделки в технике лоскутного шитья.
Помещение: кабинет швейная мастерская.
Рейнберг В. -7Б Рейнберг В.-7Б КорниевскаяД.-8Б
Селезнёва Е.-8Б Корниевская Д.-8Б
Селезнёва Е.-8Б
Лебединская А.-5А Зубова Я.-5А УшаковаЕ.-5А Сухогузова С.-5В
Митина Д.-5В Пряжина А.-8А ПряжинаА.-8А ПряжинаА.-8А
Гордиенко А.-8А Гордиенко А.-8а Корчагина В.-6А Степанова Д.-6В
Закусилова Т.-6Г Гусева А.-6Г Чистякова С.-6В Жук Н.-6Г
Рейле А.-6Г Гордеева А.-6А Борисова С.-6А Филиппова Л.-6В
Пасхина А.-6В Корнилова С.-6Г ТарабароваА.-6Б Ахунова М.-6В
Ивашкив А.-6а Сапрыкина В.-6Г АстафьеваЕ.-6Б МокичеваА.-6А
Гутарева А.-6а Чаукова В.-6Г Степанова А.-6В Кондакова А.-6Г
Гутарева А.-6А Солнцева С.-7Б Сергеева М.-8А СергееваМ.-8А
Карсакова А.-6Г НикитинаМ.-6А Лобова А.-6Г ЧауковаВ.-6Г