Рабочая программа студии изобразительного и прикладного творчества Калейдоскоп
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 57
Ю.К. Кудашкина _______________
«____» _____________2015г. Согласовано:
Зам. директора МБОУ СОШ № 57
Ермолаева И.И.________________
«____» _____________2015г. Рассмотрено:
Заседание МО,
протокол № __________
от «_____»___________2015г.
Рабочая программа
занятий студии изобразительного
и прикладного творчества «Калейдоскоп»
для обучающихся 1,2,3,4,5 классов
(дополнительное образование)
Педагог дополнительного образования:
Полякова Татьяна Анатольевна
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей в студии изобразительного и прикладного творчества «Калейдоскоп» составлена на основе следующих нормативных документов в области образования РФ:
• Закон РФ «Об образовании».
• Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470).
• Изменения, подлежащие внесению в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. N 752).
• Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03).
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». В составлении программы использованы материалы Н.В.Гросул; (Программа дополнительного художественного образования детей. Москва «Просвещение» 2005 год. Страница 33.); Н. Н. Алексахина «Волшебная глина», изд-во «АГАР», Москва, 2001г.; Ц. Лариш «Сам себе гончар» Велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом именно сейчас очень важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка. Основой цивилизованного социума всегда является культура, цель которой - воспитание духовно богатой и социально адаптированной личности. Этот процесс немыслим без восприятия произведений искусства и осознания красоты окружающего мира в ходе практической творческой деятельности. От уровня нравственной культуры отдельной личности зависит состояние общества в целом. Зачастую происходит подмена идеалов, разрушение традиций предшествующих поколений. Особенно страдает от этого молодежь, те, чье мировоззрение только формируется. Решить всевозможные психологические проблемы детей в школе и семье, отвратить подростка от вредных привычек помогает творчество, так как ведущую роль в становлении личности ребенка и формировании его духовного мира играет эмоциональное воздействие. Студия изобразительного и прикладного творчества «Калейдоскоп», как целостный курс включает в себя: живопись, графику, пластику малых форм, дизайн, роспись, а так же традиционное народное творчество(костюм, игрушку, роспись). Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развиваться творческим способностям ребенка (воображению и фантазии, пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что детям, занимающимся в студии, занятия в рамках одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к творчеству. Также при более узком подходе могут остаться нераскрытыми возможности воспитанника в других областях изобразительной деятельности. Язык различных видов искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме того, занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в начальном и среднем звене школы, а также доступностью теоретического и практического материала, небольшими материальными затратами, зримыми результатами работы.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы разных школ. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.
Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся.
Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.
Структура программы первого и второго года обучения учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков: друзьям, близким и пр.
Программа занятий лепкой вооружает детей одним из умений, которое пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.
Педагогическая целесообразность программы определяется учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Целью программы является развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности.
Задачи программы:
формирование у детей представления о различных видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, народном художественном творчестве;
становление умений и навыков в области рисования, декоративно-прикладного и народного искусства в ходе работы с различными материалами и инструментами: красками, кистями, пластической массой, бумагой и т. д.;
развитие у воспитанников художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления;
формирование нравственно-эстетической отзывчивости на добро и зло, красивое и уродливое;
воспитание интереса к искусству, наблюдательности, эстетического чутья и понимания прекрасного.
Условия реализации программы.
Занятия необходимо проводить в достаточно просторном, хорошо освещенном проветриваемом помещении. У каждого ребенка должно быть свое рабочее место (стол, стул). Необходимо, чтобы инструменты (карандаши, кисти и др.) и художественный материал (краски, бумага, соленое тесто и т.п.) были доступны каждому ребенку. Однако ножницы педагог выдает детям только в случае необходимости, предварительно напомнив им правила техники безопасности. Другие предметы, имеющие режущие или колющие части, представляющие малейшую опасность для здоровья детей находятся в недоступном для учащихся месте и предназначаются только для работы педагога. Так как на занятиях предусмотрена работа в разных техниках и с различными материалами, то особое внимание уделяется технике безопасности. Педагог постоянно следит за дисциплиной, правильной организацией рабочего места учащихся, хранением законченных и незавершенных рисунков или изделий.
В студии обязательно должно быть достаточно объяснительно-иллюстративного материала: (альбомы, открытки, иллюстрации, гипсовые формы, натюрмортный фонд, а также лучшие работы прошлых лет), журналы "Юный художник", краски, кисти, бумага. Незавершенные работы хранятся в специально отведенном месте;
Основным условием для занятий изобразительным и прикладным творчеством является эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей. Ее созданию способствует поэзия и музыка, искусство и архитектура, любование природой и интерьером. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.
Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.
Основное внимание в программе уделено нетрадиционной живописи, декоративно-прикладному искусству, народному творчеству. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории возникновения и развития различных видов искусства и народного художественного творчества, их отличительных особенностях. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено также посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу, любви к природе, родному очагу, дому, матери:
Возраст обучающихся - 7-11 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Данная программа рассчитана на два года обучения. В зависимости от того в какой группе, ребёнок занимается на 1- м и 2-м году обучения объём программы может изменяться.
Объём программы - 296 часов, которые распределяются следующим образом:
Первый год обучения - 148 часов;
Второй год обучения - 148 часов.
Распределение обучающихся по группам, производится в соответствии с их уровнем подготовленности и с учётом желания самих детей и подростков.
Формы и режим занятий.
Формы учебных занятий:
типовое занятие,
собеседование,
консультация,
экскурсия,
дискуссия,
практическое упражнение,
самостоятельная работа,
учебная игра,
беседа,
конкурс,
пленэр и т. д.
Режим занятий:
Для групп 1-го года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.
Для групп 2-го года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.
Прогнозируемые результаты и методы их диагностики.
Основные виды диагностики результата:
входной - проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно- творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
текущий - проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
промежуточный - проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;
итоговый - проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка.
Формирование универсальных учебных действий на занятиях в студии «Калейдоскоп»
Система художественной направленности обучения детей в дополнительном образовании способна формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В качестве главных результатов выступают личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся. Формирование универсальных учебных действий в студии осуществляется в результате реализации принципов системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса.
Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством способствуют личностному развитию обучающегося, обеспечивая сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством. Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
Изобразительное искусство вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий. Обучение направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры, формирования толерантности, предполагающей уважение к культурному наследию и искусству народов многонациональной России и других стран мира. Занятия по декоративно-прикладному искусству имеют чёткую практико-ориентированную направленность, что способствует формированию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий, путём приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности. В то же время усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии, занятия по декоративно-прикладному искусству обеспечивают личностное развитие обучающихся.
Приобретение знаний и расширение представлений обучающихся о видах и жанрах изобразительного, декоративно-прикладного искусства осуществляется в результате решения проблемных ситуаций. Знание не дается в готовом виде, а открывается детьми самостоятельно или при помощи педагога в двух направлениях: в процессе эстетического восприятия природы и произведений искусства, в результате продуктивной творческой деятельности.
Расширение познавательной сферы обучающихся в области искусства происходит постепенно, в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач. Например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях Иркутска, умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом, осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).Личностные результаты проявляются в авторском стиле юного художника, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Уникальным достижением обучающегося является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии обучающийся создаёт уникальный рисунок или изделие (материализованный в той или иной форме творческий продукт, самостоятельное «произведение»), используя выразительные свойства художественных материалов. При этом, он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический, скульптурный или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку (изделию), выражая в словесной или письменной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда, и по необходимости и осуществляет необходимую коррекцию, например, уточняет название своего рисунка или поделки.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства в студии «Калейдоскоп» обеспечивается в результате диалога всех субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в условиях организации игровых ситуаций, деловых и ролевых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений обучающегося о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека; в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.
Таким образом, формирование универсальных учебных действий на занятиях выполняет ориентацию процессов обучения, воспитания и социализации личности на её самоопределение - жизненное, ценностно-смысловое как основу духовно-нравственного, социального, национального, религиозного, профессионального, семейного и т.д. воспитания, осуществляемое человеком на протяжении всего его жизненного пути, а в момент окончания учебного заведения, выступающее «ядром» жизненной ситуации выпускника» В течение года планируется участие обучающихся в тематических выставках: «День матери», "Новый год", «День защитника Отечества», "8 Марта", "День Победы" и др. Такая деятельность приучает ребенка к более ответственному отношению к изобразительному, прикладному творчеству и к самому себе. Тесный союз детей в коллективных работах способствует укреплению самоощущения ребенка в обществе. Совместные посещения детей с родителями и педагогом музеев и выставочных залов помогает ребенку понимать и распознавать мир искусства и художников.
В конце 1-го года обучения обучающийся будет:
знать отличие основных цветов от составных;
иметь представление о переднем и заднем планах;
уметь пользоваться доступными материалами и инструментами (кисти, ножницы, бумага, гуашь, мелки, клей, соленое тесто);смешивать гуашевые краски и получать задуманные цвета;
подбирать цвета в зависимости от настроения, отображаемого в рисунке;
сознательно выбирать расположение листа или изделия в зависимости от задуманной композиции;
уметь разбираться в свойствах различных материалов, а также уметь сочетать их;
замешивать соленое тесто, умело использовать тиснение с помощью разных форм.
Знать приемы работы с бумагой(тиснение, прорезание, сгибы и т.д.).
В конце 2-го года обучения обучающийся будет:
знать виды и жанры изобразительного искусства;
знать понятия прикладного искусства, перспективы, иллюстрации;
использовать разнообразие выразительных средств (цвет, линия, пятно, ритм, форма, композиция);
работать в определенной цветовой гамме;
передавать пространственные планы способом загораживания;
иметь навыки работы с бумагой (прорезание ажурных узоров, торцевание),
иметь навыки работы с различными материалами,
знать приемы аппликации.
овладеть способами объемного и плоскостного конструирования.
уметь различать произведения искусства выполненные в различных техниках и жанрах,
уметь работать в двух - трех техниках одновременно,
передавать движение фигуры человека и животных в рисунках и изделиях.
Оборудование и материалы:
столы;
стулья;
доска;
плотные шторы;
учебные пособия и таблицы;
объяснительно-иллюстративный материал;
изделия народных промыслов;
репродукции картин;
натюрмортный фонд.
Художественные материалы:
краски гуашевые;
кисти и другие инструменты (трубочки для нанесения краски, зубные щетки для работ набрызгом);
бумага;
картон;
карандаши;
стеки для лепки
клей ПВА
Учебный план 1-ого года обучения.
В процессе 1 – ого года обучения предусмотрена работа по следующим направлениям:
Основы изобразительной грамоты
Плоскостное и объемное изображение
Бумажная пластика
Учебное занятие состоит из нескольких этапов:
- организационный (подготовка детьми своего рабочего места, сообщение темы занятия);
- объяснение материала, демонстрация наглядно-методического материала (репродукции, иллюстрации картин, просмотр слайдов на компьютере, образцы, детские работы и т.д. Создание эмоциональной обстановки (чтение отрывков из литературных произведений, стихов, прослушивание музыки и т.п.);
- выполнение детьми творческого задания;
- подведение итогов, обсуждение работ, приведение рабочего места в порядок.
С целью снятия у детей мышечного напряжения и усталости проводятся физкультминутки.
Основной формой подведения итогов является участие детей в школьных, окружных и городских выставках. Внутри объединения также проводятся мини-выставки.
Содержание программы 1 – ого года обучения.
Основы изобразительной грамоты.
Данный предмет предполагает работу по следующим направлениям:
Основы композиции
Основы живописи
Элементы наблюдательной перспективы
Работа по этим направлениям в первый год обучения основывает фундамент знаний умений и навыков в изобразительной деятельности. Весь учебный материал в доступной форме усваивается обучающимися. В процессе работы складывается последовательный набор знаний.
Плоскостное и объемное изображение
Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников
Данный предмет предполагает работу по следующим направлениям:
Работа с природным материалом
Навыки лепки
Навыки аппликации
Наука о цвете
Работа с различными материалами
Работа с бумагой
Бумажная пластика
Модульное оригами
Изделия из бумаги
Открытки своими руками
Календарно-тематическое планирование 1-ого года обучения
(сентябрь)
Дата Тема занятия Теория Практика Всего часов
1-я неделя Знакомство со студией. Ознакомление с правилами техники безопасности, режимом работы. Тренинг «Рисуем дерево»-гуашь 1 1 2
1-я неделя Тестопластика. Тренинг «Учимся работать с соленым тестом» 30мин 2 2,5
2-я неделя Декоративная живопись. Панно «Листья осени» 2 2
2-я неделя Бумагопластика. Осенние листья 1 1,5 2,5
3-я неделя Тестопластика. «Букет из отметок» 2 2
3-я неделя Роспись изделия «Букет из отметок» 2,5 2,5
4-я неделя Интуитивная живопись. «Букет цветов» 2 2
4-я неделя Бумагопластика. «Сова – символ мудрости» 30мин 2,5 2,5
(октябрь)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
1-я неделя Тестопластика. Лепка малых форм(листья, ягоды, цветы) 2 2
1-я неделя Роспись изделий малых форм 2,5 2,5
2-я неделя Нетрадиционная живопись. Листья(набрызг) 1 1 2
2-я неделя Живопись в технике тингатинга «Закат. Африканские животные» 1 1,5 2,5
3-я неделя Тестопластика. «Такие разные коты» 2 2
3-я неделя Роспись изделий «Такие разные коты» 2,5 2,5
4-я неделя Бумагопластика. Модульное оригами. Плоское изделие 1 1 2
4-я неделя Бумагопластика. Модульное оригами. Продолжение работы над плоским изделием 2,5 2,5
(ноябрь)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
2-я неделя Тестопластика. Изделие «Ежик» 1 1 2
2-я неделя Роспись изделий «Ежик» 2,5 2,5
3-я неделя Декупаж. Украшение камешков 1 1 2
3-я неделя Тестопластика+ Декупаж. Сердечки 30 мин. 2 2,5
4-я неделя Бумагопластика. К дню Матери. «Сердечная открытка» 1 1 2
4-я неделя Бумагопластика. Завершение и оформление «Сердечной открытки» 2,5 2,5
(декабрь)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
1-я неделя Тестопластика. Новогодние украшения. 1 1 2
1-я неделя Роспись изделий новогодних украшений 2,5 2,5
2-я неделя Бумагопластика. Снежинки. 2 2 2
2-я неделя Бумагопластика. Оригами. Изделия «Сапожок», «Дед мороз» 1 1,5 2,5
3-я неделя Тестопластика. Символ года - обезьянка 1 1 2
3-я неделя Роспись изделий. 2,5 2,5
4-я неделя Интуитивная живопись. Зимний лес 2 2
4-я неделя Бумагопластика. Рождественские изделия. Ангел. 2,5 2,5
(январь)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
2-я неделя Бумагопластика. Зоопарк(объемные животные) 2 2
2-я неделя Тестопластика. «Барыня» в стиле Дымково. 1 1,5 2,5
3-я неделя Роспись изделий «Барыня» 1 1 2
3-я неделя Бумагопластика. Петух в стиле Дымково. 2,5 2,5
4-я неделя Роспись изделий «Петух» в стиле Дымково. 2 2
4-я неделя Интуитивная живопись. «Луна и дерево» 2,5 2,5
(февраль)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
1-я неделя Тестопластика. «Подводный мир» 2,5 2,5
1-я неделя Тестопластика. «Подводный мир» 2 2
2-я неделя Тестопластика. «Подводный мир» 2,5 2,5
2-я неделя Тестопластика. «Подводный мир» 2 2
3-я неделя Бумагопластика. Открытка к 23 февраля 2,5 2,5
3-я неделя Тестопластика. «Сказочная птица 2 2
4-я неделя Роспись изделий «Сказочная птица» 2,5 2,5
4-я неделя Бумагопластика. Открытка к 8 Марта 2 2
(март)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
1-я неделя Бумагопластика. Открытка к 8 Марта 30мин. 2 2,5
1-я неделя Декоративная живопись. Панно «Сказочные птицы» 2 2
2-я неделя Роспись панно «Сказочные птицы» 2,5 2,5
2-я неделя Бумагопластика. Мозаика сюжетные картинки 30мин. 1,30 2
3-я неделя Нетрадиционная живопись. Набрызг. «Фантастический космос» 2,5 2,5
3-я неделя Тестопластика. Композиция на сказочную тему. 1 1 2
4-я неделя Тестопластика. Работа над композицией. 2,5 2,5
4-я неделя Тестопластика. Завершение работы над композицией. Оформление работ. 2 2
(апрель)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
1-я неделя Бумагопластика. «Подводный мир». Выполнение объектов. 2,5 2,5
1-я неделя Бумагопластика. Продолжение работы. Оформление коллективной работы «Подводный мир» 2 2
2-я неделя Бумагопластика. Модульное оригами. «Лебедь» 2,5 2,5
2-я неделя Бумагопластика. Модульное оригами. Сборка изделия «Лебедь» 2 2
3-я неделя Бумагопластика. Торцевание. «Бабочки» 30 мин. 1,5 2,5
3-я неделя Бумагопластика. Торцевание. «Бабочки» 2 2
4-я неделя Тестопластика. «Пасхальное яйцо» 2,5 2,5
4-я неделя Роспись + декупаж изделия «Пасхальное яйцо» 2 2
(май)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
1-я неделя Интуитивная живопись. «Одуванчики» 2,5 2,5
1-я неделя Интуитивная живопись. «Сирень» (мятой бумагой) 2 2
2-я неделя Тестопластика. «Леплю, что люблю!» 2,5 2,5
2-я неделя Тестопластика. Работа над изделиями. 2 2
3-я неделя Тестопластика. Завершение и оформление своих композиций. 2,5 2,5
3-я неделя Творческая выставка. Итоговое собрание. 2 2
Всего: 148 часов
Учебный план 2-ого года обучения.
В процессе 2– ого года обучения предусмотрена работа по следующим направлениям:
Основы изобразительной грамоты
Плоскостное и объемное изображение
Бумажная пластика
Содержание программы 2 – ого года обучения.
Основы изобразительной грамоты.
Данный предмет предполагает работу по следующим направлениям:
Основы композиции
Основы живописи
Элементы наблюдательной перспективы
Работа по этим направлениям в первый год обучения основывает фундамент знаний умений и навыков в изобразительной деятельности. Весь учебный материал в доступной форме усваивается обучающимися. В процессе работы складывается последовательный набор знаний.
Плоскостное и объемное изображение
Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников
Данный предмет предполагает работу по следующим направлениям:
Работа с природным материалом
Навыки лепки
Навыки аппликации
Наука о цвете
Работа с различными материалами
Работа с бумагой
Бумажная пластика
Модульное оригами
Игрушки из бумаги
Открытки своими руками
Календарно-тематическое планирование 2-ого года обучения
(сентябрь)
Дата Тема занятия Теория Практика Всего часов
1-я неделя Знакомство со студией. Ознакомление с правилами техники безопасности, режимом работы. Тренинг «Рисуем березы»-гуашь 1 1 2
1-я неделя Тестопластика. Тренинг «Работаем с соленым тестом» 30мин 2 2,5
2-я неделя Декоративная живопись. Панно «Осенний листопад» 2 2
2-я неделя Бумагопластика. Осенние листья 1 1,5 2,5
3-я неделя Тестопластика. «Букет из отметок» 2 2
3-я неделя Роспись изделия «Букет из отметок» 2,5 2,5
4-я неделя Интуитивная живопись. «Букет цветов» 2 2
4-я неделя Тестопластика. «Сова – символ мудрости» 30мин 2,5 2,5
(октябрь)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
1-я неделя Тестопластика. Лепка малых форм(листья, ягоды, цветы). Композиция в круге. 2 2
1-я неделя Роспись изделий малых форм. 2,5 2,5
2-я неделя Нетрадиционная живопись. Букет из трав(набрызг) 1 1 2
2-я неделя Интуитивная живопись «Закат.» 1 1,5 2,5
3-я неделя Тестопластика. «Четвероногий друг» 2 2
3-я неделя Роспись изделий «Четвероногий друг» 2,5 2,5
4-я неделя Бумагопластика. Модульное оригами. Объемное изделие «Журавль» 1 1 2
4-я неделя Бумагопластика. Модульное оригами. Продолжение работы над изделием 2,5 2,5
(ноябрь)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
2-я неделя Тестопластика. Изделие «Ежик» 1 1 2
2-я неделя Роспись изделий «Ежик» 2,5 2,5
3-я неделя Декупаж. Украшение камешков 1 1 2
3-я неделя Тестопластика+ Декупаж. Сердечки 30 мин. 2 2,5
4-я неделя Бумагопластика. К дню Матери. «Цветочная композиция» 1 1 2
4-я неделя Бумагопластика. Завершение и оформление «Цветочной композиции» 2,5 2,5
(декабрь)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
1-я неделя Тестопластика. Новогодние украшения. 1 1 2
1-я неделя Роспись изделий новогодних украшений 2,5 2,5
2-я неделя Бумагопластика. Вырезанки. 2 2 2
2-я неделя Бумагопластика. Оригами. Изделия «Сапожок», «Дед мороз», «Снегурочка» 1 1,5 2,5
3-я неделя Тестопластика. Символ года - обезьянка 1 1 2
3-я неделя Роспись изделий. 2,5 2,5
4-я неделя Интуитивная живопись. Зимний лес 2 2
4-я неделя Бумагопластика. Рождественские изделия. Тоннель «Ангел.»2,5 2,5
(январь)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
2-я неделя Бумагопластика. Зоопарк(объемные животные) 2 2
2-я неделя Тестопластика. «Барыня» в стиле Дымково. (Объемная) 1 1,5 2,5
3-я неделя Роспись изделий «Барыня» 1 1 2
3-я неделя Бумагопластика. Петух в стиле Дымково. 2,5 2,5
4-я неделя Роспись изделий «Петух» в стиле Дымково. 2 2
4-я неделя Интуитивная живопись. «Луна и секрет» 2,5 2,5
(февраль)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
1-я неделя Тестопластика. «Чаепитие» 2,5 2,5
1-я неделя Тестопластика. «Чаепитие» 2 2
2-я неделя Тестопластика. «Чаепитие» 2,5 2,5
2-я неделя Тестопластика. «Чаепитие» 2 2
3-я неделя Бумагопластика. Открытка к 23 февраля 2,5 2,5
3-я неделя Тестопластика. «Сказочная птица 2 2
4-я неделя Роспись изделий «Сказочная птица» 2,5 2,5
4-я неделя Бумагопластика. Открытка к 8 Марта 2 2
(март)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
1-я неделя Бумагопластика. Открытка к 8 Марта 30мин. 2 2,5
1-я неделя Декоративная живопись. Панно «Сказочные птицы» 2 2
2-я неделя Роспись панно «Сказочные птицы» 2,5 2,5
2-я неделя Бумагопластика. Мозаика сюжетные картинки 30мин. 2 2,5
3-я неделя Нетрадиционная живопись. Набрызг. «Фантастический космос» 2,5 2,5
3-я неделя Тестопластика. Композиция на сказочную тему. 1 1 2
4-я неделя Тестопластика. Работа над композицией. 2,5 2,5
4-я неделя Тестопластика. Завершение работы над композицией. Оформление работ. 2 2
(апрель)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
1-я неделя Бумагопластика. «Подводный мир». Выполнение объектов. 2,5 2,5
1-я неделя Бумагопластика. Продолжение работы. Оформление коллективной работы «Подводный мир» 2 2
2-я неделя Бумагопластика. Модульное оригами. «Лебедь» (Объем) 2,5 2,5
2-я неделя Бумагопластика. Модульное оригами. Сборка изделия «Лебедь» 2 2
3-я неделя Бумагопластика. Модульное оригами. «Бабочки» 30 мин. 1,5 2,5
3-я неделя Бумагопластика. Модульное оригами. «Бабочки» 2 2
4-я неделя Тестопластика. «Пасхальное яйцо» 2,5 2,5
4-я неделя Роспись + декупаж изделия «Пасхальное яйцо» 2 2
(май)
№ Тема занятия Теория Практика Всего часов
1-я неделя Интуитивная живопись. «Одуванчики» 2,5 2,5
1-я неделя Интуитивная живопись. «Сирень» (мятой бумагой) 2 2
2-я неделя Тестопластика. «Леплю, что люблю!» 2,5 2,5
2-я неделя Тестопластика. Работа над изделиями. 2 2
3-я неделя Тестопластика. Завершение и оформление своих композиций. 2,5 2,5
3-я неделя Творческая выставка. Итоговое собрание. 2 2
Всего: 148 часов
Методическое обеспечение
беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;
работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;
организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
организация выставок детских работ;
создание и развитие детского коллектива;
работа с родителями.
Список литературы
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2012
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Образовательная система «Школа 2100»). Проект
Т.Я. Шпикалова, Г.А Поровская Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие. – М., 2000.
Т.Я.Шпикалова, Т.С.Комарова, Н.Н.Светловская и др Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1 – 4 классы 11-летней школы. М.: Просвещение, 1996.
Б.М. Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. 1-9 классы.М.: Школьная книга, 2014.
В.И. Колякина. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: ВЛАДОС, 2002.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: Молодая гвардия, 1988.
Резанова О.В. Русский народный костюм как средство художественного образования и эстетического воспитания в начальных классах общеобразовательной школы. Методические рекомендации. – М., 1997.
М. Семенова Мы – славяне! – СПб.: Азбука, 1997.
Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 1999.
Л.В.Горнова, Т.Л.Бычкова и др. Студия декоративно-прикладного творчества. Программы. Организация работы.Рекомендации. Волгоград. Изд-во «Учитель». 2008.
Н.Н.Алексахин. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке.Москва. изд-во «АГАР», 2001
О.В.Бондаренко. Поделки из бумаги. Подарки, игрушки, забавные зверушки., Ярославль. Академия развития, 2009
В.Н.Иванченко., Занятия в системе дополнительного образования детей., изд-во «Учитель»., 2007
Ц.Лариш., Сам себе гончар. Обучение детей приемам лепки., изд-во «Урал Л.Т.Д.».,2004
Г. Чаянова., Соленое тесто. Для начинающих., Москва., изд-во «Дрофа. Плюс».,2005