Технологическая карта урока русского языка Язык позволяет людям думать (5 класс)
Язык позволяет людям думать
(урок открытия нового знания)
Автор: Пых Н.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Андреевская СОШ»
Предмет и учебник: Русский язык. 5 класс. М.В.Панов
Тема: «Язык позволяет людям думать»
Цель урока: Формирование представления о языке как средстве мышления
Задачи:
Для учителя Для учащихся
направленные на достижение предметного результатов
Формировать представление об основных функциях языка Представлять основные функции языка
Расширить представление о роли языка в жизни человека и общества Понимать роль языка в жизни человека и общества
Совершенствовать навыки овладения нормами речевого этикета при создании устных и письменных высказываний Овладеть нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний
направленные на достижение метапредметного результата
Развивать адекватное понимание устного и письменного сообщения Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения
направленные на достижение личностных результатов
Помогать осознавать ценность русского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей Осознавать ценность русского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяРезультат Методы, приемы УУД
Мотивация к учебной деятельности
Оргмомент.
Приветствует учащихся. Приветствуют. Эмоциональная мотивация. Предлагает ответить на вопрос: какое слово объединяет предметы, стоящие на столе (зажженная свеча, колокольчик, учебник «Русский язык») Отвечают на поставленный вопрос. Ответ на поставленный вопрос (слово «язык» - язык пламени, колокола, русский язык) Создание проблемной ситуации Познавательные УУД
Предлагает определить лексические значения слова «язык», решить, с каким из значений будем работать на уроке. Опираясь на уже имеющиеся знания или используя толковый словарь, знакомятся с лексическими значениями слова «язык». Формулировка темы урока Работа со словарем Познавательные, регулятивные УУД
Действия для приобретения новых знаний
«Автор учебника утверждает, что язык помогает людям думать. Так ли это?» Высказывают предположения, пробуют ответить, определяют, где можно найти доказательства, составление плана действий Формулировка цели урока и учебных задач Прогнозирование, планирование работы Познавательные, коммуникативные: регулятивные УУД
Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний
Погружает в эксперимент (упр.1, стр.6) Высказывают свое мнение, выслушивают мнения одноклассников, вступают в диалог, Вывод, сделанный из проведенного эксперимента Эксперимент Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД
Организовывает работу по анализу текста (стр.5) Чтение текста, маркировка. Нахождение аргументов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипотезу ИнсертКоммуникативные, познавательные, личностные УУД
Формирование самоконтроля
Предлагает выполнить одно из заданий:
Выпишите из текста предложение, в котором заключена основная мысль текста.
Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Выбирают задание из предложенных учителем и выполняют его. Приобретение опыта определения основной мысли текста. Работа с текстом Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные УУД
Включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач
Предлагает выполнить одно из заданий:
Как вы думаете, почему одним людям легко выражать свои мысли, а другим труднее?
Напишите, каких результатов следует ожидать, если человек начнет думать без слов. Выбирают задание из предложенных учителем и выполняют его. Приобретение опыта создания письменного высказывания Работа по созданию письменного рассуждения Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные УУД
Рефлексия
Организует работу с листами самооценки:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось…
Я понял, что…
Я почувствовал, что… Подводят итоги урока Соотнесение цели, поставленной в начале урока, с результатами своей деятельности Незаконченное предложение Регулятивные УУД
Домашнее задание по выбору:
Напиши, почему прочитанный текст так называется. Предложите свое название.
Составьте по прочитанному тексту вопросы для своих одноклассников.
На основе прочитанного текста напишите письмо своему другу, в котором расскажите, для чего людям нужен язык.