Конспект открытого урока по русскому языку Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща
24.12.2012 Русский язык
Тема: Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний
ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Задачи :
Предметные – способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Метапредметные :
Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.), умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные – обще учебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровье сберегающем поведении.
Оборудование: презентация, карточки – слова (повторять, закреплять), звук [ж] , записи на доске, предметные картинки, аудио запись звуков метели, толковые словари, индивидуальные карточки, стенгазета, карточки для дифференцированной работы, ёлка, бумажные шарики.
.
Ход урока.
1.Орг.момент.Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел для нас звонок –
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться.
- К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
-Запишите число, классная работа. (доска )
2.Актуализация знаний.
-Сегодня у нас будет необычный урок, это будет путешествие по зимнему лесу.( Звучит музыка Вивальди «Зима»)
- Соберите пазлы. Какие картинки у вас получились?
- Какие слова вы смогли прочитать под картинками?
-Сформулируйте тему нашего урока.
Правописание буквосочетаний жи - ши, ча – ща, чу - щу.
-Каковы же цели и задачи нашего урока?
-Используйте слова помощники:
Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)
Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)
-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний.
-Какое правило нам поможет достичь цели урока?
Жи и ши – такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
Жи и ши, жи и ши
Только с и всегда пиши!
Ча и ща , щу и чу –
Слоги эти заучу!
Ча и ща, щу и чу
Я пятёрку получу!
3.Станция «Волшебная» (каллиграфическая минутка)
- Ребята, Зима украшает лес красивым нарядом, давайте и мы украсим наши тетрадочки красивыми буквами .Запишем их зелёным цветом.
- Назовите шипящие согласные. Какие из них всегда твёрдые?
Ж и Ш
-Произнесите эти звуки.
-Что вы о них знаете? (Согласные, парные, всегда твёрдые.)
-Какими буквами обозначаются эти звуки на письме? (ЖЕ и ША)
-Давайте пропишем эти буквы, и каждая пара учеников пропишет слово, которое вы сложили в пазлах.
4.Станция «Тематическая» Работа над темой.
-Составьте и запишите предложение. (на доске)
Зелёная, спряталась, ёлочка, под, снежком, пушистым.
Зелёная ёлочка спряталась под пушистым снежком.
-Подчеркните грамматическую основу предложения.
5.Станция «Загадкино».Презентация. Словарная работа. Запишите отгадки на мои загадки.
6.Станция «Книжкино». Работа по учебнику с.14 Упр. № 23.
-Прочитайте 3 загадку. Объясните написание слов с пропущенными буквами. Спишите загадку подчёркивая буквосочетания.
- Отгадайте загадку. Какие звуки можно услышать во время метели? (порывы и завывание ветра.)
7.Станция «Гимнастическая» ( видео Гимнастика для глаз)
8. Станция «Метелица». Работа с орфографическим словарём.
Откройте орфографический словарик на с.134.Найдите и прочитайте слово метель.
-Сколько слогов в этом слове?
- Какой из них ударный?
- Написание какой безударной гласной нужно запомнить?
Метель в слове 2 слога, ударение падает на 2 слог на гласную букву е, безударная непроверяемая –е- в 1 слоге)
-Прочитайте синонимы к слову в словаре синонимов с. 140 метель – вьюга, буран, пурга, ураган.
- Метель принесла нам задание, которое вы будете выполнять в группах. Работа в группах.
-Возьмите карточки. Выполните задание. На выполнение вам 7 минут.(Дети работают в группах по уровневым карточкам по 2 группы на каждый уровень.)
Проверка в сравнении в парах групп по одному предложению чередование.
Составляем газету из выполненных группами (представление командирами) карточек на доске под темой урока.
9.Станция «Опушки» Рефлексия.Презентация Марка Ганыш и Насти Макалиш.
Игра для всех. Замени одним словом.
Зимой летят с неба. __________________________
Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала ____________________________
Берёзовая ___________________
Длинные палки на ногах катают с горы ------------------
Часть колеса машины __________________________
Чайная пара: блюдце и _________________________
10. Итог урока.
-Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?
-Какие правила мы должны знать, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?
В сочетаниях жи –ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу – щу
Пишем только букву у !
- Соедините эти буквы в пары дружбы
Ж ы
Ш и
Ч У
Щ Ю
Я
А
-Оцените свою работу с помощью ёлочной игрушки.
-Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями, нарисуйте на полях жёлтый шарик, если у вас есть сомнение – зелёный. Если вы думаете, что эти слова ещё вызывают у вас затруднения - синий.
-Ребята, если бы мы украшали ёлочку, то была бы она словно в золотом убранстве на ёлку. Сколько жёлтых шариков на ней появилось. Вы хорошо поработали.
11.Дом. задание.
С. 15,задание№2. Составить орфографический словарик слов с каждым буквосочетанием.
12.Письмо по памяти.
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут мыши.
15